Ставить свои цели и, достигая их, принимать решения с каждым новым шагом все труднее. Неблагоприятные эмоции, подавленные чувства, тревога, переживание глубинной неудовлетворенности со временем соединяются в охватывающий нас круг. Но это различимые сигналы нереализованной потребности понимать себя и справляться с собой, понимать других и предупреждать ошибки коммуникации.
Сейчас к этой потребности адресовано неизмеримое количество информации. Стоит только открыть один раздел с условным названием «Путь к себе» в любой библиотеке психологической литературы, чтобы прийти в замешательство. Невозможно даже представить такого добросовестного читателя, который бы действительно попробовал воспринять эту разноголосую информацию как истинную и предписанную к применению. Попытка проделать предложенный «путь к себе» привела бы разве что к сумасшествию, задолго до конца перечня. Так что же предпринять в этом абсурдном хаосе информационного рынка человеку, ищущему достоверного и работающего знания?
В действительности все просто — есть подлинная информация и фальсификат. Подлинная — существует в рамках науки, она по определению добывается кропотливым трудом во имя истины, всякая иная фабрикуется для осуществления (экономической, идеологической) эксплуатации реципиента и представляет собой — в нашем случае — «домашнюю» или «гламурную» психологию от журналистов, «экстрасенсов», «астрологов» и прочих «пара-специалистов». Предлагая в качестве знания и средств помощи «новые откровения» банальной мифологии, она обманывает и закрепляет неблагоприятную ситуацию обманутого. Только научная информация действительно меняет положение дел. Фрейд писал: «Наш бог, Logos, может быть, не очень всемогущ, и в состоянии исполнить лишь малую часть того, что обещали его предшественники… Вера в науку не иллюзия, так как наука может нам кое-что дать. Иллюзией было бы верить, что мы откуда-то могли бы получить то, что наука нам дать не может».
В настоящее время достижения научной психологии должны включаться в повседневную жизнь в большей мере, чем достижения технических наук, поскольку сейчас стоит проблема не столько внешнего, сколько внутреннего благополучия индивида. Современный человек становится все более автономным, что означает самостоятельный поиск основ собственной жизни, который часто ему плохо удается. В этой ситуации он должен быть поддержан знаниями о природе внутренней реальности, о закономерностях ее проявления и взаимодействия с внешним миром. Это позволит наилучшим образом понимать себя и окружающих, предсказывать свои жизненные ситуации и принимать верные решения.
Однако в отношении перевода научных психологических знаний в повседневность существует несколько проблем. Первая из них заключается в том, что научная информация, представляющая новый смысл, трудна для выражения. Поэтому тексты ученых, оказавшихся в научном авангарде, на рубеже открытия, темны, приблизительны и громоздки, в них только происходит поиск формы для нового содержания. Обычно даже зрелые научные теории, оправдавшие себя в области практического применения, излагаются, не получив лаконичной и систематической формы. Типичная ситуация, когда люди в поисках ответов на психологические загадки с интересом обращались к текстам корифеев психологии, но утомленные длинным изложением, которое часто представляет собой не столько готовое объяснение для новичков, сколько добросовестное исследование, бросали чтение, так ни в чем и не разобравшись, формируя очень приблизительное и стереотипное представление о теории.
Другой проблемой освоения психологических знаний является их пестрое многообразие и разнородность. Теории, интерпретирующие природу личности, умножаются с ускорением. И в силу того, что сейчас психология открыта рынку, нередко такие теории фабрикуются без должной научной проверки.
Если погрузиться в психологию, то создается впечатление, что множество специалистов, целенаправленно наблюдавших психическую жизнь пациентов и свою собственную, внеся свой вклад, сформировали обширную, неясную информационную базу по теории психики, которая все усложняется введением интригующих данных и все более демонстрирует свою разнородность и незаконченность. Поэтому впечатление от знакомства с психологическими знаниями может быть выражено словами М. Фельденкрейса: «Я переворошил огромное количество литературы по физиологии и психологии и, к своему величайшему изумлению, обнаружил лишь сплошное невежество, массу предрассудков и полный идиотизм в той области, которая касается поведения человека. Не нашлось ни одной книги, где говорилось бы о том, как именно функционирует наш организм».
Но такое впечатление, имеющее свои серьезные причины, способно закрыть путь к ценным знаниям, которые действительно присутствуют в научной психологии и связаны с тем, что настоящий психолог подвигается к исследовательской работе своими реальными трудными состояниями и душевными болями. Он хочет доподлинно познать, используя научный инструментарий, происходящее с ним как с человеком.
Логично предположить, что если эти предпринятые многими учеными попытки увидеть в лицо свою внутреннюю проблему, повстречаться с самим собой на экране научной объективации, попытки экспериментировать с самим собой в поисках оптимального варианта психической жизни не бессмысленны, тогда эти отдельные усилия могут сложиться в общую логику овладения внутренним пространством. Уровень общей логики поднимается над необозримым массивом подготовительной, поисковой и специально-методической информации, имеющей характер исследовательских черновиков, и проявляет чистые законченные неоспоримые формы знания о человеческой психике.
Эта книга предлагает не очередной свод информации о научных школах, потому что такой свод, по существу, ничего не дает. Он похож на гобелен, впечатления от которого описал Фриц Перлз: «Эта ручная работа вызывает у меня настоящее отчаяние. Я смотрю на гобелен, почти полностью вытканный, однако неспособный дать общую картину, общий гештальт». В самом деле, использовать можно только что-то определенное, ясное, завершенное.
Эта книга представляет пять ключевых открытий психологии личности, определивших маршрут современной науки, в отчетливых смысловых фигурах, которые пригодны для того, чтобы вмонтировать их в свой познавательный механизм любому разумному человеку.
Задача заключается в том, чтобы открытия природы психического, зафиксированные на уровне этой общей логики, освоить и применять для осмысления наших состояний, наших решений и нас самих, не погружаясь в конкретику того или иного направления психологии (и психотерапии), которое всегда, будучи только одним условным срезом реальности, уводит от целостной истины жизни. То есть, задача сводится к тому, чтобы сделать психологию жизненной мудростью.
Поэтому каждое значимое направление психологии рассматривается нами только как сфокусированное открытие некой скрытой ранее закономерности внутренней жизни и поведения человека. При этом открытия не атомарны, но системны. Они рождаются из определенных взаимоотношений новой информации и известных закономерностей, новая информация находит понятийное выражение далеко не сразу и через ряд попыток приближения к своей аутентичной форме. Когда же она обретает прописку в науке, она прокладывает русло, которое образует вокруг себя цветущий оазис — целую территорию науки.
01.09.2011 С.Л. Бутина-Шабаль