____________________________________________
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ:
Книги о бизнесе и власти в кратком изложении
Дорогой читатель, информируем Вас, что использование и распространение результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность, установленную ст. 1301 ГК РФ, ст. 7.12 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Данное нарушение влечет за собой выплату штрафа в размере до 5млн рублей, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Каждый экземпляр скачанной Вами книги имеет уникальный идентификационный код, закрепленный именно за Вами.
____________________________________________________
«АБРИКОСОВЫ. Кондитерская династия с 200-летней историей» Светлана Фоменко
Введение
Конфеты «Белочка», «Мишка на севере», «Ласточка», «Буревестник», шоколад «Вдохновение», карамель «Снежок», «Гусиные лапки» и, конечно, «Апельсиновая», «Яблоко», «Вишня» – эти названия знакомы нам с детства.
Красивое здание на обертке – опознавательный знак производителя – концерна «Бабаевский». Пробуя конфету, мало кто задумывается о том, откуда взялось это название и какова история «Бабаевки». А ведь она насчитывает почти два столетия.
«Бабаевской» фабрика стала лишь в 1922 году. Петр Акимович Бабаев, чье имя носит кондитерское предприятие, к сладкому производству не имел никакого отношения. Его заслуги – в другой профессиональной области. Бабаев в начале 1900-х годов работал слесарем в Сокольнических трамвайных мастерских, там же занялся политической работой, принимал деятельное участие в революции 1905 года, в февральской революции 1917 года. Участвовал в июльском выступлении 1917 года и Октябрьской революции, зарекомендовав себя как деятельный агитатор и организатор. В 1918 году Бабаев был назначен секретарем Сокольнического райкома партии, затем являлся членом Московского комитета партии и членом Исполкома Московского совета, а с 1919 года возглавлял Сокольнический райисполком Москвы.
После смерти П.А. Бабаева его имя присвоили кондитерской фабрике, расположенной недалеко от бывших трамвайных мастерских, в которых он начинал свою революционную деятельность.
До 1922 года фабрика носила имя своего основателя, а точнее, основателей – «кондитерских королей» Абрикосовых. Она называлась фабрикой «Товарищества А.И. Абрикосова сыновей» и была известна не только в Москве, но и по всей России.
А началось все в начале XIX столетия. Основоположник будущей шоколадной империи и родоначальник династии знаменитых промышленников Степан Николаев (по-современному – Николаевич) по фамилии Палкин был крепостным. Отпросившись у барыни на оброк в Москву, вместе с сыновьями организовал небольшое кустарное производство и торговлю джемом и конфетами. Дела пошли так успешно, что бывший крепостной смог не только выкупить себе и своей семье вольную, но даже сумел заслужить купеческое звание. А в 1814 году наследники Степана Николаевича официально получили новую «кондитерскую» фамилию – Абрикосовы.
Благодаря таланту внука Степана Николаевича – Алексея Ивановича Абрикосова, будущего «шоколадного короля», – маленькая кондитерская лавка выросла в крупнейшее в России кондитерское предприятие. Сладкая продукция Абрикосовых неоднократно побеждала на международных и российских художественно-промышленных выставках. А в 1899 году за многочисленные заслуги и отличное качество изделий предприятие получило звание поставщика двора Его Императорского Величества. В те времена подобное звание считалось знаком качества самой высокой категории.
Эта книга о том, как человек, закончивший всего четыре класса коммерческого училища, смог стать блестящим администратором и знатоком рынка и, используя уникальные управленческие приемы, создал кондитерское производство, продукция которого славилась на всю Россию.
Наш рассказ о представителях славной династии Абрикосовых и о том, как фамилия Абрикосовых стала настоящим брендом.
Родоначальник
Любимым занятием помещиков Чембарского уезда Пензенской губернии, скучающих от праздности и безделья, были походы друг к другу в гости – на обед с наливочкой да на чай с пирогами. Особая слава шла о сластях, которыми угощала своих гостей помещица села Троицкого Анна Петровна Левашова. Варенье, джемы, пастила из разных фруктов и ягод, растущих в барском саду, воздушные пирожные и пирожки были отменного качества и вкуса и буквально таяли – в прямом и переносном смысле – во рту и на блюде.
Мастером всех этих кондитерских изысков был ее дворовый крепостной Степан Николаев (сейчас бы сказали Николаевич). Кондитером он был знатным, да вот применить свой талант не только для услады аппетита гостей барыни, но и для собственной выгоды не мог: крепостной крестьянин полностью принадлежал своей хозяйке. Прознав про то, что в соседних селах помещики своих крестьян на заработки отпускали, стал проситься у барыни и Степан «походить по оброку в Москву». Поначалу помещица не хотела отпускать талантливого кондитера, но потом, рассудив здраво, что своим уменьем он может ей принести приличную выгоду, согласилась. К тому времени ему стукнуло уже 67 лет. Семью Степана барыня оставила при себе.
Впоследствии в «Материалах для истории московского купечества» (М., 1887) будет записано:
«…прибыл 1804 года августа 3-го дня, из отпущенных на волю от статской
советницы Анны Петровой Левашовой дворовых людей Пензенской губернии
Чембарского округа села Троицка, Отмист тожь; жительствует Городской
части в приходе Николы Чудотворца, что у Красного Звона, в доме Боровского
подворья у содержателя Никиты Игнатьева».
В Москве сразу устроиться на работу пензенскому мужику было сложно. Пришлось работать кустарем-одиночкой, торговать с лотка. Однако вскоре московские покупатели оценили его сладости, стала складываться постоянная клиентура. Пошли дела в гору… А там и «сарафанное радио» помогло – прослышали о талантливом кондитере купцы да богатые чиновники, стали Степану Николаевичу заказы делать на угощения для званых обедов, вечеров, именин да свадеб. Степан, будучи человеком непьющим, экономным, каждую копейку берег, копил. Нужно было ведь и оброк барыне платить, и сырье для своего производства покупать, да еще была мечта выкупиться с семьей на волю, стать свободным человеком.
Каждый год Степан наведывался в Троицкое – уплатить барыне оброк и семью повидать. Наконец, поднакопив достаточно денег, он смог выкупить вольную для себя и своей семьи. А став свободным, решил уехать из деревни и обосноваться в Москве, развивать свое кондитерское дело.
Работать приходилось всей семьей. Семья – сам Степан, его жена Фекла, дочь Дарья и сыновья Иван и Василий. Готовили пастилу, делали мармелад, варили варенья, пекли пряники, катали конфеты. Женщины готовили, сыновья на подхвате были, тяжелой работой не брезговали да отцу торговать помогали, а сам Степан рецепты придумывал, за ассортиментом следил, сырье покупал, торговлю правил и клиентов отыскивал. Кондитера приглашали обслуживать званые вечера, балы, свадьбы.
Как-то сладким угощеньем пришлось потчевать игумена Ново-Спасского монастыря, и так ему понравились пастила и мармелад, что он благословил Степана Николаевича иконой. С тех пор, по рассказам его внука, Хрисанфа Николаевича Абрикосова1, эта икона стала семейной реликвией и постоянно находилась в конторе деда.
В 1811 году в возрасте 75 лет бывший крепостной сумел дорасти до купеческого звания, записавшись в купцы третьей гильдии. Однако радоваться новому своему званию Степану Николаевичу довелось недолго: в следующем году он скончался.
После смерти Степана Николаевича в 1812 году бразды правления семейным бизнесом перешли к старшему сыну Ивану, которому на тот момент исполнилось 22 года.
Продолжать семейное дело приходилось в сложных условиях, которые были вызваны Отечественной войной, навязанной России Наполеоном.
Взлет и падение
У Ивана Степановича, возглавившего после смерти отца семейный кондитерский бизнес, дела шли неплохо. Небольшая кондитерская мастерская, располагавшаяся на Варварке, вскоре переросла в «торговый дом». Иван значительно увеличил выпуск продукции, расширил ассортимент изделий.
Слава о замечательных сладостях распространялась быстро. В целях рекламы и повышения престижа своего торгового дома купцы обычно использовали собственную фамилию. Задумался об этом и Иван Степанович.