Введение

Присутствие

Для меня термин «присутствие» предполагает нечто более важное, чем физическое присутствие. Это метод поведения. И именно он задает тон всему коучингу. От этого метода поведения зависит, чему вы научите клиента. Присутствие – это умение создавать благоприятные условия – для клиента, для коуча и для обучения. Для достижения присутствия необходимо учесть целый ряд факторов.

Прежде всего, важно «включиться в момент» (Hall, 2013) во время работы с клиентом. Не думайте о прошлом и не беспокойтесь о будущем: проявите искренний интерес к тому, что происходит в настоящем. Целиком и полностью сосредоточьтесь на взаимоотношениях с клиентом – в рамках более крупной системы, куда входят особенности бизнеса клиента. Обращайте внимание на нюансы и анализируйте все, что замечаете.

Во взаимоотношениях с клиентом вы равны, однако при этом высоко цените отличия между вами. Проявляйте уважение, доверяйте клиенту и не позволяйте себе никаких суждений о его личности. Отложите в сторону собственные желания и предположения о продолжительности коучинга. Для этого необходимо насколько возможно закрыть глаза на свой собственный личностный фактор (глава 2).

Сопереживая клиенту, постарайтесь создать доверительные условия сотрудничества, чтобы он мог выразить все свои мысли, опасения и проблемные моменты. Нерешительность и сложные эмоции клиента не должны вас пугать. Помогите клиенту проанализировать их таким образом, чтобы ни один из вас не утонул в этих эмоциях. Спокойно, смело и заботливо помогайте клиенту исследовать сложные моменты.

Проявляйте гибкость, научитесь легко адаптироваться к ситуации и всегда учитывайте потребности клиента. Ваши интуиция и креатив должны превалировать в работе с клиентом. Преобразуйте, «подгоняйте» все методы воздействия на клиента, которые составляют основу вашей подсознательной компетентности (Whitmore, 2009). Все то, к чему вы сознательно приучали себя, теперь превратилось в привычку.

Не забывайте о целеустремленности и осмысленности. Цель – рост и раскрытие всего потенциала клиента, и вы оба двигаетесь к этой цели благодаря обдуманным действиям коуча и упорству клиента. Коуч осознанно вмешивается в процесс только с одной-единственной целью – рост и обучение клиента, даже когда эта осознанность исходит из подсознательных навыков и профессионализма. К этому добавляется упорство клиента в работе над его конкретной проблемой. Данный метод позволяет вам найти время и место для обдумывания ваших принципов коучинга, время для осознания того, что вы делаете, зачем вы это делаете и каковы дальнейшие возможности (Schön, 1991).

Зрелость и профессионализм коуча

Зрелость и профессионализм коуча взаимосвязаны с присутствием: вряд ли вы добьетесь одного без другого. Зрелость не имеет отношения к возрасту или стажу; это твердое осознание того, «кто я такой», осознание собственной личности – особенно в контексте коучинга. Профессиональные коучи ставят перед собой конкретные цели в работе с клиентами, а это тесно связано с умением понять клиента. Они работают с клиентами на интуитивном уровне и используют самые разнообразные методы вмешательства. Они обладают самосознанием, понимают, что влияет на их методы работы и как они сами влияют на клиентов. Они не забывают учитывать более общее, системное мышление и создают условия для динамичной работы. Клаттербак и Меггинсон (Clutterbuck and Megginson, 2010) называют это системно-эклектическим коучингом.

Каналы восприятия

Мы помогаем клиентам пробудить в себе внутреннюю мудрость и знания, и здесь я хотела бы выделить два аспекта. Первый аспект – помочь клиенту «увидеть то, чего он не видит» (Bachkirova, 2013). Практически все, что клиенты не способны увидеть, находится в их поле зрения, однако по тем или иным причинам они просто еще не обращали на это внимания. Наша цель – помочь им обратить внимание на эти области, затронув множество каналов восприятия, которые всегда «под рукой», но зачастую остаются неисследованными.

Второй аспект – более общая система, частью которой они являются. Все части системы взаимосвязаны, и изменения в одной части влияют на остальные. Зачастую внедренные решения оказываются неудачными или порождают новые проблемы, потому что клиенты основывают эти решения на ограниченном понимании целостной системы. Каждый раз, когда клиенты исследуют новый канал восприятия, они начинают лучше понимать другие части системы. Это становится источником новых идей и знаний. Они получают доступ к новой, другой или более обширной информации, влияющей на их конкретные проблемы. Взглянув на это через призму различных каналов восприятия, они получают более четкое представление обо всей системе и тем самым закладывают надежное основание для новых методов мышления и поведения. Любое решение имеет больше шансов на успех, когда клиент полностью понимает суть вопроса. Он лучше осознает последствия всех новых действий. Чем больше каналов восприятия открыто для клиента, тем больше вероятность того, что он добьется преобразующих изменений.

Итак, о каких каналах восприятия идет речь? Это способы осмысления проблемы, и каждый из них дает новые знания по теме. Я делю их на две группы: человеческие каналы и интерпретационные каналы, о них мы поговорим подробно в главе 7. В двух словах: человеческий канал – это когда мы смотрим на вопрос с точки зрения одного человека, с точки зрения того, кто находится в общей системе. Стоит задуматься, сколько людей подходят под это определение, и станет ясно, что существует бесконечное количество человеческих каналов, которые можно исследовать.

Интерпретационные каналы – это различные способы осмысления мира. Одна метафора – это лишь один интерпретационный канал; другая метафора открывает другой канал, так что этот вид каналов тоже может быть безграничным.

Уровни самосознания

Прежде чем выбрать канал восприятия, который вы вместе с клиентом будете исследовать, необходимо выяснить, какова ваша цель. Речь идет об уровне самосознания, которого клиент должен добиться с вашей помощью. От этого зависит ваша модель присутствия. Когда вы это выясните, можно будет выбрать канал восприятия.

Уровни самосознания могут показаться несколько размытым понятием, поэтому предлагаем вам четыре возможных варианта (рис. 1).


1. То, что очевидно для клиента – что находится прямо у него перед носом, так сказать.

2. То, что известно клиенту на более глубоком уровне, но сложно «выудить» из сознания или вспомнить, однако вполне доступно.

3. То, что клиент знает, но не подозревает об этом или забыл, что знает, или знает, но старается избегать.

4. То, чего клиент не знает или избегает на подсознательном уровне.


Каждая модель присутствия помогает добиться самосознания различных уровней.


Рис. 1. Четыре уровня самосознания


Ключевые принципы

Прежде чем перейти к моделям присутствия, мне бы хотелось обозначить некоторые принципы, на которые опирается данная структура (есть и другие принципы, специфические для каждой модели, мы поговорим о них в соответствующих главах). Эти ключевые принципы делятся на три группы: ваши представления о себе, ваши представления о клиенте и ваши представления о коучинге. Однако существует один принцип, который, на мой взгляд, превосходит все остальные, – важнейший принцип.

Важнейший принцип

Как правило, люди могут назвать хотя бы одного человека, оказавшего ключевое влияние на их жизнь. Они могут сказать, что этот человек помог им стать тем, кем они стали. Благодаря помощи, советам и поддержке этого человека они смогли добиться успеха. Есть еще множество других знакомых, которые могли бы повлиять на нас, но именно эти люди радикально изменили нашу жизнь: что-то выделяет их на фоне остальных.

Когда я задумываюсь, чем отличались люди, оказавшие на меня решающее воздействие, я вспоминаю лишь одно – они верили в меня. Они верили, что я могу добиться того, что задумала, и всячески поддерживали меня в моих начинаниях. Они верили, что я смогу справиться с трудностями. Теперь я сама придерживаюсь тех же принципов, благодаря которым сумела помочь многим людям реализовать свой потенциал.

Так что для меня важнейший принцип заключается в следующем:

Все мои клиенты обладают глубочайшим внутренним источником мудрости, из которого они могут черпать. И я убеждена, что эти люди способны достичь любой поставленной цели. Я верю, что они искренне стремятся достичь этой цели и справятся с этим, какими бы смелыми ни были их стремления.

Вероятно, некоторые из вас возмущены моим заявлением: «А что если человек пытается достичь невозможного?». Я часто слышу это, когда рассказываю о своем важнейшем принципе. Вот мой ответ: не мне решать, что человек не справится! Кто-то когда-то сказал мне: «А что если он заявит, что хочет ходить по воде?». Я ответила: «Откуда мне знать, что он не найдет способ сделать это?».

Подумайте вот о чем: 1896 год. Орвилл Райт выдвинул идею о полете с моторным двигателем. Такого еще никто не делал, но он хочет попробовать. По сути, весь мир (кроме его брата и горстки других людей) убежден, что это невозможно. Он ищет того, кто поможет им достичь цели. Он знает про коучинг и решает найти себе коуча. Что бы произошло, если бы этот коуч, зная, что летать невозможно, убедил Райта найти для себя более реалистичную цель?

Возможно, вас это удивляет, но я не раз слышала, как коучи жаловались, что стремления их клиентов слишком завышены или нереалистичны, или недостижимы. Задача коуча не в том, чтобы решать, насколько достижима цель клиента. Его задача в том, чтобы помочь клиенту четко обозначить эту цель, а затем выяснить, что нужно для ее достижения.

Руководящие принципы

Итак, это важнейший принцип, однако есть еще несколько принципов, которые, как мне кажется, способствуют более плодотворному коучингу. Они делятся на представления о себе, о клиенте и о коучинге.

В настоящее время я работаю с клиенткой чуть старше двадцати лет. Она обратилась ко мне с идеей организовать благотворительную компанию. Первую встречу мы посвятили анализу ее цели. Как и многим моим клиентам, я помогла ей визуализировать конечный результат. Она тщательно обдумала, какой будет эта благотворительная организация и как она будет ею управлять. В итоге получился крайне амбициозный план. Мы обсудили временные рамки, и она поняла, что это долгосрочный план, возможно, лет на двадцать. Мы обе с воодушевлением обсуждали проект. Затем я помогла ей решить, что она сейчас должна сделать для достижения конечной цели. Сюда входят небольшие благотворительные программы, развитие собственных навыков и поиск контактов.

Работать с ней – одно удовольствие. Я рассказывала своей знакомой о стремлениях моей клиентки (для нее важно, чтобы об ее организации узнали как можно больше людей). И она ответила, что моей клиенте повезло найти такого коуча, как я. Раньше я и не задумывалась об этом, однако теперь поняла, что она права. Другой коуч, возможно, посоветовал бы клиентке найти более «реалистичную и достижимую» цель. Даже если моя клиентка реализует лишь половину того, к чему стремится, она создаст нечто совершенно особенное. Мне бы хотелось взглянуть на это.

Мои представления о себе:

Моя задача состоит не в том, чтобы давать ответы. Вряд ли я буду блестяще ориентироваться в теме клиента или в его ситуации, так что, скорее всего, все мои ответы будут ошибочными. Даже если бы я могла найти ответ, который казался бы правильным лично мне, окажись я на месте клиента, это совершенно не означает, что мой ответ подойдет клиенту. Моя задача – помочь клиенту сформулировать собственные ответы.


Ничего страшного, если я чего-то не знаю. Мне не обязательно знать дело в мельчайших подробностях или знать все тонкости профессиональной терминологии, или даже понимать, о чем речь. Главное, чтобы клиент понимал. Если клиент готов исследовать тот или иной вопрос, этого вполне достаточно. Если я вмешиваюсь, то только для того, чтобы расширить понимание клиента, однако я не всегда знаю, как это поможет и к чему приведет.


Я могу игнорировать все лишние мысли, возникающие в голове (Whitworth et al., 2009).

Как только они появляются, я могу осознанно откладывать их в сторону. Я способна определить, когда в коучинг вмешиваются мои личностные факторы, и могу изменить ситуацию.


Я доверяю своей интуиции. Я уже не раз прислушивалась к интуиции и, как правило, она меня не подводила. Даже когда она слегка ошибалась, она все равно приносила пользу. Я верю, что могу использовать свою интуицию для того, чтобы помочь клиенту найти новые каналы восприятия.


Я действую смело. Я готова подвергнуть критике мышление своего клиента в интересах его развития и совершенствования. Я справлюсь с любыми ответными эмоциональными реакциями клиента.


Я эксперт в коучинге. Я знаю, как работает коучинг и как он может помочь клиенту достичь процветания.

Мои представления о клиенте:

Клиент – состоявшаяся личность. Он – не сломанный механизм и, следовательно, не нуждается в починке. Он прекрасно функционирует, несмотря на физические ограничения, которые у него могут быть. (В противном случае обратитесь к руководству «Buckley and Buckley», 2006.) Он уже способен на многое, а моя цель состоит в том, чтобы, используя эти способности, раскрыть весь его потенциал.


Клиент лучше всего учится, когда у него есть возможность самому во всем разобраться. Чтобы учиться и развиваться, клиент должен сам выстроить собственные причинно-следственные связи (Schofield, 2009). Клиент способен обдумать ситуацию и самостоятельно найти решение; он станет увереннее, если сможет использовать эту способность и сделает собственные выводы. Когда я своим поведением показываю, что клиенты способны думать самостоятельно, во всех случаях без исключения они так и делают.


Клиент знает намного больше, чем думает. Удивительно, сколько информации хранится в сознании клиентов, а они даже не подозревают об ее существовании, и сколько в них мудрости: главное – «добраться» до нее и довериться своим знаниям. Нужно лишь немного времени и подходящие условия, чтобы извлечь эти знания.


Я уважаю и ценю клиента как личность. Независимо от того, что я думаю о поведении клиента, я всегда буду уважать и ценить его как личность. Каких бы взглядов ни придерживался клиент, они важны для него независимо от того, что я о них думаю.


Клиент прекрасно разбирается в своей работе. Клиент знает ситуацию, свою организацию, людей, которые участвуют в процессе, гораздо лучше меня, поэтому он намного эффективнее, чем я, способен делать выводы, выносить суждения и принимать решения. Клиент – это специалист, и ему виднее, какое решение ему подходит.

И наконец мои представления о коучинге:

Это совместный опыт. Мы играем равноценные роли в наших взаимоотношениях. Обе стороны привносят в работу разные навыки и знания и имеют разные обязанности. Коуч должен создать условия для обучения, а клиент ответственен за свое обучение. Оба могут чему-то научиться и развиваться в рамках этих отношений.


У наших взаимоотношений есть важная цель. Цель коучинга не ограничивается лишь планом работы. Цель коучинга состоит не только в том, чтобы искать решения или помогать клиенту удовлетворять свои потребности в развитии. Важнейшая цель – полностью раскрыть потенциал клиента (Maslow, 1943). Это разница между тем, чтобы научить клиента пользоваться новым методом управления ситуацией и кардинальным образом изменить его ценности или систему убеждений, чтобы ему больше никогда не нужно было пользоваться этим методом.


То, как мы работаем вместе, – так же важно, как и то, что мы делаем. Для клиентов крайне важно, как проходит коучинг; из этого они почерпнут не меньше знаний, чем из самого коучинга. Они обращают внимание на навыки, которые вы используете в работе с ними; навыки, которые они могли бы перенять у вас и использовать в других ситуациях. Они могут использовать методы вмешательства, которые вы применяли, чтобы помочь себе и другим исследовать что-то новое.


Взаимоотношения между коучем и клиентом имеют огромное значение. Наша работа влияет на жизнь многих людей, а не только на наших клиентов. То, чему они научатся, изменит их методы работы, а также личностные отношения. Перемены в жизни вашего клиента спровоцируют перемены в жизни тех людей, с которыми он взаимодействует. А те, в свою очередь, так или иначе повлияют на других. Это значит, что ваши взаимоотношения с клиентом способны положительным образом повлиять на множество людей, а не только на одного.

Четыре модели присутствия

Подробнее эту тему мы обсудим в главах 3–6, а пока предлагаю краткое резюме четырех моделей присутствия (рис. 2):


1. Модель невидимого коучинга.

2. Модель неявного коучинга.

3. Модель явного коучинга.

4. Модель видимого коучинга.


Рис. 2. Четыре модели присутствия


Каждая модель присутствия определяется тем, насколько вы вкладываете себя в свой подход: насколько вы позволяете своим мыслям, убеждениям, мнениям, суждениям, чувствам влиять на работу с клиентом. Все модели присутствия призваны помочь клиентам раскрыть внутренние знания. Вы помогаете клиентам укрепить их самосознание. В двух словах, четыре модели присутствия соответствуют четырем уровням самосознания:


• модель невидимого коучинга – первый уровень самосознания.

• модель неявного коучинга – второй уровень самосознания.

• модель явного коучинга – третий уровень самосознания.

• модель видимого коучинга – четвертый уровень самосознания.


Модель присутствия похожа на последовательный процесс, однако это не регламентированный процесс. Скорее всего, вы будете переходить от одной модели к другой, смешивать их и сочетать с помощью принципов невидимого коучинга, который связывает все эти модели.

Каждая модель предполагает, что вы сделали осознанный выбор подхода или вмешательства, которые вы используете в работе с клиентом; со временем это станет подсознательным выбором. Внимательно наблюдайте, какое влияние та или иная модель оказывает на клиента и что лучше всего поможет ему в данный момент. Этот принцип работы опирается на все, чему вы научились за это время. Ваши действия характеризуют, в первую очередь, вас самих, ваше собственное самосознание и принципы обучения, которые и отражают ваш профессионализм.

Наконец, каждая модель присутствия заключает в себе совершенно разные типы поведения. Сторонний наблюдатель ваших взаимоотношений с клиентом должен четко различать, какую модель присутствия вы используете, в зависимости от ваших принципов работы с клиентом.

Предлагаю метафору для четырех моделей присутствия, к которой я буду периодически возвращаться. Представьте, что вы (коуч) – пассажир в машине. Клиент – водитель. Вы оба знаете, куда едете, или, по крайней мере, примерно представляете себе, куда вам хотелось бы попасть.


Невидимый коучинг: вы доверяете водителю и просто наслаждаетесь поездкой. Вам все равно, как вы доберетесь до конечного пункта. Все зависит от водителя. Но вас очень интересует, что происходит вокруг, особенно то, что делает водитель, какую дорогу он выбирает и как принимает решения.

Неявный коучинг: теперь вы предлагаете клиенту новую карту. Возможно, он пользуется подробной картой района, а вы предложите ему военно-топографическую карту всей области. На новой карте больше информации, которая поможет клиенту решить, куда ехать.

Явный коучинг: теперь вы предпринимаете более активные действия, чтобы помочь клиенту решить, как добраться до пункта назначения. Вы выделяете различные дороги на карте, отмечаете интересные места и рассказываете о том, как посещали похожие места. Водитель все еще сам принимает решение, куда ехать, какой путь выбрать, но теперь он обладает большей информацией и может принять более информированное решение.

Видимый коучинг: теперь вы следите по карте и даете водителю указания. Вы настаиваете на том, чтобы водитель следовал именно по тому пути, который вы предлагаете; однако последнее слово остается за водителем, так как именно он ведет машину, и, в конечном итоге, именно ему решать, куда ехать.

Модель невидимого коучинга

Ключевые слова для невидимого коучинга – тишина, умение слушать, доверие, терпение, лаконизм, простота.

В рамках этой модели вы обращаетесь к скрытому «внутреннему коучу» клиента. Вы поощряете клиента и ждете, когда он доберется до свой внутренней мудрости и сам научится тому, что ему нужно.

Считайте, что вы почти невидимы для клиента. Если вы абсолютно невидимы, это не поможет клиенту ничем; абсолютная невидимость – это отсутствие коуча. Вы должны быть рядом, чтобы направить клиента в его поисках (Kline, 1999; 2009). Эта модель предполагает минимальный вклад коуча и максимальную работу клиента. Словно вы делаете лишь пару легких мазков на картине.

Вы внимательно слушаете клиента и наблюдаете за ним. В какой-то степени вы отстраняетесь от процесса и просто смотрите, что будет. Говорит в основном клиент, а вы слушаете – с интересом и любопытством. Клиент исследует любые вопросы и области, которые сочтет нужным. Вы на этом этапе примечайте и запоминайте все, чтобы потом использовать.

Вмешательство в исследования клиента должно быть очень коротким и редким. Вы просто поощряете клиента продолжить анализ ситуации. Ваше вмешательство лишь следует за ходом размышления клиента; не призывайте клиента двигаться в новых направлениях. Вмешиваясь в процесс, вы становитесь своего рода зеркалом: клиент видит только собственное отражение. Как правило, с помощью вмешательства вы лишь напоминаете клиенту то, что он уже сказал.

Коуч не должен обращать внимание на свои личностные факторы. Он не должен интерпретировать или осмысливать то, что говорит клиент, или реагировать на его слова. Клиент исследует собственный первый уровень самосознания, верхний слой глубинной, внутренней мудрости. А вы просто наслаждайтесь теми знаниями, которые он в себе открывает.

С учетом всего этого, невидимый коучинг может показаться самой простой моделью, однако это не так. Людям тяжело молчать, хочется высказать свое мнение, и некоторые коучи теряют терпение и быстро вмешиваются в процесс, чтобы ускорить коучинг. Терпеливо ждать и верить, что клиент сам найдет свой путь, совсем непросто, и вам может показаться, что это противоречит всему, что вы узнали о коучинге. Вероятно, придется потренироваться, чтобы овладеть этой моделью коучинга.

Модель неявного коучинга

Ключевые слова этой модели – стимулировать, развивать, расширять, увеличивать, отстраненность, креатив, упорство и настойчивость.

На этом этапе вы играете более значительную роль в коучинге. Вы уже не просто следуете за клиентом или выступаете в роли зеркала. Вы стимулируете новый образ мышления, помогая клиенту заглянуть в себя глубже. Вы помогаете ему добраться до второго уровня самосознания.

Ваш вклад немного вырос. Вы предлагаете клиенту новый метод поиска и исследования новых каналов восприятия – каналов, которые расширяют его кругозор, позволяют разглядеть все подробности и заглянуть в будущее. Они позволяют лучше понять ситуацию, найти полезных людей или различные методы восприятия и рассмотреть вопрос через них. Таким образом, вы помогаете клиентам свести к минимуму предубежденность и другие погрешности в процессе исследования.

В рамках этой модели коучинга можно предложить клиенту взглянуть на тему более детально или объективно. Создайте условия для того, чтобы мысленно или физически поместить тему обсуждения между вами, а не оставлять ее в голове клиента. Тема становится практически осязаемой, и внимание сосредотачивается именно на ней, а не на размышлениях клиента или на коуче. Ваше вмешательство в исследование клиента опирается на любопытство и интерес к теме обсуждения.

Как и в невидимом коучинге, вы не должны истолковывать или осмысливать исследование клиента. Клиент все еще сам выбирает направление. А вы предоставляете ему возможность по-другому взглянуть на путь. Вы поощряете клиента использовать эту новую карту, чтобы стимулировать его исследование. В этой модели коучинга вы можете проявить максимум креатива в методах своего вмешательства, чтобы расширить рамки исследования клиента.

Модель явного коучинга

Ключевые слова – делиться сведениями, информировать, подсказывать, рекомендовать, акцентировать внимание и пользоваться интуицией.

Теперь вы не просто создаете условия для исследования, но и добавляете что-то от себя. Вы демонстрируете что-то свое или делитесь им. Четко обозначьте, что это именно ваша точка зрения. У клиента есть выбор – либо принять, либо отклонить эти данные, источник которых должен быть абсолютно конкретным. Речь идет не о ваших мыслях или советах. Вы делитесь чувствами, эмоциями, образами, словами или фразами, которые целиком и полностью принадлежат вам, а не клиенту. Можно делиться знаниями или опытом.

Все, чем вы делитесь с клиентом, опирается на информацию, которую вы получаете от клиента. Слова и действия клиента подсказывают вам, что ему может пригодиться эта информация. Вы можете опираться на свою интуицию или на более конкретные, ощутимые аспекты – например, на слова клиента.

Вы делитесь своей информацией только с одной целью – открыть новые пути исследования для клиента. Возможно, вы откроете новые каналы восприятия, которые помогут клиенту достичь своего третьего уровня самосознания.

Именно эта модель коучинга больше остальных позволяет вам использовать свою интуицию. У вас может появиться чувство, и вы не знаете, чем оно вызвано, верное оно или ошибочное, но что-то подсказывает вам, что это важно.

Модель видимого коучинга

Ключевые слова – управлять, поощрять, изучать, бросать вызов, провоцировать и действовать смело.

Модель видимого коучинга абсолютно наглядная: ваше присутствие становится явным. Вы подталкиваете клиента, проявляете упорство. В других моделях коучинга вы спокойно мирились с ситуацией, когда клиент отвергал ваши методы вмешательства или вашу информацию. Когда действует модель видимого коучинга, клиенту не так-то просто отвергнуть что-то. Самый большой вклад коуча происходит именно в этой модели поведения.

Видимый коучинг предполагает, что вы настаиваете на том, чтобы клиент исследовал определенные каналы восприятия. Вы призываете его расширить и углубить свои исследования. Вы заметили, что клиент упустил из виду или чего он избегает, и вы поощряете его исследовать именно эти каналы. Все это делается, как всегда, исключительно в интересах обучения клиента: вы помогаете ему достичь четвертого уровня самосознания.

Скорее всего, вам придется вывести клиента за рамки его зоны комфорта в более сложную, эмоциональную область. Возможно, придется провести его через эмоциональные, этические или даже юридические испытания. Для этого нужны смелость, упорство и решительность, а также спокойствие и уверенность в том, что вы действуете в интересах клиента.

В модели видимого коучинга вы гораздо чаще опираетесь на собственное мнение во время вмешательства. Например, если вы считаете, что можно научиться чему-то важному через тот или иной канал восприятия или что надо изменить ход мыслей клиента. Иногда это выходит за рамки коучинга, и вам приходится привлекать к исследованию вопроса компетентную третью сторону.

Загрузка...