Форд создал предприятие, которое соответствовало его взглядам: во главу угла ставилось высокое качество изделий и удовлетворение запросов потребителя. Для этого были нужны наилучшие методы производства, которые он и начал искать.
Изготовление одного и того же изделия во второй раз удается лучше, чем в первый. Промышленность как будто не учитывала этот принцип, и фабриканты предпочитали работать под заказ, а не запускать серийное производство. Между тем заказчик, как правило, недостаточно компетентен, чтобы дать к изделию дельные пожелания. Девяносто пять процентов потребителей не в состоянии четко сформулировать свои потребности. В этом контексте задача фабриканта – выявить, что требуется людям, и изготовить это наилучшим образом. Постоянное стремление к высокому качеству и низкой цене изделия формирует универсальный спрос на продукт.
Нормализация (стандартизация) производства или поиск самого удобного для производства продукта здесь ни при чем, это лишь очередная попытка получить максимальный доход при минимуме усилий. Это ведет к негибкости в методах производства и перенасыщает рынок сбыта, интересы потребителя при этом не учитываются вовсе. Переизбыток товара снижает спрос, что вынуждает предпринимателя делать скидки на продукцию, однако потребителя это не особо привлекает – он понимает, что снижение цены искусственно, и относится к изготовителю с недоверием. Цена должна снижаться только вследствие уменьшения издержек производства. Одна из задач Форда – удивлять покупателя сочетанием низкой цены и высокого качества.
Под правильной нормализацией Форд понимает ежедневное и многолетнее изучение потребностей клиентов и методов изготовления. Так формируется настоящий бизнес, который приносит пользу обществу и выгоду владельцу. Это логическая основа для бизнеса, который ставит целью обслуживать девяносто пять процентов рынка.
Такое производство подразумевает концентрацию на одном предмете, изучение которого происходит постоянно и длительное время. В один день такие вопросы не решаются.
Форд экспериментировал постоянно, но часть исследований приходилось посвящать гоночным характеристикам, хоть он и считал это несерьезным. В 1903 году он вместе с Тимом Коппером построил две гоночные машины, которые назывались «999» и «Стрела». У них было четыре гигантских цилиндра с беспрецедентной мощностью в 80 лошадиных сил. Это были громкие и тяжелые в управлении автомобили, и оба создателя, поездив на них, не решились участвовать в гонках лично. На это с удовольствием согласился велосипедный гонщик по имени Ольдфильд.
Гонка происходила на протяжении трех миль. Гоночные шоссе тогда были не особо продуманными, так как никто не знал, какие скорости развивают автомобили. Поэтому затея была для Ольдфильда чрезвычайно рискованной. На новом автомобиле он пришел к финишу на полмили раньше всех прочих. Это стало фурором, и через неделю Форд официально основал Общество автомобилей Форда.
Капитал равнялся 100 000 долларов, а доля Форда первоначально составляла 25 с половиной процентов. Чтобы иметь больше возможностей, в 1916 году он со своих заработков докупил акций и стал держателем пятидесяти одного процента акций, а вскоре увеличил свою долю до пятидесяти девяти процентов. Новое оборудование и постройки он оплачивал из своего капитала. Большая часть акционеров не была согласна с его хозяйственной политикой, поэтому в 1919 году все остальные акции приобрел сын Форда Эдсел. Сделка была совершена по курсу 12 500 долларов за номинальные 100 долларов, что составило сумму около 75 миллионов.