Начало второго десятилетия XXI века ознаменовалось пришествием в Россию так называемого «крафтового» пива. Крафтовое пиво зародилось в США, как ответ на засилье пива от транснациональных пивоваренных гигантов, посему термином этим стали характеризовать пиво небольших и независимых пивоварен, массово появлявшихся в США с последней четверти XX века. Понятно, что пиво, относящееся к этой категории, и раньше ввозилось в Россию, даже варилось на некоторых пивоварнях, однако сам термин «крафт» практически не употреблялся.
У нас под «крафтом» обычно понимают пиво, которое противопоставляется массовому (в том числе массовому продукту от мини-пивоварен – так называемому «живому пиву»). Если у пивгигантов (да и у региональных пивзаводов и большинства мини-пивоварен) в ассортименте превалирует легкий светлый слабо охмеленный лагер, то крафт – это пиво сваренное во всех остальных стилях, в том числе в стилях, обычно игнорируемых производителями массового пива из-за их сложности и нетехнологичности.
Крафт – это прежде всего авторское пиво, за ним стоит конкретный пивовар, пытающийся что-то сказать своим пивом, хотя и интересы потребителей не забываются, но и потребитель у такого пива – особый.
Российские любители пива, бывавшие в США и Европе, разумеется, знали о подобном пиве достаточно давно и по возможности знакомили с ним своих друзей, привозя его в Россию. Свою лепту внесли и коллекционеры пивной атрибутики, устраивая дегустации самого разного пива, на которых достаточно давно появлялось пиво крафтовых пивоварен из США и Европы, нередко на таких дегустациях побеждавшее.
Были и попытки импортировать крафтовое пиво. Так пиво от «иконы» крафтового пивоварения – шотландской пивоварни «Brew Dog» – импортировалась в Россию еще в 2009 г., но тогда оно продавалось с трудом, поскольку в то время еще были редкостью специализированные магазины, ориентированные на такое пиво (в Москве, это был, например, «Пилигрим»). В обычной же рознице столь необычные сорта спросом не пользовались.
Российские мини-пивоварни, которые массово стали появляться с середины 90-х годов, обычно ограничивались варкой «живого» пива, как правило, трех классических сортов – «светлое», «красное» и «темное». Экспериментировали редко, и в связи с этим отметим открытый еще в 1999 г. в Кемерово Irish Pub – «The Barge», где поначалу продавались традиционные для таких заведений сорта пива. Управлял им Михаил Мищенко, вдохновившийся идеей варить в противовес массовым сортам свое собственное пиво. И в 2005 г. на собственной мини-пивоварне были сварены такие сорта, как стаут, красный эль, вайцен, копченый лагер, а к Новому году появился и имперский стаут. Этот плотный сорт, созревающий не менее трёх месяцев, поспел аккурат к праздникам и был по достоинству оценен не только гостями бара, но и профессионалами, получив несколько наград в 2008–2010 гг. на различных пивоварских конкурсах.
В США крафтовое пиво вышло из домашнего, в России домашнее пивоварение тоже активно развивалось, так что пивоварами на мини-пивоварнях нередко становились и бывшие «домашники», для которых пиво типа эль был более «родным», чем лагер (в домашних условиях сбродить эль гораздо проще). Уже в 2009 г. в Ильино, что под Нижним Новгородом, в загородном клубе «Ильдорф» работала мини-пивоварня, на который бывший «домашник» Андрей Шингарев варил английские эли типа биттер и стаут, а позже сварил и малиновый портер. В Москве, это пиво можно было найти в магазине разливного пива «Пивной Этикет». Пиво от «Ильдорф» было отмечено наградами: «Молочный стаут» и «Красный эль» получили золото в Сочи в 2008 г., в 2009 г. золота удостоились «Молочный стаут» и «Пшеничное», а в 2010 г. – «Молочный стаут» получил Гран-при. Сегодня мы, безусловно, назвали бы пиво Андрея крафтовым, а пивоварню крафтовой.
Собственно о самом термине крафт среди пиволюбов на различных форумах (прежде всего на форуме сайта «Бир-Культ») тогда разразились нешуточные споры. Предлагались всевозможные аналоги на русском языке – «авторское пиво», «пиво ручной работы», «ремесленное пиво», «рукодельное», но крафт всё же победил – думается, из-за краткости в написании и смыслового насыщения.
Ещё лет десять назад сварить крафтовое пиво было не так просто – на рынке практически отсутствовали американские сорта хмеля, специальные расы элевых дрожжей, отдельные сорта солодов. Бывало, что подобные ингредиенты завозились нашими пивоварами из Европы в обычной ручной клади. Нелегко было и продавать такое пиво – хотя любителей крафта было не так уж и мало, но почти отсутствовали специализированные пивные магазины и бары, где можно было бы найти что-то подобное. Не удивительно, что одними из первых в этом сегменте стали работать ресторанные пивоварни (относительно налаженный сбыт). Удивителен другой факт: у истоков российского крафта фактически стояла пивоваренная компания «Балтика» со своей экспериментальной мини-пивоварней, поскольку в данном случае не было ни проблем с сырьем, ни проблем со сбытом – пиво не продавалось, а просто раздавалось бесплатно на различных презентациях.
На этой мини-пивоварне в 2010–2012 гг. было сварено множество интересных сортов пива, которые мы сейчас назвали бы крафтовыми – это и русский имперский стаут, и крепчайший ржаной эль (17 % алкоголя – пожалуй, самый крепкий сорт, сваренный в России), и сверхплотный бельгийский вит, и травяной грюйт, и сильно охмеленный IPA… Конечно, попробовать это пиво могли лишь немногие, но часть сортов потом серийно варилась на ресторанной пивоварне «Балтика-брю» у Дворцовой площади. Можно сказать, что «Балтика» стала колыбелью таких двух известных контрактных пивоварен как «AFbrew» и «Craft Brew Riots» (основанных, кстати, выходцами с «Балтики»).
Вот так спустя почти 100 лет после Октябрьской революции в Питере фактически началась российская пивная, а конкретно крафтовая, революция. В 2010 г. ресторанная пивоварня «Brasserie de Metropole» предложила своим посетителям пиво, сваренное в бельгийской традиции (да и пивоваром там работал настоящий бельгиец – Гийом Денайер). Сергей «Магер» Григорьев провел свой первый «Ма-герфест», где основное внимание было уделено пиву бельгийской и английской школ, а не традиционному для России низовому. На следующий год Григорьев создал контрактную пивоварню «Mager Brewery» и сварил на «Метрополе» свое «Большое гнездо» («Grand Nid»).
Но первой «контрактной» пивоварней, пожалуй, стала компания «Премиум Пивоварни Петербурга» («Найтберг») которая во время монтажа собственных мощностей варила пиво на пивоварне в Кондопоге. И первый IPA – «Красная Машина» («Red Machine») был сварен в содружестве с домашним пивоваром Евгением Толстовым в конце 2011 г. именно пивоварней «Найтберг». В 2012 г. свои IPA представили «Василеостровская пивоварня» и контрактники из «AFbrew». По всей видимости, именно с этого года можно считать окончательно вошедшим в нашу пивную реальность явление под названием крафт.
На Урале тоже времени зря не теряли – пивоварня «Jaws», расположенная в Заречном (Свердловская область), сварила несколько элей, в том числе знаменитую «Атомную прачечную». Практически сразу «Jaws» начала розлив своего пива в бутылки, благодаря чему получила большую известность среди любителей пива далеко за пределами области. И вполне заслужено – ведь эта пивоварня стала основной движущей силой крафтовой революции в России.
Москва и область немного отставали от этого «праздника жизни», хотя в 2011–2012 гг. открылись «Белка Морава» в Москве, «Новорижская пивоварня» в Лешково, «Глетчер» в Клину, «Одна Тонна» в Жуковском, «Штамм Бир» в Красной Пахре, но к крафту, как таковому, эти пивоварни пришли спустя пару-тройку лет после своего открытия. Знаковым событием для Москвы была варка пива «Черная орхидея» в 2012 г., осуществленная на пивоварне «Сурок» при участии пивоваров «Белкой Моравы», «Одной Тонны», «Первого Пивного Клуба» и домашних пивоваров. В 2013 г. в Москве открылся ресторанный пивовар «1516», сразу включивший в свое меню крафтовые сорта пива. Появилась контрактная пивоварня «Victory Art Brew», сварившая по рецептуре Евгения Толстова на мощностях «Wiener Beer» стаут и уже знаменитую «Красную Машину». Через год «Victory Art Brew» обзавелась собственным производством в Ивантеевке, став одним из лидеров московского крафтового рынка. В отличие от большинства других мини-пивоварен в портфеле «Victory Art Brew» классических лагеров не значилось.
Для того, чтобы крафт пошел в массы, кроме наличия так называемых биргиков – основных потребителей крафта в то время и пивоварен, варящих такое пиво, насущным стало и появление специализированных магазинов и баров, ориентированных на этот сегмент пивного рынка. Первым, сделавшим ставку в Москве на крафтовое пиво, был магазин разливного пива «ГлавПивМаг». Именно вокруг этого магазина стали группироваться биргики, а когда состоялось второе пришествие «Brew Dog» в Россию за этим пивом, наверное, впервые со времен СССР, выстраивались очереди страждущих, которых не отпугивала довольно высокая цена. Позже к крафтовой теме подключились сети магазинов разливного пива «Царь пиво» и «Еще парочку», сделав «крафт» по-настоящему доступным.
Кроме магазинов разливного пива (в просторечии «разливаек») в Москве с середины 2014 г. начался настоящий бум открытия крафтовых баров. В первых рядах шли «Бир-Маркет», «Все твои друзья», «Хоп-Хед Крафт Бир Паб», затем «КрафтРепаблик», и вскоре новые бары стали открываться практически каждую неделю. И если Санкт-Петербург может похвастаться значительным числом пивоварен и ресторанных пивоварен, то Москва может гордиться уже сотней баров крафтовой направленности. Дело оказалось настолько успешным, что некоторые рестораторы отметились целыми сетями баров – так, например, владельцы пивных ресторанов «Дурдинъ» открыли «Бирмаркет», «Каск», сеть «PivBar», а владельцы «Варки» – «Май», «Bad.Bro.Bar», «Los Bandidos», «Уолчья Бтая». Такое количество крафтовых баров на квадратный километр Москвы естественно потребовало различных способов привлечения посетителей. Самым популярным стало регулярное проведение презентаций новых сортов пива, в первую очередь, с активным использованием различных социальных сетей.
В завершение ещё немного о развитии крафтового пивоварения в России и некоторых тенденциях.
Поскольку большинство крафтовых пивоварен Московского региона расположены в области, то бары этой направленности стали появляться и за пределами Москвы при этих производствах. Так несколько баров открыла «Одна Тонна», есть бар при «Штамм Бир», развивается крафтовая сеть в Обнинске, где базируется «LaBEERint Brewery». Появление большого числа крафтовых баров в Москве подтолкнуло к дальнейшей переориентации мини-пивоварен на варку крафтового пива (в частности, по этому пути шла «ID Brewery»), а также вело к строительству новых пивоварен. Хороший пример – «Триггер», владельцам которой даже своих мощностей оказалось мало и пиво по их заказу стали варить в Белоруссии на региональном заводе «Двинский бровар». Также появилось значительное число т. н. контрактных пивоварен, не имевших своих мощностей. Контрактники предлагали весьма оригинальные рецепты, способствующие рождению востребованных и ставших успешными сортов пива.
Начались подвижки и в регионах, так что перечислить все крафтовые пивоварни (тем более учитывая контрактников), открывшиеся после 2015 г. уже довольно сложно, но отметим самые яркие: «Бакунин» и другие проекты с участием Владимира Наумкина – пожалуй, наиболее профессиональное во всех смыслах пиво; «Salden's» (г. Тула) – едва ли не самая плодовитая пивоварня по количеству сваренных сортов, особенно в стилистике IPA; практически всегда интересное пиво от ярославского «Plan В» (г. Ярославль); культовый статус у пивоварен «Zagovor» и «Red Button» и динамичной «Конике бревери».