Наша система работы с животными включает в себя только методики, основанные на положительном подкреплении, исключающие любое наказание, депривацию (то есть лишение чего-либо) и использование седативных (или успокоительных) препаратов. Это касается и диких животных, и тем более домашних – кошек и собак.
Самая действенная методика обучения животных и взаимодействия с ними – это научение. Работа происходит по нескольким направлениям: страхи и фобии, агрессивное и разрушающее поведение, дрессировка, адаптация и социализации.
Но давайте рассмотрим все это подробнее.
Научение – это основанный на индивидуальном опыте процесс, приводящий к адаптивным изменениям в поведении особи. Научение основывается на условных рефлексах, и это естественное поведение животных, которое может проходить как с участием человека, так и без него. Рассмотрим как пример кошку, которая проживает в городских условиях.
ТАК КАК НАУЧЕНИЕ ИЛИ ОБУЧЕНИЕ – ЭТО ЕСТЕСТВЕННЫЙ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ ПРОЦЕСС, ОСОБИ, КОТОРАЯ ПРОЖИВАЕТ С ЧЕЛОВЕКОМ, ОНИ ПРОСТО НЕОБХОДИМЫ. ВЕДЬ В ТАКОМ СЛУЧАЕ ЛЮБОЕ ЖИВОТНОЕ НАХОДИТСЯ В НЕЕСТЕСТВЕННЫХ ДЛЯ НЕГО УСЛОВИЯХ, И НУЖНО ПОМОЧЬ ЕМУ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ В НИХ КОМФОРТНО. ЗАДАЧА ЧЕЛОВЕКА – ОБУЧИТЬ ЖИВОТНОЕ, КАК КОНТАКТИРОВАТЬ С ЕГО МИРОМ. А ИМЕННО РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ, ФОБИЙ. НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ЖИВОТНОЕ КОНТАКТУ С СОБОЙ, ТАКТИЛЬНОСТИ, ОБУЧИТЬ БАЗОВЫМ ВЕЩАМ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ЖИЗНИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ, ТАКИМ КАК ПОХОД К ВЕТЕРИНАРУ, ПЕРЕЕЗДЫ, ГОСТИ, РЕМОНТ И Т. Д.
Животные обучаются взаимодействию с людьми и с различными объектами, которых нет в диких (естественных) условиях, и каждое новое поколение будет обладать новыми формами поведения. Они, конечно же, могут быть и положительными, и отрицательными (например, страх человека, агрессия или, наоборот, уверенность и контактность) – это зависит от окружающей обстановки и личного опыта определенного животного. О чем это говорит? О том, что так называемое инстинктивное поведение может меняться, и это естественно. Поэтому стереотипы вроде «кошка сама по себе и это ее инстинктивное поведение, которое присуще всем кошкам» в корне неверны.
Итак, у животных поведение меняется и приобретает новые формы, иногда даже несвойственные виду, без участия человека в следующих ситуациях: при смене климатических условий, вынужденной миграции или изменении окружающей среды. (Сейчас мы не говорим об инстинктивном поведении, которое направлено на сохранение жизни: питании, размножении и т. д. Мы разбираем поведение.)
Здесь очень важно понимать, что животные не думают так, как люди. Они всегда мыслят «здесь и сейчас». Вот вам простой пример. Ситуация «кошка начала писать на кровать». Что чаще думает человек и как трактует данный поступок у кошки: «Она это делает специально или назло, она обиделась, она требует больше внимания, она ревнует». Дальше человек либо не решает проблему, либо делает это исходя из своих трактовок происходящего. Но если подходить к такой задаче исходя из человеческого понимания, никакого результата не будет.
Животные не мыслят сложными схемами вроде «обиделся, запомнил и придумал план мести». У их поведения всегда есть понятная и логичная причина. Запомните: всегда. И человеку нужно ее определить исходя из понимания истинного мышления и системы поведения животного и помочь решить проблему – обучить питомца действовать иначе.
Вот еще пример: ваша кошка боится ветеринара или гостей. Страх – это самоподкрепляющаяся реакция у животных. Часто люди считают, как принято относительно человека: «Да привыкнет, и со временем все пройдет». Но такого у животных не происходит, кошка так и будет продолжать бояться визита к ветеринару или в ужасе прятаться, когда к вам приходят гости.
Когда мы в подобной ситуации (страхи) ведем себя с животным так же, как и с человеком, то есть пытаемся его успокоить, пожалеть и приласкать, для него это означает, что такое поведение хорошо, оно нравится хозяину («когда я боюсь, меня любят и дают вкусняшку»). Таким образом мы не избавляем животное от страха, а только укрепляем его. На самом деле нужно обучить условную кошку не бояться в данной ситуации, показать ей, как же это делать, поскольку животное никогда не будет перебирать, как же можно в подобном случае вести себя по-другому, анализировать «а вот и вроде не очень-то страшно было, а если в другой раз попробовать сделать вот так». Такая схема мышления присуща только человеку.
Мы считаем, что всем людям очень важно получить знания по взаимодействию с животными и их обучению. Ведь многие из нас живут с кошками, собаками и другими представителями фауны на протяжении жизни или значительной ее части. И каждый человек так или иначе соприкасается с животным миром. Люди и животные – части нашей живой планеты. Как, кстати, и растения. Те, кто занимается их разведением, знают, что каждому виду нужна своя температура, почва и прочие условия. Впрочем, всякий здравомыслящий человек понимает: нельзя любое растение посадить в «среднестатистическую» почву, просто поливать его и ждать, что оно будет радовать прекрасными цветами или вкусными плодами. Но почему-то в отношении животных многие мыслят иначе и считают, что кошке достаточно поставить лоток, миску с едой и дать пару игрушек – и она уже чем-то обязана им (не лазить по столу, не портить их вещи, быть ласковой с ними, хорошо себя вести у ветеринара). Нет, мы должны обучить животное тому, чего хотим от него. Если мы хотим, чтобы кошка была ласковой с нами, мы должны ее этому научить. Каждое животное индивидуально, как и растение, и если нам что-то нужно от него – необходимо самим сделать в это хотя бы минимальный вклад.
Здесь можно вспомнить очень хорошую систему развития человечности в человеке:
Первый этап – человеку необходимо научиться выращивать растения и ухаживать за ними. Для начала достаточно хорошо позаботиться о 2–3 видах растений.
Второй этап – человеку необходимо научиться ухаживать за животными и воспитывать их. Воспитать хотя бы 1–2 особей так, чтобы у них была здоровая психика и они с человеком понимали бы друг друга с одного взгляда.
Третий этап – после того как вырастит растения и воспитает животных, человек занимается самовоспитанием и растет сам.
Нам очень близок такой подход.
Людям не хватает знаний, чтобы воспитывать животных, – ведь информации по этому вопросу очень мало. Попадаются какие-то советы в интернете, которые далеко не всем подходят или вообще не работают.
Посредством научения и обучения можно решить такие вопросы, как:
Устранение страхов и фобий. Вы можете полностью избавить любое животное от боязни предметов, людей, звуков, ситуаций. Можно даже самую пугливую кошку, которая перенесла негативный опыт, сделать уверенной в себе.
Устранение агрессивного поведения. Вы навсегда устраняете агрессию к хозяину, к другим людям (в том числе детям) и животным. Более того, вы можете подружить и разные виды животных (например, кошку и собаку), и тех, кто готов друг друга загрызть, и даже тех, кто является разными звеньями пищевой цепи (скажем, кошку и мышку или кошку и попугая).
Устранение разрушающего поведения (то есть порчи предметов в доме и не только).
Развитие бытовых навыков. Вы учите животное совершенно спокойно относиться к необходимым бытовым мероприятиям, таким как поход к ветеринару, переезды, дача лекарств и медицинские процедуры, уход: стрижка когтей, мытье, вычесывание и т. д. Все это можно проводить без насилия над животным, его удержания и нервов с обеих сторон. Многие очень удивляются, что такое возможно, но на самом деле в ряде стран такой подход практикуют больше 10 лет. Это вообще естественные вещи для человека, у которого есть питомец или чья профессиональная деятельность связана с животными. Мы сами очень долго обучали сотрудников природных парков такому подходу к работе с хищниками, когда их не нужно усыплять, чтобы взять анализы. Возможность проводить необходимые процедуры без насилия над животным и дополнительных манипуляций очень важна, ведь речь идет о его здоровье. Именно из-за отсутствия таких навыков (как у животных, так и у людей) многие владельцы не водят своих питомцев к ветеринару вовремя или же лечение происходит с большими сложностями.
Дрессировка. Для начала нужно дать этому понятию определение, потому что немало людей трактуют его неверно. При слове «дрессировка» у многих в голове возникает образ цирковой обезьянки, прыгающей через колечко или жонглирующей. Но нет. Дрессировка, а именно обучение животного командам или навыкам, – наиважнейшее звено во взаимодействии с питомцем. Это укрепляет контакт с человеком, очень сильно развивает когнитивные (то есть умственные, а именно восприятие информации, усвоение, запоминание и т. д.) функции у животного, приносит ему удовольствие, разнообразит его жизнь, пробуждает его интерес. Конечно, у так называемой экологичной дрессировки, которую мы практикуем, есть свои правила, она заметно отличается от цирковой. Ее основной принцип – животное само с желанием идет на обучение. Если же такового нет, то в дрессировке нет никакого смысла. Однако мы можем пробудить желание обучаться в любом животном, даже если ему больше 10 лет, даже если у него вообще отсутствует пищевая мотивация и активность, – это совершенно точно.
Когда-то давно мы проводили марафоны «Как обучить кошку команде за три дня». И как же все удивлялись, когда у каждого участника это получалось, а ведь 60 процентов из них вообще не верили, что такое возможно. Но главное, что потом писали и отмечали люди, – не то, что животные выучили команду, а то, как у многих владельцев поменялись отношения со своими кошками. Кто-то из питомцев стал ласковым, кто-то начал намного чаще приходить к хозяину и спать рядом, у кого-то даже исчезли некоторые проблемы в поведении.
Социализация. Посредством обучения и научения вы развиваете уверенность животного в себе, налаживаете отношение к людям и меняющимся ситуациям, делаете психику стабильной. Социализированное животное чувствует себя уверенно в любой ситуации и проявляет интерес и здоровую активность по отношению к окружающему миру и людям.
Адаптация. Вы помогаете животным, пережившим негативный опыт, травмы, потерю дома и хозяина, серьезные операции и заболевания, приюты, полностью восстановить психическое здоровье.
Все это простые и естественные вещи, которые можно легко делать с животными. Важно отметить: этому может научиться любой человек в любом возрасте. Так же и у животных не имеют значения ни возраст, ни история проблемы, ни ее выраженность.
Давайте поговорим на очень интересную тему, которой мы сейчас активно занимаемся, – рассудочную деятельность. Это один из важнейших компонентов когнитивных процессов, лежащих в основе невербального (то есть не облеченного в словесную форму) мышления и интеллекта животных. Да, у них, несомненно, есть разум, хотя даже у высших животных он не может идти ни в какое сравнение с человеческим.
Девиз нашей школы: «Нет такого поведения и животного, которое нельзя изменить». Мы вам об этом можем сказать со стопроцентной точностью. И если специалисту или хозяину не удалось решить какую-то проблему – значит, они просто не знают, как это сделать по-другому, вот и всё.
РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ У ЖИВОТНЫХ – ПОИСТИНЕ ВОЛШЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. ЭТО ПОМОГАЕТ ЖИВОТНОМУ ЖИТЬ ДОЛЬШЕ И СОЗДАЕТ ПРОСТО НЕВЕРОЯТНУЮ СВЯЗЬ С ЧЕЛОВЕКОМ. ЧЕМ БОЛЕЕ РАЗВИТО В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПЛАНЕ ЖИВОТНОЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ МЫ МОЖЕМ ВИДЕТЬ И СОЗДАВАТЬ У НЕГО УЖЕ СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ. МЫ МОЖЕМ ОБЩАТЬСЯ И ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА С ОДНОГО ВЗГЛЯДА.
Но рассудочная деятельность не всегда проявляется в повседневной жизни животных. Ее можно наблюдать у тех особей, чьи хозяева занимаются с ними. А если человек не воспитывает и не обучает своего питомца, то рассудочная деятельность у такого животного проявляться попросту не будет.
Сейчас во многих развитых странах обучение животных и общение с ними вышло на необыкновенный уровень. Во многих парках звери и птицы живут свободно и без вольеров, но не покидают пределов парка. Есть и крупные хищники, которые очень контактны и обожают общение с человеком. И делают это не потому, что люди кормят их чем-то вкусным. Еда здесь вообще ни при чем.
Мы собираемся открыть центр, где будем учить людей, как взаимодействовать с животными, потому что считаем, что такой навык нужен каждому человеку. Обучение будет построено на исключительно экологичных методиках и охватит следующие темы:
решение проблем в поведении – чтобы животному и человеку комфортно жилось друг с другом;
помощь животным – чтобы избавить их от страхов и агрессии, найти дом и адаптировать в новой и непонятной ситуации;
помощь людям – чтобы владелец мог понять своего питомца и, таким образом, сделать свою и его жизнь лучше;
общение с животным на одном языке – чтобы человек и животное стали близкими по духу, прямо как герои известных художественных и мультипликационных фильмов. Звучит как сказка, но, друзья, это реальность, и таких случаев тысячи.