Пролог. Как мы замахнулись на святое

В середине 2000-х годов я ощущала себя курицей, несущей золотые яйца. Миллионные партии косметики ежемесячно, популярность у покупателей, солидная научная база, оборудованное по мировым стандартам производство, государственные и международные награды. Казалось бы, что еще надо для счастья? Но исчезло главное – интерес к профессии. Бизнес превратился в гонку, которая ужасно изматывала, особенно своими ограничениями.

Масс-маркет – это мир, работающий по особым правилам, связывающим производителя по рукам и ногам. Все, что требовалось от меня, как технолога-разработчика, – не выходить по себестоимости ингредиентов за определенные рамки и обеспечивать стабильность продукции в течение заявленного срока годности. С другой стороны, любую инициативу убивали жесткие условия работы и диктат со стороны крупных розничных сетей: шаг вправо, шаг влево – штраф! Что бы ни случилось – хоть потоп, хоть дефолт, а товар должен стоять на полке, завлекая покупателя яркой этикеткой и баснословно низкой ценой. Партнеры, представители крупного торгового дома, эксклюзивно занимавшиеся нашей дистрибьюцией, считали, что если для продукта разработать правильную стратегию продвижения и выбрать выгодный концепт, привязав его к запоминающейся упаковке, то люди купят именно эту упаковку. Главное, чтобы у продукта была яркая внешность, а внутрь можно налить что угодно.

Помню случай, когда мы разработали косметику по уходу за лицом, которую большинство людей из фокус-группы в слепом тестировании оценили не хуже известного французского бренда аналогичной ценовой категории. Средства содержали облепиху, поэтому имели желтоватый оттенок. Дистрибьютора это не устроило: крем должен быть белоснежным, «как у французов». Нам сказали: делайте что хотите, но чтобы крем стал белым. Это значило, что мы будем вынуждены либо убрать компонент, который и оказывает главное действие на кожу, либо добавить в состав титановых белил. В обоих случаях мы получим качественно совершенно не тот продукт, который высоко оценили потребители.

Выходило, что наши научные изыскания, усовершенствование качества и поиск нового никому не нужны, а нужен недорогой простой товар, который быстро продается в огромном объеме. Мы же ориентировались на наукоемкий продукт, который по условию не может быть супердешевым и массовым. У нас уже были коллаборации с российскими ведущими вузами, со швейцарским фармацевтическим институтом, на платформе нашего объединения защищались кандидатские и писались докторские диссертации, у нас в штате появился свой врач-биофизик. За два года была проделана внушительная работа, появились интересные продукты. Конечно, мы хотели внедрять их в производство. Но продавцам это было не интересно и не нужно. Мы стояли горой за качество продукта, а дистрибьюторы – за массовость, дешевизну и высокий оборот. На этой почве возникли серьезные разногласия, и мы начали резко конфликтовать с торговым домом. Силы были неравными, нам ясно дали понять: «Ваш паровоз летит в стену – вы никому не продадите то, что вам интересно производить. А продажи – это святое».

Честно говоря, мы и сами уже «подсели» на высокие продажи и привыкли к ним, но продолжать топтаться на месте и работать в кабальных условиях сочли для себя невозможным. Медленно, но верно мы подходили к точке кипения.

Было тяжелым моральным испытанием каждое утро просыпаться с недоумением: ну почему это мне не приснилось, почему я должна снова разгребать эти суды, разбираться со всевозможными организациями и проверками, которые как будто поселились на нашем предприятии.

Меня настигло большое разочарование: зачем были все годы учебы, научные разработки? К чему я шла? К тому, чтобы своими же руками уничтожить свою мечту? Разве могла я представить себе такое будущее тогда, когда все только начиналось?

Загрузка...