Психологическое наследие советского периода

С того момента, как я начала практиковать лайф-коучинг, или, как я это называю «практическую эзотерику» и проводить сессии с клиентами, наблюдение за мыслями и поступками людей интересует меня не столько с точки зрения общего любопытства, сколько с точки зрения анализа установок, влияющих на процесс жизни индивидуума, независимо оттого, являются ли они осознаваемыми или нет. Иногда это напоминает мне своеобразный «психологический конструктор» – клиент приходит с запросом, который обычно включает в себя жалобу на то, что есть и пожелания о том, чего хотелось бы, и моя задача увидеть, из каких «деталек» – в данном случае это внутренние установки – состоит картина мира клиента, и какие детальки надо заменить, убрать или добавить для того, чтобы он смог достичь желаемого. Так как работаю я и с клиентами русскоязычными, в большинстве своём жителями постсоветского пространства или имеющими к нему какое-то отношение, и с англоязычными, для которых «коммунизм», по большому счету, просто слово-страшилка, я могу отследить, какие установки являются более или менее общими для моих соотечественников, и практически отсутствуют у англоязычных, независимо от возраста. Более того, многие из установок, о которых я хотела бы сказать, присутствовали и у меня в начале моего коучингового пути, и я по себе знаю, как тяжёл и долог путь освобождения и насколько целеустремлённым должен быть человек для того, чтобы вывести самого себя на новый уровень восприятия.

Вполне возможно, что я опишу не все психологические установки, доставшиеся нам в наследство от поколений, живших ожиданием наступления счастливой эры социализма, но хотя бы те, что здорово тормозят движение вперёд не только нынешних 30- и 40-летних, но и даже тех, кому сейчас лет 25. Примеры взяты из реальной жизни, а для простоты объяснения в качестве модели будет некая обобщённая «Мариванна».

Наверное, самое глубокое из ощущений, присутствующее у подавляющего большинства «выходцев из СССР», практически любого поколения, это непоколебимый негативизм. У этих людей всегда всё плохо, или не всё, но большинство вещей, или половина, или «в принципе, терпимо, но…». Самое любимое занятие Мариванны – жаловаться. На здоровье, на маленькую зарплату / пенсию, на соседей, на собак, на правительство, на тарифы ЖКХ, на мужа, на детей, на погоду, на природу, на программу телепередач. Всегда что-то не так, всегда есть что-то, что Мариванну не устраивает, и это «что-то» должно быть миллион раз проговорено, высказано, обсуждено, но не ради решения вопроса, а просто так, чтобы выразить своё «фе». Внутренняя глубинная установка «Всё плохо» проявляется совершено во всём, увидеть Мариванну искренне улыбающейся невозможно, это не в её стиле. Если Мариванна идёт в гости к знакомым или родственникам, то первая её фраза, после того, как она переступила порог, будет вовсе не «Добрый день», или «Рада видеть», а что-то в стиле: «А чего это у вас в подъезде так воняет?» или «На первом этаже лампочка разбита, я чуть себе ногу не сломала на ступеньках», или «Какая ужасная погода сегодня, я еле дошла от остановки!».

Как говорят эзотерики, когда мы пробуждаемся утром, наша внутренняя энергия концентрируется в луче, направленном во внешний мир из сердечной чакры, и этот луч будет высветлять то, чего больше всего есть внутри нас. То есть, если наши внутренние ресурсы состоят, в-основном, из негатива, то и луч наш найдёт во внешнем мире негатив. Подобное притягивается к подобному, так сказать. Внутренний луч Мариванны всегда нацелен на негатив, он его выискивает и притягивает. Если вы пригласите Мариванну прогуляться по осеннему лесу, она не увидит разноцветные листочки, голубое небо между кронами деревьев, не услышит щебетание птиц, не почувствует дуновение тёплого ветерка. Она высмотрит сломанные ветки, собачьи какашки, пару пластиковых пакетов или какой-то ещё мусор, и сконцентрирует своё внимание именно на этом. Она всегда найдёт что-то плохое, негативное, некрасивое, даже если вы изо всех сил будете пытаться обратить её внимание на что-то приятное. Иногда кажется, что Мариванна вообще не способна видеть красоту мира, её «внутренний телевизор» показывает что-то совсем иное, а человек, восхищающийся чем-то, вызовет у Мариванны раздражение, злость, критику или фразу вроде: «Зелёный ты ишшо, пороху не нюхал, вот поживи с моё, поймёшь».

Более того, этот негативизм распространяется на всех окружающих. Коллеги у Мариванны всегда бестолочи, начальник – самодур, муж-козёл, а дети – неумехи, а сама она – жертва «тяжёлой судьбинушки», и она будет с упоением подпевать русским народным песням в стиле «Напилася я пьяна, не дойду я до дома». Причём, самое удивительное, что Мариванна абсолютно убеждена в том, что постоянной критикой и жалобами на окружающих и в уши окружающим она достигнет того, что окружающие изменятся! То есть, чем чаще говорить мужу про его никчёмность, тем быстрее он это поймёт и со всех ног побежит быть «кчёмным», «хорошозарабатывающим», любящим, внимательным и заботливым; если детей почаще шпынять, ругать, укорять, стыдить, винить, тем сильнее они захотят стать лучше, умнее, образованнее… По непонятной Мариванне причине этого не происходит, муж отдаляется, дети замыкаются и «отбиваются от рук», что вызывает в ней сначала озлобленность, потом бессилие, а потом и новый виток жалоб на жизнь. Ведь она так старается изменить окружающих к лучшему, искренне! Её в детстве тоже ругали и стыдили, и ничего, она выросла «нормальной», «обычной», а эти почему не могут? Тут есть ещё один момент, что-то вроде «запрета на радость». Даже фраза такая была: «Нельзя много смеяться, потом плакать будешь». Откуда такая логика – неясно, но то, что носители «советского наследия» не умеют радоваться – и не только мелочам, а и чему-то реально хорошему – я наблюдаю довольно часто. Ещё они не умеют улыбаться, говорить и принимать комплименты и дурачиться – например, танцевать перед зеркалом в трезвом состоянии, прыгать в «классики», нарисованные на асфальте мелом, бегать наперегонки со своим ребёнком или собакой… Сама Мариванна всегда имеет губки «куриной жопкой» и осуждающий взгляд, так, на всякий случай.

Дальше можно упомянуть феномен тотального обесценивания. Если вы похвалите что-то, что сделала Мариванна, она обязательно ответит в стиле: «Ой, ну что вы, ничего особенного», если сделаете комплимент её одежде или причёске, то скажет: «Да это старое платье / с утра не успела волосы уложить / накрасилась как попало» или что-то в этом духе. Я помню, как частенько делала комплименты одной коллеге, красивой женщине, которая со вкусом одевалась, и в ответ слышала что-то подобное. Через какое-то время я комплименты делать перестала, устав от негативной реакции, а когда мы просто о чём-то разговаривали, коллега регулярно жаловалась на то, что муж к ней охладел и вообще на неё никто внимания не обращает. Ну да, если ты из себя вечно строишь недоступную Снежную королеву, с чего ты взяла, что рыцари будут выстраиваться в очередь и петь тебе серенады под окнами твоей высокой башни? Для таких людей похвалить себя – тяжелейшее испытание, они всегда «не дотягивают». Закончила вуз с красным дипломом – ну и что, ничего особенного; получила повышение – ну просто так получилось; купила квартиру – ой, в такие долги влезла! Отсюда и неспособность похвалить другого, точно такой же механизм обесценивания – дочка написала хорошее сочинение? – «А у МарьПетровны дочь ещё и на пианине играет»; сын получил хорошую работу – «Ой, это ж теперь целыми днями вкалывать придётся», мужу дали повышение – «Да давно пора, Кузьмич уже три года, как начальник отдела!», подруга пришла в гости с подарком – «Зачем, не стоило тратиться!»

Мы привыкли считать англоязычных «неискренними», за то, что они вежливо улыбаются и говорят приятные слова в то время, как для нас улыбнуться и сказать соседу «Доброе утро» пытке подобно, а критика и указывание другим на то, как надо жить, как первейшая реакция на всё, впитаны с молоком матери, но в какой-то момент человек, отличный от Мариванны, устаёт от постоянного негатива. Если Вася сделал что-то, что лично Мариваннне не по душе, ей вовсе необязательно это сообщать Васе, за исключением случаев, когда Вася намеренно пришёл за критикой, чего люди, к удивлению Мариванны, на самом деле не делают! Если вы все время бьёте свою собаку, рассчитывая, что она от этого станет лучше, вы рискуете, что в один прекрасный день она либо вас укусит, либо сбежит, а других вариантов нет. Вообще, в целом, как мне представляется, советская система воспитания была основана на том, что ребёнок, пришедший в этот мир, изначально является «сломанным», дефективным, неправильным, и его нужно «починить» любыми доступными способами – унижением, запугиванием, физическими наказаниями, стыдом, виной, игнорированием! Какое уж там «обнять и принять», это непедагогично, вы же его разбалуете, и он вам на голову сядет! А что теперь делать всем этим поколениям «недолюбленных», которые убегают то в алкоголь, то в компьютерные игры, то ещё куда?

Загрузка...