Устное творчество Красной Армии

I

Когда уральские фольклористы, при встрече со старым партизаном, задали ему вопрос: какие песни пелись в его отряде, он ответил: «Бойцу без песни никак нельзя. С песней и умирать и голодовать легче. Старые ни к чему были – свои складывали»[1]. Действительно, потребность в боевых песнях в первые годы гражданской войны была огромна, но песен не было. Песня партизанская и красноармейская появилась не сразу. Предшественником их была старая солдатская песня, перекочевавшая с фронта империалистической войны на фронт гражданской войны. В своем измененном виде она бытовала в первые годы гражданской войны и задержалась до более позднего времени благодаря своим живым носителям и массовым песенникам, в которых неоднократно перепечатывалась. Оказывал влияние на новую песню и городской романс.

Попав в новую обстановку, старый текст претерпевал изменения, заменялись прежние действующие лица новыми, менялись условия действия, времени и т. п. Вот, например, переделка старой солдатской песни «На взятие Варшавы в 1831 году» в новую-партизанскую:

Тучки темны, тучки грозны,

из-под тучи дождь идет,

наши храбры партизаны

со ученьица идут.

Они идут и маршируют

и меж собою говорят:

трудно, трудно нам, ребятки,

нам с белюгой воевать,

а еще того труднее

нам под пушки подбежать.

Мы под пушки подбежали,

закричали все «ура»,

распроклятые белюги

разбежались кой-куда (93)[2]

Для сравнения приведем часть текста старой песни, положенной в основу переделки:

Ночки темны, тучки грозны

по поднебесью идут, —

наши храбры гренадеры

со ученьица идут.

Они идут, маршируют,

меж собою говорят:

Эх, не трудно нам, ребята,

нам Варшаву город взять!

И не будет нам труднее,

нам под пушки подбежать,

мы под пушки подбежали,

закричали все: «ура!»…

(«Сборник солдатских песен», СПБ, 1874, стр. 3)[3].

Иногда старый текст оставался без изменений и сопровождался новым припевом. Примером такого механического соединения старой песенки с новым припевом может быть песня некоего Сабинина: «На солнце оружьем сверкая».

Оружьем на солнце сверкая,

Под марш полковых трубачей

По улице, пыль поднимая,

Проходил полк гусар-усачей.

Припев;

Марш вперед,

Друзья, в поход,

Красные отряды,

Звук лихой

Зовет нас в бой,

Белым нет пощады!..

Подобной переделке подвергались и другие тексты старых песен. Сохранялись иногда прежние музыкальные мотивы, выбор которых был очень ограничен. Так, например, для текста походной песни: «Смело мы в бой пойдем» (8) был использован мотив романса: «Белой акации», песня: «Взвейтесь, красные знамена» пелась на мотив: «Взвейтесь, соколы, орлами» и др. В широкий обиход во время партизанских боевых походов по Забайкалью вошла песня: «На смерть Погадаева» (77), сочиненная на мотив дореволюционного городского романса «Чайка» («Вот вспыхнуло утро»). Эта песня была опубликована в 1929 году в сборнике «Партизаны», посвященном трехлетней героической борьбе рабочих и крестьян Забайкалья за власть советов. В 1935 и 1936 году иркутскими и сретенскими краеведами было зарегистрировано несколько вариантов этой песни.

На Урале распространена была песня: «Про Колчака» (81), являющаяся переделкой песни о Наполеоне, сочиненной в 50-х годах прошлого столетия для небольшого московского альманаха Н. С. Соколовым: «Кипел (в фольклоре – шумел), горел пожар московский»[4]; в районах нижнего Поволжья записана песня «Буденный» (29), исполнявшаяся также на мотив: «Шумел, горел пожар московский».

Для текста «Песни красных стрелков» (13) был использован мотив популярной песни «про разбойника Чуркина».

Таким образом в устной поэзии Красной армии первых лет после Великой пролетарской революции чувствуются отголоски старой песенной традиции. Песни перерабатывались применительно к тематике гражданской войны и либо представляли переработку старых солдатских песен или городского романса, либо на старые мелодии слагались новые, революционные слова. Такая «перелицованная» песня не могла, конечно, удовлетворить те запросы, которые были предъявлены песне в дни гражданской войны. Она не воссоздавала той обстановки, в которой происходили события, не выражала полностью взглядов, настроений и стремлений борющегося пролетариата. Новый текст не имел органической связи со старым песенным мотивом. Соединение текста о мотивом делалось механически, наспех, и такая песня не удерживалась надолго в репертуаре. Поэтому-то и возникали требования на новые песни, в которых отчетливее звучали мотивы ненависти к классовому врагу, мотивы борьбы и уверенности в победе.

Эпоха гражданской войны создала свои героические сказания и песни. Она выдвинула партизанскую песню и ряд песен о вождях революционного казачества: о Буденном, Подтелкове и Кривошлыкове, о луганском слесаре, будущем маршале Советского Союза Клименте Ворошилове, о легендарном полководце Поволжья и Урала – Чапаеве, об украинском начдиве – Щорсе и др.

Эти новые песни в большинстве своем созданы на местах, сюжеты их обычно посвящены отдельным событиям и фактам борьбы, каждая песня имеет свою историю. Появление песен всегда связано с каким-либо событием. Интересен, например, факт, когда одновременно с оперативной сводкой в военно-революционный штаб Щитинского фронта была послана песня о «бое под Усть-Кутом» (85) и «Похоронный марш» (86), посвященный героям, погибшим в этом бою. Обе песни были написаны сейчас же после боя партизанским поэтом, одним из участников устькутского боя – Ребровым-Денисовым (см. комментарии). Песни его пользовались популярностью среди партизан. Приводим сводку штаба партизанских войск Северо-восточного фронта:

«13 ноября 1919 года, в 7 часов утра, наши полки под прикрытием артиллерийского огня и пулеметов повели наступление на село Усть-Кут. Бой продолжался до 8 часов вечера. Противник был взят в кольцо. Село Усть-Кут переходило из рук в руки два раза: было несколько штыковых схваток, увенчавшихся успехом в нашу пользу. Последней атакой противник был выбит из села Усть-Кут в панически бежал по направлению Киренска, энергично преследуемый нашими войсками…»

«При сем препровождаю, – пишет главнокомандующий, – оперативные сводки Главного штаба советских войск Северо-восточного фронта от 14 и 17 сентября, песню о бое под Усть-Кутом и песню героям, погибшим под Усть-Кутом»[5].

Песня на переход 1-го Забайкальского Семеновского полка к красным (78) написана бывшим казаком 1-го полка сейчас же после этого события в июле 1919 года. «Ровно в два часа ночи раздался выстрел, – вспоминает об этом участник события, – пошла суматоха, крики, стоны, ружейная стрельба. Офицеров били чем попало – шашками, палками, винтовками, рубили топорами. Затем мы начали арестовывать семеновцев. Полк прибыл к партизанам в составе пяти сотен, одного орудия, пяти пулеметов и большого количества патронов и разного военного имущества»[6]

Творцами и носителями партизанских песен были бойцы: партизаны, красногвардейцы, матросы. Например, «Песня бронепоезда Ворошилова» (50) была сложена бойцами бропепоезда имени Ворошилова в 1919 году. Песню «Гудок паровоза» (79) составили сибирские партизаны в Нерчинской тюрьме.

«Сказ о донских богатырях, трудовых казаках Подтелкове и Кривошлыкове» (42) был написан донским казаком Михаилом Кошкаревым в 1920 году. Этот «сказ» в свое время распространялся в виде печатной листовки по рукам трудовых казаков Дона и пользовался среди них большим успехом. Автор этого «сказа» в 1920 году был председателем исполкома совета в станице Вешенской. Партизанскую песню «Дуют холодные ветры» (82) составили два партизана. Особенной популярностью песня эта пользовалась в первом Приморском отряде. «Песню о Щорсе» (39) и «Хоронили Щорса» (40) сложили бойцы Богунского полка, организатором которого был Н. А. Щорс. Песни свои партизанские певцы слагали при различных обстоятельствах. Так, например, один из партизанских поэтов Минусинского фронта Рагозин писал свои стихи, «сидя на заседании, в тайге под деревом, в песчаной степи Урянхая, на чердаке штаба»[7] и т. д.

Устное поэтическое творчество периода гражданской войны исключительно богато и разнообразно. Различные виды фольклора (песни, сказки, сказы, пословицы и поговорки, частушки и др.) отражали ярчайшие эпизоды героической борьбы пролетариата и все этапы этой борьбы.

Наибольший интерес представляют произведения фольклора, связанные с боевыми действиями Красной армии, а также с именами красноармейских героев. Имена Фрунзе, Ворошилова, Буденного, Серго Орджоникидзе, Чапаева встречаются во многих песнях о гражданской войне. Вот, например, распространенная песня про легендарного конника О. М. Буденного «Как коршуны злые терзают добычу» (28), записанная на Гомельщине от партизана Коржева П. Α., а последний записал ее от инвалида, исполнявшего песню под аккомпанемент слепца-баяниста на базаре в Курске.

Эта песня несомненно создана каким-то народным поэтом, но в дальнейшем она подверглась фольклорным переработкам, и зарегистрированные в различных районах (Ворошиловград, Донецкой обл. и др. районы УССР, Гомель и др. районы БССР) варианты дают нам право рассматривать ее как фольклорное произведение. Вторая песня, посвященная Н. А. Щорсу (38), интересна по своей простоте и ясности изложения и выделяется певучестью мотива и легкостью ритма.

Нельзя пройти мимо песни о встрече двух братьев (94), оказавшихся во враждующих лагерях. Эта песня – одна из наиболее популярных песен о гражданской войне. Известна она в большом количестве вариантов. На эту же тему имеется сказ (95), записанный А. М. Астаховой в 1932 году в Повенце (Кар. АССР) от красного партизана С. Лебедева).

Здесь мы наблюдаем интересное явление, когда одно и то же событие, имевшее место в дни гражданской войны, поэтически отразилось в двух фольклорных жанрах.

Участники и свидетели гражданской войны – красные партизаны, красногвардейцы, матросы, рабочие и колхозники вспоминают и рассказывают молодому поколению о борьбе за советы, о жестоких и зверских издевательствах белых над коммунистами (56, 67), советскими работниками и над мирным населением в годы гражданской войны.

Устный народный сказ, как жанр, устное повествование легендарного или мемуарного характера, особенное распространение получил в наше время. Сказы интересны своей непосредственностью и реализмом. Они живо воссоздают ту обстановку, в которой происходят события. В них почти нет лирических отступлений, например, описаний природы, они скупы на изобразительные средства. В сказах главное внимание уделяется всегда сюжету, однако это не протокольный рассказ, он своей непосредственностью и живостью чувств воздействует на слушателя.

Некоторые устные рассказы, в результате неоднократного повторения, приобрели устойчивые формы и представляют собой доподлинные художественные произведения устного эпоса. В них. «некоторые из участников гражданской войны приобретают черты легендарных героев, о которых с особой охотой говорят рассказчики, может быть, невольно придавая любимым образам черты романтической идеализации»[8].

Встречаются рассказы, небольшие по своим размерам и с законченным сюжетом, вполне оформившиеся как народные исторические легенды и анекдоты. Таковы, например, рассказы о Буденном (33, 34), о Чапаеве (58, 59, 60, 61, 62).

В прошлом году нам удалось записать в районах Куйбышевской и Саратовской областей до 400 устных рассказов о героической дивизии и о ее славном начдиве Чапаеве. Любовь к талантливому народному полководцу живет и до сих пор в сердцах трудящихся. Удалось встретить среди населения ряд лиц, известных своим уменьем мастерски рассказывать о пережитом и виденном, и побеседовать со многими героями-чапаевцами, у которых еще живы в памяти интереснейшие сведения о боевых делах Чапаевской; дивизии.

Чапаев умел личным примером увлечь красноармейские массы. «Вперед, товарищи, назад ни шагу», – говорил он обычно перед наступлением, обращаясь к бойцам. Эта поговорка – «вперед – назад ни шагу» – встречается во всех рассказах, изображающих бои чапаевских дивизий с белыми. В них Чапаев всегда центральная фигура. Конечный итог боя всегда решает он.

Личные качества Чапаева, так ценимые его бойцами, – смелость, настойчивость, находчивость, горячность – дали повод к созданию ряда коротких рассказов (60, 61, 62)[9].

Фольклорный материал о героическом походе Чапаева и его дивизии представляет исключительную ценность. В ярких образах, насыщенных подлинной народной любовью к легендарному командиру Чапаеву, раскрывается для нас одна из ярчайших страниц эпохи гражданской войны[10].

Имеются записи рассказов, не получивших еще распространения, но заключающих в себе все элементы устного фольклорного сказа. См., например, рассказ чернорабочего Добрянского металлургического завода А. И. Мелькова (56) и рассказ, записанный в Куйбышевской области от бывшего красногвардейца, повествующий об эпохе борьбы с колчаковщиной и об издевательствах белых генералов (67).

Такие рассказы имеют большое значение как исторические документы.

Немало также можно встретить и сказок, замечательных по своему художественному достоинству. В прошлом году, например, нам удалось записать в Саратовской области прекрасную сказку о Чапаеве (65).

В основе этой сказки лежит распространенное в Заволжьи и на Урале предание о том, как герой чудесным образом спасается от преследования врага.

В этом произведении мы наблюдаем интересное взаимоотношение двух фольклорных жанров – сказа и сказки.

В нем имеется ряд мотивов, характерных для сказов с аналогичным сюжетом, но облекшихся в сказочную форму со свойственным сказке гиперболизмом: «летит он на огненном коне, как на птице, саблей серебряной помахивает», или «впрыгнул Чапай в дорогое седло да схватил за поводья: молнией понесся конь вдоль леса, облако пыли по земле только стелется».

Варианты этой сказки фольклористами записаны в Куйбышевской области (64), на Урале («Челябинский рабочий», 6 мая 1937 г., № 102). Распространение данной сказки подтверждается также и рассказом сына Чапаева, приведенным в книге А. Михайлова «В. И. Чапаев в Пугачевске» (б-ка «Огонек», 1936 г., стр. 44).

Не смогла пройти мимо событий гражданской войны и частушка 18 (1–11), 19 (1–5) как одна из наиболее распространенных форм устного народного творчества.

II

Красная армия, окруженная любовью народных масс, создает в наши дни новый фольклор.

Рабочая и колхозная молодежь приносит с собой в красные казармы веселые, бодрые песни своих заводов, фабрик и полей.

В жизни красноармейца песня играет огромную роль. Она является неизменным спутником и другом красноармейских походов. Вся многообразная, кипучая жизнь Красной армии отражена в песнях.

С песней веселой и радостной провожают теперь молодежь в ряды Красной армии:

Пели песни и припевки,

Собирался весь народ,

Провожали с песней девки

Паренька в Балтийский флот.

(128–25.)

Птицы пели, кони ржали

Утром радостного дня.

Всем колхозом провожали

В кавалерию меня.

(128–29.)

Итти в Красную армию – честь и великая радость. Право с оружием в руках охранять мирный труд граждан «необъятной родины своей» – почетное дело.

Рядовые бойцы и командиры Красной армии, закаленные в боях гражданской войны и в борьбе с классовыми врагами, окружены вниманием и заботой всего народа. Вот почему и песни призывников, как и все песни Красной армии, такие радостные и восторженные:

Растяну гармонь родную,

Спою песню призывную.

Ты, любимая, прости,

Я пою от радости.

(128–1.)

Ты сыграй, товарищ, песню:

«С неба полуденного…»,

Пойдем в армию служить,

В конницу Буденного.

(128–7.)

Красная армия – школа, перевоспитывающая молодежь. «Мы даем нашим красноармейцам, – говорит К. В. Ворошилов, – не только большевистское политическое воспитание, не только учим военному строю. Ни один красноармеец не выходит из Красной армии неграмотным. Мы повышаем общеобразовательную подготовку наших бойцов, даем им разные знания, научаем технике, прививаем культурность, организованность, дисциплину (не только военную), развиваем охоту и уменье работать над собой, расти, совершенствоваться»[11]. Прекрасной иллюстрацией к словам наркома являются следующие частушки:

Не ходи мимо казармы,

Чернобровая моя, —

У нас серьезные занятья,

Мне теперь не до тебя.

(128–45)

Чтоб победно воевать,

Нужно знать на практике,

Как огонь свой сочетать

С самой новой тактикой.

(128–46.)

Поиграй, милый, в гитару,

Струночки крученые,

Из Красной армии приходят

Грамотны, ученые.

(128–47.)

Красноармейская песня, частушка говорят об армии, которая хочет мира, но в нужную минуту готова грозной силой встать на защиту советских рубежей и дать отпор врагам, если они вздумают напасть на нашу страну. Мотив готовности защищать границы великой родины звучит в каждой песне, частушке, сложенных бойцами нашей армии:

Мы от зорьки и до зорьки

Все на вахте будем зорки,

Будем вдаль глядеть, моряк…

Ну-ка, сунься, подлый враг!

(128–123.)

А вот походная песня донских казаков, выражающая ту же готовность встать на защиту своей родины и проучить врага, если он попытается шагнуть к ее границам:

По-за Доном, за рекой,

Пролетает ветер.

В синем небе высоко

Ясный месяц светит.

Подъезжают казаки

К молодому гаю, —

Рубежи твои крепки,

Сторона родная.

Пусть сбирается гроза,

Грянет гром из тучи, —

Лезть в советский огород

Мы врага отучим.

(115.)

Говорят об этом и многочисленные народные пословицы и поговорки:

Бей врага при первом его появлении,

Не то доберется до головы.

(127–6.)

Не доведется свинье на небо дивиться,

А Гитлеру в нашем огороде рыться.

(127–8.)

Земля наибогатейшая,

Красная армия – наисильнейшая.

(127–1.)

Под руководством товарища Сталина и наркома Ворошилова Красная армия выросла в непобедимую армию, оснащенную лучшей военной техникой. Велика и сильна Красная армия. В своих рядах она имеет бойцов и командиров, крепко сплоченных вокруг партии Ленина-Сталина и преданных своей родине.

«Пусть зарубят себе на носу провокаторы войны! Пусть помнят они, что боевые действия Красной армии в предстоящей войне, если ее нам навяжут, будут наступательными и что нашей основной целью будет полное сокрушение врага. Красная армия, руководимая Сталинским Центральным Комитетом партии, советским правительством, полководцем гражданской войны маршалом Советского Союза тов. Ворошиловым, за счастье своей любимой родины готова к схватке с любым врагом»[12].

Каждый наш боец – ударник,

Каждый – доблести пример,

Мир таких не знает армий,

Как у нас в СССР.

(128–109.)

III

Сборник «Красноармейский фольклор» является первым печатным сводом произведений устного творчества как самой Красной армии, так и творчества трудовых масс о Красной армии.

В основном сборник содержит произведения устного народного творчества, созданные в широких массах. Помимо этого в сборник включены произведения (песни, стихи) современных поэтов Демьяна Бедного (10), Н. Асеева (30), Ф. Канатова (47) и др., вошедшие в устно-поэтический репертуар, подвергшиеся значительной переделке и таким путем получившие широкое распространение в красноармейских массах, особенно в годы гражданской войны.

Многие произведения, авторы которых зачастую не известны широким красноармейским массам, сделались общими красноармейскими потому, что выражали мысли и настроения десятков тысяч бойцов, восприняты ими и исполняются наравне с фольклорными произведениями, – что и дает нам право на включение их в наш сборник.

Сборник дает материал для истории Красной армии, для характеристики различных исторических моментов и, надо думать, будет иметь воспитательное значение в подготовке новых кадров Красной армии.

Содержание сборника охватывает 1917–1937 гг. и распределяется на две основных части: «Борьба за советы» и «На страже родины».

Материал первой части расположен по фронтам: Южный, Восточный, Северный и Западный. В начале, перед этими разделами, помещены произведения, посвященные В. И. Ленину – создателю Красной армии. В годы гражданской войны Ленин давал руководящие указания и непосредственно помогал операциям Красной армии. Образ Ленина занимает одно из центральных мест в советском фольклоре. Дальше идут боевые и походные песни, общие для всех фронтов. Например, песня «Смело мы в бой пойдем» (8) пелась на всех фронтах гражданской войны и сыграла огромную агитационную и организующую роль.

Песня «Белая армия, черный барон» (9) также пользовалась большой популярностью и имела широкое распространение по всем фронтам. Эти песни были одними из первых боевых песен.

О специально написанных красноармейских песнях в то время и говорить не приходится, их не было, и «трудно было говорить об организованном музыкальном творчестве, – вспоминает современный композитор Васильев-Буглай. – Не до того было. Все жили одной мыслью – прогнать из страны взбесившуюся буржуазию и поддерживавших ее интервентов» («За пролетарскую музыку», 1931 г., № 10, стр. 16).

В 1918 году появляется песня Демьяна Бедного «Проводы» (10)[13], которую можно считать первой массовой красноармейской песней. Песня эта была пущена в массы композитором Васильевым-Буглаем, одним из первых начавшим работу по созданию красноармейской песни. «С 1922 г. я работал в военной школе ВЦИК, – рассказывает Васильев-Буглай. – Именно тогда в школе ВЦИК в была пущена мною и распета песня „Проводы“ на слова Демьяна Бедного, ставшая после этого массовой песней всего СССР» (там же). В дальнейшем через песенники (1924–1930 гг.) и лубок (см. лубок «Проводы» в издании Центросоюза; Гиз, 1928; изд. «Ахр», 1929 г.) песня проникла в народные массы и в процессе своего бытования подверглась переделке. Современными фольклористами зарегистрирован ряд вариантов, которые дают право рассматривать «Проводы» как фольклорное произведение.

Не все песни, написанные для Красной армии, получили распространение. Некоторые из песен усваивались настолько, что поются в отрою, некоторые из них совершенно не прививаются или подвергаются (как текст, так и мелодия) большой творческой переработке самими массами. Укорачивается текст (поется обычно начало или первая половина песни). Часто мелодия и припев механически связаны между собой, и поэтому усваивается только мотив припева, к которому и «подлаживается» весь текст; выбрасываются не совсем яркие и характерные факты, поясняющие то или иное событие. Расхождение между ритмом песни и ритмом походного марша в строю является также одной из главных причин, вызывавших потребность «корректировать» песню[14].

Фольклорный материал, расположенный по фронтам, внутри каждого раздела группируется вокруг отдельного героя: например, Южный фронт – Сталин, Ворошилов, Буденный, Серго Орджоникидзе, Щорс, Подтелков, Кривошлыков; Восточный фронт – Чапаев, Журавлев, Погадаев и т. д.

Вторая часть, озаглавленная нами «На страже родины», открывается разделом песен о вожде народов, славном рулевом всей страны трудящихся товарище Сталине. В основу многих песен Красной армии легли его знаменитые слова, ставшие всенародным лозунгом: «…ни одной пяди чужой земли не хотим, но и своей земли, ни одного вершка своей земли не отдадим никому» («Вопросы ленинизма», 1933 г., стр. 502), и грозное предупреждение врагам: «Кто хочет мира и добивается деловых связей с нами, тот всегда найдет у нас поддержку, а те, которые попытаются напасть на нашу страну, – получат сокрушительный отпор, чтобы впредь не повадно было ям совать свое свиное рыло в наш советский огород» («Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)», Партиздат, 1934, стр. 20).

Мотив обороны родины пронизывает собою всю вторую часть сборника: песни, сказки, пословицы, поговорки и частушки, созданные в наши дни и отражающие повседневную жизнь Красной армии. Частушки распределены по тематическим циклам: призыв, проводы, учеба и оборона.

Материалом для сборника дослужили записи, сделанные мною за 1930–1937 гг. в Лихославльском районе Калининской области (1930 г.), в Пензенском районе Тамбовской области и в районах Куйбышевской области (1930–1936 гг.), в Коммунистическом, Красногорском и Солнечногорском районах Московской области (1931–1937 гг.); записи собирателей-краеведов, опубликованные в местной печати (в районных и областных журналах, газетах); использованы некоторые фронтовые газеты периода гражданской войны, сборники, журналы и песенники.

Данный сборник – первая попытка собрать произведения красноармейского фольклора, бытовавшие в течение двадцати лет (1917–1937 гг.) в народных массах.

Сборник не претендует на полноту и не является исчерпывающим. Нам кажется, что наш сборник должен положить начало систематической работе по сбору устного народного творчества Красной армии. Тема гражданской войны – одна из интереснейших тем советского фольклора. Массовая партизанская и красноармейская песня периода гражданской войны представляет для нас сейчас ценность как современная историческая песня. К сожалению, почти никто не занимался систематическим сбором произведший устного поэтического творчества эпохи гражданской войны. Необходимо принять энергичные меры к собиранию красноармейского фольклора. Фольклор послужит материалом для создания высококачественных красноармейских песен и займет главное место в репертуаре красноармейской художественной самодеятельности. Красноармейская печать должна организовать сбор фольклора в частях Красной армии. Огромную роль в организации собирания произведений фольклора должны и могут сыграть военкоры красноармейских газет и литкружковцы частей. Собрать ценные сказы, песий, частушки о партизанских отрядах, о Красной армии, о ее героях, о ее боевых вождях – тт. Сталине, Ворошилове, Буденном, о Чапаеве, о Щорсе – дело огромной важности.

«Собранные в разных местах нашей родины, многообразные по форме и содержанию народные произведения могут явиться замечательным художественным памятником гражданской войны, воздвигнутым самим народом» (С. М. Буденный). (Газ. «Комсомольская правда», 24/IV 1935 г., № 46.)

26 июня 1937 г.

Загрузка...