Знакомы ли вы с животными, которые… никогда не существовали в природе? Я имею в виду, так называемых, мифических животных. А они, подобные животные, имеются в фольклоре всех, без исключения, народов мира. В том числе, и в нашем, восточнославянском фольклоре…
Казалось бы, с ними всё ясно: не существовали и не существовали. Но почему тогда именно они, эти реально не существующие животные, оказались «героями» народных легенд и сказаний? А может, они всё же существовали когда-то, эти животные? Или, скорее, имели каких-то, вполне реальных прототипов?
Попробуем более подробно разобраться в непростом этом вопросе.
Ужиный царь – мифическое животное именно славянской мифологии, и даже, скорее, восточнославянской. Иногда его называли ещё и Змеиным царём, потому как наши предки считали, что Ужиному царю подчиняются, не только ужи, но и все без исключения змеи.
По легенде Ужиный царь носит на голове золотую корону или золотые рога и всегда заступается за своих подданных. Ежели кому-либо из ужей человек причинил зло – этому человеку Ужиный царь мстит, напуская на обидчика разные болезни. А ещё у того человека могут рождаться дети-уроды или случаться какие-нибудь другие несчастья (пожары, к примеру).
Люди редко имели возможность лицезреть Ужиного царя, и чаще всего встречи с ним случались глубокой осенью, когда Ужиный царь ведёт своих «подданных» в «вирай», место, куда, по верованиям наших предков, уползали змеи и улетали птицы осенью. Туда же, кстати, попадали и души умерших людей.
Кстати, слово «вырай» в белорусском языке сохранилось до сих пор, подразумевая места зимовок перелётных птиц. От этого же слова произошло и слова «рай».
Но мы отвлеклись. Итак, осенью, когда змеи массово ползли на зимовку, по легенде впереди полз сам Ужиный царь в своей золотой короне (или с золотыми рогами). И если человек, неожиданно встретившийся с ним в это время и, не растеряется и расстелет перед Ужиным царём полотенце или скатерть с хлебом-солью, то Ужиный царь в знак благодарности сбросит на эту скатерть свою золотую корону. И будет человеку, имеющему эту корону, неслыханная удача во всём. И откроются ему все клады, и станет он мудрым и всезнающим…
Такова легенда. А как же оно на самом деле?
Конечно же, не было и нет у ужей никакого царя. Но легенда имеется, и каким-то образом она возникла? И почему именно уж, а не гадюка почитался у наших предков царём всех змей?
А возникла легенда, скорее всего, по той простой причине, что люди иногда и в самом деле встречали ужей с блестящими рогами или короной на голове. Но в этом нет никакого чуда, просто змеи время от времени линяют, то есть, сбрасывают с себя старую чешуйчатую кожицу. Так вот, у некоторых ужей остатки старой высохшей кожи на голове могут сохраняться довольно продолжительное время, топорщась в стороны в виде сверкающих на солнце рогов. Или короны…
Ну, а остальное дополнила богатая народная фантазия.
Помните, у Пушкина есть «кот учёный», что «ходит по цепи кругом»? Он, кот этот: то «песнь заводит», то «сказку говорит»…
А ведь не придумал великий русский поэт своего кота-песенника! В восточнославянской сказочной мифологии и в самом деле имеется подобный персонаж. И имя ему – Кот Баюн.
Если верить сказкам, то обитает этот мифический кот довольно далеко (за тридевять земель в тридесятом царстве). Сидит он там на железном столбе посреди мёртвого леса, где ни зверя, ни птицы не водится. И не просто сидит, а жертв потенциальных высматривает, хотя непонятно, какой дурак в такую даль попрётся, и что ему там, в мёртвом лесу, делать?
Впрочем, дураки не только в жизни, но и в сказках имеются, а по сему, как только приближался кто-либо из них к столбу железному, так сразу же Кот Баюн начинал его обессиливать с помощью своих волшебных песен и заклинаний. И до тех пор обессиливает, пока он (очередной дурак, то есть) не падает без чувств на землю. И служит, таким образом, пропитанием этому нехорошему котику.
Впрочем, Кот Баюн своими песнями и заклинаниями не только обессиливать, но и исцелять мог от всех без исключения болезней и недугов. Так что, многие сказочные герои рисковали жизнью не просто так, а, надеясь победить Баюна для дальнейшего его использования в своих корыстных целях. И знаете, довольно успешно. Как, к примеру, Иван-царевич, который хотел с помощью волшебного этого кота исцелить своего смертельно больного отца (имеется в нашем фольклоре подобная сказочная история). И исцелил-таки, поймав Кота Баюна за шиворот и притащив его в отцовский дворец.
Для поимки Баюна Иван-царевич применил железный колпак и железные рукавицы. Герой же другой сказки, Андрей-стрелок, попросту отлупил вредного этого кота металлическим прутом. Представляете ситуацию: он кота лупит, а кот ему в это время свои усыпляющие песни поёт! Железным прутом лупил – сломался железный прут, медным лупасить принялся – тот же эффект! И только когда взял Андрей-стрелок в руку свинцовый прут – сдался, наконец, Кот Баюн, признал себя, так сказать, полностью побеждённым.
Впрочем, если Иван-царевич шёл на поимку Кота Баюна с целью заслуживающей уважение, то Андрея-стрелка просто-напросто подставили. Или, другими словами, хотели погубить, поручив ему явно непосильное задание. Но не на того, как говорится, напали!
Но, сказки сказками, а откуда он, вообще, взялся в славянской мифологии, этот самый Кот Баюн?
Считается, что сказочный Кот Баюн как бы соединил в себе образы двух более ранних мифических персонажей: сказочного чудовища-людоеда, возможно даже в образе какого-то реально существующего хищника из семейства кошачьих (тигр? леопард?) и вещей птицы Гамаюн, обладающей чудесным голосом. По преданиям, птице Гамаюн открыто будущее, и она может предвещать это будущее тем людям, которые способны понять её волшебное пение.
Ну а потом огромное свирепое чудовище постепенно «съёжилось» до скромных кошачьих размеров, хотя, если верить сказкам, то Баюн – кот очень даже крупный. Ну а непонятное для наших предков имя Гамаюн (оно пришло к нам ещё из индоевропейской эпохи) постепенно превратилось в более понятное – Баюн, то есть, тот, кто песнями своими людей убаюкивать может…
Сначала о Фениксе…
Если верить легендам, Феникс – мифическая птица, способная сжигать себя и вновь возрождаться из пепла. Перед самосожжением Феникс поёт погребальную песню, услышав которую, все животные (а возможно, и люди) падают замертво. Ну, а через трое суток после сожжения из пепла возрождается новый Феникс, дабы через 500 лет (такова продолжительность жизни этой удивительной птицы) вновь погибнуть в огне.
Такова легенда, и очень древняя, к тому же. Ведь первое письменное упоминание о Фениксе имеется ещё у «отца истории» Геродота (V в. до н. э.). Правда, о самосожжении и последующем возрождении Феникса Геродот ничего не сообщает, а значит, эта часть легенды возникла значительно позже. А ещё в своём труде Геродот характеризует миф о Фениксе, как полностью неправдоподобный, чего не скажешь о людях Средневековья, которые воспринимали эту мифическую птицу вполне всерьёз. Они даже его внешность описали: похож на орла, но с ярко-красным оперением.
Оперение «героини» восточнославянских сказок, Жар-птицы, тоже очень и очень яркое. Настолько, что освещает всё вокруг в темноте и своим блеском может даже временно ослепить человека. Живёт эта сказочная птица в райском саду, в золотой клетке, из которой по ночам свободно вылетает. Её и поймать можно лишь с помощью такой же клетки, в которую обязательно нужно положить немного яблок (излюбленное лакомство Жар-птицы). Пытаться поймать Жар-птицу голыми руками в сказках не рекомендуется – обожжёшься об оперение!
Впрочем, в сказках Жар-птицу всегда ловят, и делает это обязательно младший из трёх братьев (Иван-царевич либо Иван-дурак), и притом не по своей воле, а по приказу свыше (царскому, отцовскому). Что потом происходит с пойманной Жар-птицей, о сём сказки умалчивают…
Зато известно, что каждую осень Жар-птица должна умирать, а последующей весной вновь возрождаться. А ещё она способна исцелять различные болезни и даже слепоту (Феникс, впрочем, тоже с этим успешно справляется).
Итак, Феникс западноевропейских легенд и Жар-птица легенд восточнославянских…
В них так много подобного, что поневоле приходит в голову мысль о том, что возникли эти легенды из какого-то общего первоисточника.
И, скорее всего, этот первоисточник следует искать в глубокой древности, когда предки всех современных европейских народов ещё кочевали где-то в прикаспийских или приуральских степях и были народом единым. И имя этому народу – индоевропейцы…
Многие наши известные сказки возникли ещё в ту далёкую пору. И среди них «Сказка о Финисте – Ясном Соколе».
А потом Финист превратился у древних греков (у них ведь тоже индоевропейские корни) в Феникса. Ну, а у наших предков, кроме сказки о Финисте (она, кстати, дошла до нашего времени почти без изменений), возникли также легенды о какой-то безымянной Жар-птице (а это, скорее всего, всё тот же Финист, только немного видоизменённый).
Что могло послужить основой легенд о Финисте (Фениксе, Жар-птице)? И могли ли какие-то вполне реальные птицы послужить основой для всех этих легенд и сказаний?
Скорее всего, такими птицами могли быть павлины, изредка попадавшие из далёкой и загадочной Индии в индоевропейские степи. И нарядная внешность павлинов так поразила кочевников-индоевропейцев, что они тут же наделили этих вполне заурядных представителей семейства фазановых несуществующими, сказочными даже «талантами». Ну, а остальное, как говорится, дополнила богатая народная фантазия.
Люди всегда относились к крысам со смешанным чувством страха и отвращения. И к чёрным крысам, которые «властвовали» в Европе в течение всего средневековья, и к серым (или, как их ещё называют, пасюкам), вытеснившим своих чёрных родственников и прочно занявших их место.
Но именно к периоду «властвования» в Европе чёрных крыс и относятся легенды, о, так называемых, крысиных королях.
Согласно этим легендам, «крысиный король» – это несколько крыс, сросшихся хвостами. Самостоятельно передвигаться такой «король» не в состоянии, но остальные крысы всячески заботятся о своём короле и приносят ему еду.
Такая вот легенда, и именно на её основе сказочник Гофман написал своего знаменитого «Щелкунчика», ещё более прославившегося благодаря гениальной музыке Чайковского. Но легенды легендами, а как оно на самом деле?
Как это ни странно, но, так называемые, «крысиные короли» действительно встречаются в природе. Вернее, встречались среди чёрных крыс. Живых «королей» никто, правда, не видел, но их мумифицированные останки имеются и хранятся в тех или иных музеях. Самый большой «крысиный король» из 32 чёрных крыс (вернее, их мумий, переплетённых хвостами) был обнаружен в 1928 году в мельничном камине города Бухгайма.
Исследование этих и других мумифицированных останков «крысиных королей» подтвердил и тот факт, что переплетённые хвостами крысы, несмотря на полную свою беспомощность, могли существовать довольно продолжительное время, а значит, легенды не врут и в этом: остальные крысы и в самом деле подкармливали своих, попавших в беду сородичей.
Но как же могли образовываться «крысиные короли»?
Возможно, это происходило ещё в детстве, когда выводок крысят, находясь в слишком тесном гнезде, склеивался и сплетался гибкими хвостиками. Потом, подрастая, крысята уже не могли разъединить свои окостеневшие хвосты и таким вот образом превращались в «королей». А может, в холодные зимы, стараясь согреться, взрослые крысы сплетались в тесный клубок и их хвосты намертво склеивались специальными жировыми выделениями.
Впрочем, не все учёные согласны с этими доводами. «Крысиные короли», заявляют они, никогда не существовали в природе, а все их мумии – лишь ловкие и сознательные подделки.
Не знаю, кто из учёных прав, но вот ещё один любопытный факт. Когда серые крысы вытеснили чёрных из Европы – легенды о крысиных королях резко пошли на спад. Не переплетаются хвостами пасюки, не образуют они «крысиных королей!
Хвосты у них, что ли, не такие, как у чёрных крыс, или просто не любят пасюки друг к другу крепко прижиматься. Даже в самые суровые зимы…
Если вы читали второй роман из эпопеи Дж. К. Ролинг о Гарри Потере (или смотрели соответствующий фильм), то, наверное, помните, что там, в тайной комнате расположенной под Хогвартсом, обитало ужасное существо, которое называлось василиском. У василиска ядовитые клыки и даже дыхание, а ещё он может убивать взглядом и очень боится петушиного крика…
Всё это так, и именно об этих свойствах василиска и говорится в средневековых легендах, вот только внешность василиска из легенд и средневековых хроник совершенно иная, нежели в знаменитом романе английской писательницы, где василиск представлен просто в виде гигантской змеи.
Если же верить средневековым авторам, то у василиска голова петуха, глаза жабы (к тому же, ярко сверкающие), хвост змеи и крылья, как у лебедя. А ещё у него петушиные ноги со шпорами (две или четыре, тут среди авторов имеются разногласия) и красный хохолок на голове, подобный на корону. Именно из-за этой «короны» чудовище и нарекли «василиском» (от греческого «базилевск», что в переводе означает «царь») и считали его «повелителем всех змей».
Странен, необычен даже внешний вид василиска, но ещё более фантастически объясняется его появление на свет. Ибо, согласно всё тем же легендам, рождается василиск из уродливого яйца, снесённого семилетним чёрным петухом и высиженного жабой и змеёй на подстилке из навоза. И сотни лет люди наивно верили и в само существование чудовищных василисков, и в их крайне необычный способ рождения.
Легенды легендами, но хозяева чёрных петухов в средневековье очень и очень рисковали быть обвинёнными в колдовстве и в связи с нечистой силой, тем более, что петухи и в самом деле изредка уподобляются курам и несут яйца. Впрочем, обвинить можно было и голословно, а доказать свою невиновность, увы, почти невозможно. А там уже и до костра недалеко…
Трудно сказать, что именно послужило основой для появления легенд о василиске. Средневековые авторы слепо верили древним грекам и римлянам, а ведь именно оттуда и берут начало легенды о многих мифических существах. О том же василиске на полном серьёзе писал ещё великий популяризатор Плиний Старший, живший в первом веке нашей эры. В его 37-томной «Естественной истории» различным животным посвящено целых четыре тома. И там, наряду с реально существующими живыми существами, подробно описывается и василиск.
Итак, василиска, огромного жуткого чудовища, не существует и никогда не существовало в природе. Но зато реально существует в природе небольшая ящерица из семейства игуан, которая тоже называется василиск. Точнее, василиск шлемоносный. А названа она так из-за гребня, начинающегося на голове, проходящего по всему туловищу и заканчивающегося аж на кончике хвоста.
Конечно же, не своим дыханием, не, тем более, взглядом эта маленькая безобидная ящерица, обитающая в Центральной Америке, навредить человеку никак не может. Но зато василиск шлемоносный обладает удивительной способностью бегать по поверхности воды на задних лапах. И не метр или два способен он так промчаться, а до полукилометра, и притом с завидной скоростью (до 12 км/ч).
Впрочем, к герою нашего сегодняшнего повествования, мифическому василиску, этот «чемпион по бегу на воде» не имеет совершенно никакого отношения.
Легенды о единороге – одни из самых древних европейских легенд, они имелись уже у античных греков. Ещё в 400 году до н. э. грек Ктесий, живший при персидском дворе, написал в своей книге, что в Индии водятся диковинные звери, единороги, с острым рогом, растущим с середины лба. Впрочем, скорее всего, он имел в виду обыкновенного индийского носорога…
В средневековой же европейской мифологии единорога описывают то похожим на лошадь, то на оленя, козла или быка. А в некоторых из мифов единорог соединяет в себе признаки и тех и других. К примеру, лошадь с козлиной бородой и бычьим хвостом.
Но все мифы признают у единорога наличие на лбу единственного рога, длинного и острого. Этим рогом свирепый зверь может убить даже слона, а бегает он с такой скоростью, что догнать его невозможно даже всаднику.
Впрочем, уже упомянутая чуть выше, Дж. К. Ролинг «заселила» Запретный лес Хогвартса прекрасными и чрезвычайно пугливыми единорогами с белоснежными лошадиными телами и перламутровыми гривами.
Но это в романе. В природе же никто и никогда не видел единорогов, но вот парадокс. Во многих средневековых аптечных лавках продавались за большие деньги их рога, якобы исцеляющие от различных заболеваний.
Этому есть объяснение. В европейских морях водятся крупные морские млекопитающие, нарвалы, дальние родственники дельфинов. У них тоже имеется один рог (точнее, бивень) длиною 2–3 метра, и такие «рога» море иногда выбрасывает на побережье. Ну, чем не рог единорога!
Итак, единорогов в природе не существовало, но откуда же взялись тогда столь многочисленные легенды о них?
Одни учёные считают, что все европейские легенды о единорогах, это искажённые слухи о носорогах, которые в Европе, как известно, не встречаются. Кстати, сведения о необычайной силе и свирепости единорогов тоже подтверждают именно эту версию.
Но есть и другие мнения. Например, такое, что единороги действительно встречаются иногда в природе, но… как мутанты вполне обычных животных.
Конечно, лошадь с рогом на лбу, это явный перебор… но вот что касается быков или оленей…
К примеру, совсем недавно, в 2008 году, в Италии обнаружили необычного детёныша косули. Единственный рог его был расположен в самом центре лба.