Дилемма инноватора: между Сциллой и Харибдой
Почему лучшие компании – с компетентным руководством и мощными ресурсами – порой теряют лидирующие позиции на рынке под натиском новых технологий? Профессор Гарвардской школы бизнеса Клейтон М. Кристенсен дает однозначный ответ на этот вопрос: зачастую сама практика менеджмента, благодаря которой компании становятся лидерами отрасли, мешает им разрабатывать новые технологии, которые в конечном счете выживают их с рынка. Как этого избежать – читайте в знаменитом бестселлере Кристенсена «Дилемма инноватора».
Революционная идея профессора Кристенсена состоит в том, что следует различать две формы разработки новых стратегий и направлений деятельности, создания и выведения на рынок новых продуктов – иначе говоря, два вида инноваций: поддерживающие и «подрывные». Хорошо управляемые компании превосходно разрабатывают поддерживающие технологии, которые совершенствуют их продукты по характеристикам, имеющим значение для потребителя. Практика менеджмента в таких компаниях способствует тому, чтобы они:
– прислушивались к потребителям;
– активно инвестировали в технологии, которые дают потребителям то, чего они хотят;
– стремились к более высокой прибыльности;
– ориентировались на более крупные, а не на мелкие рынки.
Все это способствует тому, что крупные компании не знают себе равных в деле совершенствования старых продуктов. Однако есть и другой тип продуктов, которые традиционно вызывают панику на устоявшемся рынке. Для их обозначения Кристенсен ввел термин «“подрывные” технологии». Энди Гроув, основатель компании Intel, назвал это «эффектом Кристенсена», а журнал Forbes – «атакой с черного хода».
В книге «Дилемма инноватора» рассказывается, как «подрывные» технологии вытесняют старые, и описываются мощные силы, которые действуют в хорошо управляемых компаниях и не позволяют им самостоятельно разрабатывать такие технологии. Профессор Кристенсен