Глава 3. ТИРАНИЯ «НАДО»

Предыдущими рассуждениями установлено: невротик ратует за свое идеальное я во внешнем мире через достижения, славу, успех, власть, соревнование и торжество. Важно разобраться в том аспекте самоидеализации, в котором фокусом является его внутренний мир.

В противоположность Пигмалиону, создающему новое творение согласно своим канонам красоты, невротик каждый новый день начинает с самого себя, самим собой и заканчивает.

Внутренне он бросает вызов этому миру. Говорит: «Будь другим, будь идеальным, через какие бы несовершенства мира тебе ни надо было пройти». Он устанавливает над собой так называемую «тиранию Надо».

Вот набор внутреннего регламента, который приводит автор:

«Ему Надо быть пределом честности, щедрости, внимательности, справедливости, достоинства, храбрости, заботливости. Ему Надо быть совершенным любовником, мужем, учителем. Он Должен вынести все, угодить всем, любить своих родителей, жену и страну; или же, напротив, ему Нельзя привязываться ни к чему и ни к кому, ничто Не Должно иметь для него значения, он Не Должен чувствовать обиду, а Должен быть всегда спокойным и умиротворенным. Он Должен всегда получать наслаждение от жизни, или же, он Должен быть выше забав и развлечений. Он Должен быть непосредственным, он Должен всегда сдерживать свои чувства. Ему Надо знать, понимать и предвидеть все. Он Обязан не сходя с места разрешить любую проблему, свою или чужую. Он Должен преодолеть любые трудности, как только они появятся. Ему Нельзя уставать или болеть. Он всегда Должен суметь устроится на работу. Все, что можно сделать не меньше, чем за два-три часа, он Должен делать за час».

Возможно, кому-то это может показаться «бредом сумасшедшего». Взгляните на размах. Впечатляет?

Невротик и сам понимает, что это невыполнимо, но для него лучше «журавль в небе», если вспомнить известную поговорку.

Рассмотрим один рассказ альпиниста, как он пришел к этой профессии.

«Мысли о горах у меня бывали и раньше, но ограничивались только мечтами. Однако новогодним вечером 2017 года после просмотра фильма «Эверест» я в очередной раз задумался над тем, что хочу попробовать зимнее восхождение. В этот раз мысль превратилась в действие, и сначала я определился с горой, изучил информацию, маршруты, потом нашел группы, которые формировались на ближайшие две недели, разослал им свой запрос и от одной из них получил подтверждение. Несколько минут я молча размышлял, а потом просто оплатил авиабилеты».

Теперь внимание! Одно действие из перечня альпиниста наш составитель внутреннего регламента не сделает. Он не оплатит авиабилеты. Причиной как раз и явится какая-то мелкая деталь, какой-то недочет. Но его требования будут расти дальше, и он все дальше будет от исполнения мечты. Понимая, что многое из этого невыполнимо, он не становится трудоголиком, – ждет удачу, надеется на легкий успех.

Начальник, имеющий большой опыт руководства, уверен, что его никто не знает, как надо решать ту или иную проблему, и не замечает, что его опыт односторонний, а взгляд узкий.

Внутренние предписания действуют с совершенным пренебрежением к внутрипсихическому состоянию человека. Явно и неуважительно к личности и ее свободе. «Надо» и точка.

Есть у невротика и другое требование: «Мне всегда…». Он говорит себе: «Мне всегда надо быть в нужном месте и в полной готовности разобраться и действовать». Эдакий Жан Вальжан из «Отверженных» Виктора Гюго.

Если невротик дает себе установку быть сострадательным, он не испытает при этом сострадания, да и вообще не испытывает теплых чувств ни к кому. У него много опасений.

В своем детстве он также видит проблему внешних факторов. «Если бы он мог принять на себя реальную ответственность за свою жизнь, вместо подобной фальшивой ответственности, он бы думал иначе. Он признавал бы, что ранние влияния не могли не сформировать его неблагоприятно». Он утешает себя тем, что кому-то надо было действовать иначе, тогда бы он смог то-то и то-то.

Его отношение к текущей ситуации также под «диктатурой Надо». Ему надо покончить немедленно со всеми трудностями.

Есть так называемая «игла Кассирского», с помощью которой берут пункцию грудины. Так вот в описываемых требованиях невротик считает, что для любой проблемы есть подобная игла, и все разрешится.

Один случай из практики автор описывает так.

«Мне, например, вспоминаются две девочки, которые считали, что не должны бояться ничего. Одна из них боялась взломщиков и заставляла себя спать одну в пустом доме до тех пор, пока не избавится от страха. Другая боялась плавать в непрозрачной воде, представляя себе, что ее может укусить змея или рыба. Она заставляла себя переплывать кишащий акулами залив. Обе пытались переломить свой страх».

Что же происходило с девочками дальше? Одиночный симптом исчезал, но реальные их нарушения оставались, поскольку оставалась тревожность за что-то другое, их внутренний конфликт разрешен не был. Но осторожное, тщательное высвобождение из затруднения для них – признание слабости и поражения.

Когда аналитик пытается искать пути выхода, они, конечно, этому сопротивляются. У них остается установка «Надо с этим справиться». Далее пациент страдает от депрессии, видит тщетность ряда иллюзий. Есть латинское изречение «Mus in piso» («мышь в горохе»). Точная иллюстрация того, как невротик хватается за каждую проблему с неистовым желанием ее разрешить, убеждается в тщетности усилий и, как мышь в горохе, лишь надкусывает плод и уходит совершенно неудовлетворенный.

Автор пишет: «Иногда аналитику удается захватить этот процесс в самом начале и пресечь на корню. Так, пациентка, открывшая мне степень своей погруженности в мечты, рассказав в деталях, как утонченно пронизаны ими все ее действия, в то же время пришла к осознанию вреда от этого, по крайней мере, на уровне понимания, насколько это поглощает ее энергию. В следующий раз она чувствовала себя несколько виноватой и извинялась, что мечты не исчезли. Зная о ее требованиях к себе, я выразила убеждение, что было бы и невозможно, и неразумно пресекать их искусственно, поскольку мы можем быть уверены, что они все еще выполняют важную функцию в ее жизни – какую именно, мы поймем постепенно. Она почувствовала большое облегчение и призналась мне, что решила было пресечь их. Но ей это не удалось, и она считала, что я за это буду испытывать к ней отвращение».

Как видно из примера, пациентка спроецировала на доктора то, что ожидала от себя.

Вывод автора более чем лаконичный. «Внутренние предписания, в чем-то более радикальные, чем другие пути поддержания идеального образа, тоже имеют целью не реальные перемены, а немедленное и абсолютное совершенство. Их цель – заставить исчезнуть несовершенства или сделать так, чтобы совершенство показалось достигнутым».

Кстати, если последить за тем, как это происходит наяву, увидим следующее. Человек жутко встревожен тем, что он покраснел, у него воспаленные белки глаз, выделяются морщинки, трясутся руки, подсел голос, и абсолютно игнорирует свое внутреннее состояние. Подобный тип людей не стремится, например, стать смелее, а скорее претендуют на отчаянную смелость и высокую отвагу, не претендуют на честность, оставляя за собой путь к некоей абсолютной честности.

Загрузка...