Глава 2. Славный и древний русский город Кострома

2.1. Визитная карточка Костромы (краткое представление города)

В 372 км к северо-востоку от Москвы расположен древний русский город Кострома, в котором в наши дни живут около 270 тыс. человек (269,7 тыс. человек, 2010 г.). Кострома – это крупный промышленный и культурный центр, а также мощный и влиятельный православный центр. Кострома – удивительный город, прекрасный и неповторимый, резко выделяющийся своим своеобразием и неординарностью среди российских городов. Кострому нужно оценивать как неповторимый территориальный урбанистический акцент, как своего рода древний и уникальный бриллиант в емкой сети российских городов.

В России есть много городов с давней и славной историей. Одни из них стали большими городами и во многом утратили свой исконно русский облик в сомнительных потугах быть похожими в визуальном плане на лучшие зарубежные города, другие со временем превратились в безликий хозяйственный придаток основных городских российских центров или в лучшем случае с огромными трудностями и разными результатами борются за сохранение своих традиционных хозяйственной специализации и исторического облика, третьи нередко выродились чуть ли не в карикатурные лубочные городки – места развлечений для богатых отечественных и иностранных туристов, а также иных состоятельных визитеров, почти потеряв свой настоящий, подлинно русский визуальный облик и дух жителей, есть и другие грустные примеры. Кострома выгодно выглядит на фоне всех этих городов. Кострома не утратила своего своеобразия: архитектурно-художественного, экономического, духовно-нравственного. Даже в жерновах одновременно сокрушительной и созидательной истории ХХ в. Кострома умудрилась сохранить свое историческое своеобразие, неброское истинно русское достоинство, скромный уют настоящего по образу и духу русского православного города. Приехав в Кострому, каждый ощущает, что здесь «всё Русью пахнет». Настраивают на добрый лад певуче-ласковое оканье костромичей – гостеприимных, несуетных, открытых, знающих великий вклад своей относительно небольшой Костромской земли в сохранение русской государственности, свободы и независимости всей огромной России. В Костроме всегда чувствуешь себя как дома – уютно и просто, причем вне зависимости от тяжести своего кошелька. Практически все гости Костромы привозят отсюда домой добротные и доступные всем гостинцы – сувениры из бересты, живописные полотна, вышивку, художественную аппликацию, разнообразные изделия из великолепного костромского льна (скорее всего лучшего в России), неизменно недорогие и уникальные по творческому почерку ювелирные изделия из серебра – кольца, броши, гривны, крестики, образки, брелки, ложечки (в том числе маленькие «на первый зубок», которые дарят при рождении ребенка, а также именные с образом святого покровителя или Ангела Хранителя, или почитаемой иконы), подстаканники и другие. Серебряные ювелирные изделия мастеров Костромы и легендарного поселения Красное-на-Волге не спутаешь ни с какими другими, для них характерны изысканное совершенство и простота форм, яркие неповторимые черты авторского почерка местных мастеров, уникальность рисунка чеканки, резьбы и черни по серебру. Действительно знающие толк в ювелирном искусстве люди в любом ювелирном магазине Костромы и других российских городов непременно попросят показать покупателю именно изделия мастеров-виртуозов из Красного-на-Волге и Костромы, ведь эти изделия лучше всех других украшений таят в себе и передают загадочный и поразительный русский дух, очарование всей Русской земли, неповторимой частью которой являются костромские просторы. Поездка в Кострому и даже недолгое пребывание в ней навсегда яркой страницей остаются в памяти, рождают и усиливают желание прибыть сюда снова, приобщиться в большей мере к изучению местных истории, экономики, культуры, попробовать разгадать далеко не все раскрытые тайны этого города.

Кострома – слово женского рода, и неудивительно, что, как и любая красавица, знающая себе цену, она за всю свою многовековую историю так и не раскрыла многих своих тайн, в том числе истоков, причин ее неисчерпаемой привлекательности и жизнеспособности, а также мудрости, терпения, редчайшей талантливости своих жителей.

До сих пор не разгадана тайна происхождения названия этого города. Одни краеведы и историки считают, что оно пришло из Киевского великого княжества. Другие утверждают, что название Костромы происходит от нагромождения, то есть своего рода костров льда, весною во время разлива вытесняющегося на берега реки Костромы. Есть и третья версия происхождения названия. В древних славянских летописях слова «костр», «кострум», «кострыга» встречаются в значении укрепленного места. В те времена каждый город, в том числе и Кострома, был крепостью, поэтому возможно, что это слово осталось за этим укрепленным пунктом в качестве его собственного имени. Четвертая версия происхождения названия города учитывает то, что в славянском языке слово «кострома» имело несколько, в том числе разных по смыслу, значений. По наиболее широко известному варианту, Костромой называли языческое божество, олицетворявшее весну. Сторонники этой версии утверждают, что город получил имя в честь именно этого древнего языческого божества и языческого праздника, знаменовавшего прощание с весной и наступление лета.


Похороны Костромы. Лубок XIX в.


Многие сотни лет назад в Верхнем Поволжье существовал языческий праздник – Кострома, напоминающий русскую Масленицу, включавший народный обычай отмечать наступление лета так называемыми «похоронами Костромы». Было два варианта выполнения этого обычая, что определялось погодными условиями. В жаркую погоду девушки выбирали в своем селении самую красивую девушку, которая изображала Кострому. Ее наряжали, водили вокруг нее хороводы, пели, потом клали на широкую доску и с песнями несли к реке. Пока Кострому купали, старшая из девушек била в лукошко, как в барабан. После этого все возвращались в селение, снова водили хороводы, плясали, пели. Чаще в начале лета погода прохладная, поэтому чаще этот обычай проходил по другому сценарию. Костромой называли сделанную из прутьев и соломы куклу, которую одевали в женское платье и украшали цветами, водили вокруг нее хороводы, пели, а потом ее сажали в корыто и относили на берег реки. Там собравшиеся для проведения обряда разделялись на две части: одна старалась захватить Кострому, другая – защищала ее. Обычно нападающие одерживали победу, брали Кострому в плен, срывали с нее одежду и бросали в воду или сжигали. А побежденные предавались притворному горю. Этот обряд сохранялся до XVIII в. в костромских селениях, прежде всего в деревнях.

2.2. Главные события в истории города

Большинство исследователей считают основателем Костромы владимиро-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого, который во время его великого похода по волжскому пути от Ростова в землю казанских булгар в 1152 г. основал этот город. Но абсолютно точно неизвестно, кто же и когда основал Кострому. Однако даже по мнению знаменитого русского историка, географа и государственного деятеля В.Н. Татищева (1686–1750), этот город построили около 1152 г., хотя он существовал и раньше (значит, Костроме не менее 860 лет в 2012 г.). В «Истории Российской» Татищев написал: «Великий князь Юрий Владимирович Долгорукий, лишившись Киевского княжения, основал престол в Белой Руси… Потом начал строить во области своей многие грады: Юриев Поле, Переяславль у Клюшина озера, Владимир на Клязьме, Кострому, Ярославль и другие многие грады…» А первое письменное упоминание Костромы встречается в солидных Воскресенской и Тверской летописях под 1213 г., когда ее сжег ростовский князь Константин в княжеских междоусобных распрях со своим братом князем Юрием.

Судьба Костромы тесно связана с Юрием Долгоруким – ее родителем, определившим прямое родство Костромы и Москвы, которую он также основал (1147). По сути, Кострома и Москва – родные сестры.


Князь Юрий Владимирович Долгорукий (90-е годы XI в. – 1157) вошел в русскую историю как князь суздальский, затем – великий князь киевский, а главное – как «основатель» (1147) Москвы и Костромы. В «Истории Российской с самых древнейших времен» (кн. 1–5, 1768–1848) знаменитый русский историк В.Н. Татищев (1686–1750) написал, что в 1090 г. у князя Владимира II Всеволодовича Мономаха родился сын Юрий. Современные исследователи называют год рождения Юрия, 6-го сына Владимира Мономаха, – 1096 год. По линии отца его дед – переяславский князь Всеволод Ярославович был женат на византийской царевне, дочери тогда правившего византийского императора Константина. Он при рождении получил имя Юрий (Гюргий, Дюргий), а крещен был с именем Георгий. Похоже, что его отец развелся со своей первой женой, дочерью англосаксонского короля Гидой Харальдовной; вторая жена родила ему сына Юрия, еще 2 сыновей и 2 дочерей; после ее смерти (1107) отец женился третий раз. В любом случае Юрий знал о ненадежности семейного счастья. Ребенком княжич Юрий был отправлен отцом на княжение в Ростово-Суздальскую землю. К нему был приставлен опытный «дядька-кормилец» (воспитатель-наставник) и помощник-воевода киевский боярин Георгий Шимонович (Симонович, его отец – варяг Шимон был в детстве приставлен к деду княжича). После смерти отца, Владимира Мономаха (1125), Юрий Владимирович стал полностью самостоятельным князем, а Суздаль (по желанию Юрия) со временем стал столицей Ростово-Суздальского княжества. Он в пограничных частях своего княжества строил крепости: Дубна, Канягин (вероятно, Тверь), а в центре – Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров и др. В годы его правления впервые (1147) упоминается город Москва. В 1147 г. князь Юрий Владимирович пригласил в «Москов» князя Святослава Ольговича. В 1156 г. по воле Юрия Владимировича на месте существовавшего укрепленного городка Москов возвели новую, более обширную деревянную крепость. Князь Юрий Владимирович как воспитанник человека с варяжскими корнями сам стал человеком активным, воинственным, стремящимся к упрочению своей власти и обогащению. Еще в 1120 г. он по воле отца совершил победоносный поход на волжских булгар и привел много пленников. С начала феодальной раздробленности Руси (после 1132) Юрий проводил очень активную политику, стремился захватить у соседей их земли, мечтал (и делал все возможное и невозможное), чтобы стать великим киевским князем. За все это он и получил прозвище Долгорукий. Знаменитый русский историк и публицист князь М.М. Щербатов (XVIII в.) полагал, что Юрий получил свое прозвище прежде всего за свое безграничное стяжательство, алчность к приобретению любого рода ценностей, пленников, земель. В древних летописях его прозвище не встречается, оно появилось только в рукописи середины XV в., когда его действия были осмысленны и переоценены потомками. Завоевание земель особенно увлекало князя Юрия Владимировича. В 1147 г. он совершил поход на Великий Новгород, разорил Торжок и район р. Мсты, с 1149 г. вел борьбу с племянником Изяславом Мстиславовичем за киевский стол. Несколько раз Юрий захватывал Киев и какое-то время был его хозяином, но каждый раз удержаться в нем не мог, только в 1155 г. он прочно обосновался в Киеве, но объединить всю Русь под своей властью так и не смог. Тем не менее, именно при князе Юрии Владимировиче наметилось перемещение центра тяжести русской государственности из Приднестровья на северо-восток.


Князь Юрий Долгорукий. Миниатюра XVII в.


У Юрия Долгорукого было 2 жены, первая из них была половчанка, а вторая – греческая царевна. Всего от двух жен у него было 14 детей, в том числе 11 сыновей и 3 дочери. Всю свою взрослую жизнь он был любвеобильным человеком. В «Истории Российской» В.Н. Татищев назвал малопривлекательные черты нравственного облика Юрия Долгорукого. Говорит, что был «сей великий князь … великий любитель жен, сладких пищ и пития; более о веселиях, нежели о расправе и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев. И, хотя, несмотря на договоры и справедливость, многие войны начал, обаче сам мало делал, но большее дети и князи союзные, для того весьма худое счастье имел и три раза от оплошности своей из Киева изгнан был». А еще ранее написал: «Юрий, хотя имел княгиню, любви достойную, и ее любил, но при том многих жен подданных часто навещал и с ними болея, нежели со княгинею, веселился, ночи сквозь, на скомонех (музыка. – В. Г.) поигрывая и пия, препровождал, чим многие вельможи его оскорблялись, а младые последуя более своему уму, нежели благочестному старейших наставлению, в том ему советом и делом служили».


Князь Юрий Долгорукий. Рисунок В.П. Верещагина. 1891 г.


Неудивительно, что после пира у сборщика торговой пошлины, киевского боярина Петрилы – с веселием, обильным питием, роскошной едой – князь Юрий Владимирович внезапно тяжело заболел и через 5 дней умер. Считают, что его отравили, потому что он не хотел в должной мере считаться с киевлянами, их городским вече, творил сам и его окружение насилие над ними, горожане относились к нему, естественно, с недоброжелательностью.

Княжич Юрий женился в первый раз на половецкой княгине, принявшей православие. Женившись, он стал князем. Женился он почти мальчиком, ясно, что не сам выбирал себе невесту. Его женитьба – это политически нужный ход (гарантией мира и установления союзнических отношений было заключение династического брака; брак с половецкой княжной предопределил будущий половецкий курс князя Юрия Владимировича). Собственно свадьбу сыграли в Ростове. Юрий, повзрослев, не смог найти общий язык с ростовскими боярами, сам в Ростове не построил ни одной церкви, в конце концов перенес столицу своего княжества в Суздаль. Не мог он чувствовать себя единоличным хозяином в Ростове, где городская община, вече были сильными (как и в других старых центрах). Князь Юрий Владимирович всегда слишком стремился к абсолютно полной единоличной власти (позже он не смог найти общий язык с городскими общинами Киева и других южнорусских городов). Везде, где он становился первым лицом, он на ключевые должности ставил своих людей («чужаков» с позиций других людей), не сполна понимал необходимость разумного учета желаний подавляющей части горожан, жителей княжеств.

Никаких прижизненных описаний или портретов князя Юрия Долгорукого не сохранилось. В разных исторических и научных работах (в том числе описании результатов археологических изысканий в культурно-историческом заповеднике «Киево-Печерская лавра», сделанных в 1989 г.) содержатся сведения о том, что князь был небольшого роста (около 160 см), толстый, плешивый, внешне не привлекательный.

В «Истории Российской» Татищева есть не вполне привычный для нас рассказ об особой связи Юрия Долгорукого и московских мест. По Татищеву, среди всех любовниц князя первое место занимала жена тысяцкого суздальского боярина Степана Ивановича Кучки, которая чуть ли не владела волей князя, выполнявшего все ее желания. Когда князь пошел завоевывать Торжок в 1146/47 г. то боярин Кучка (над которым из-за поведения его жены все смеялись, а жаловаться и просить помощи на земле ему было не у кого) не пошел помогать ему в этом походе князя, а уехал с женой в свое уединенное село на реке Москве, где жену заключил под стражу в заточение, сам стал думать, как уйти к сопернику князя Юрия Владимировича – в Киев, к великому князю киевскому Изяславу Мстиславовичу. Когда Юрий Владимирович узнал это, то оставил свое войско, с небольшим отрядом верных людей приехал в московское владение боярина Кучки – село Кучково, убил его, а дочь его насильно выдал замуж за своего сына Андрея. В тот приезд Юрий Владимирович оценил достоинства места – вдоль р. Москвы. Возможно, это его и подтолкнуло поставить здесь надежную крепость-кремль, давшую начало городу, получившему имя по реке. В истории действительно известен боярин Кучка, на его дочери действительно был женат сын Долгорукого. Известен конфликт между Юрием Владимировичем и этим боярином, в результате которого Кучка был убит. Но со временем сыновья боярина Кучки – Кучковичи – отомстили за убийство отца. Они убили при содействии сестры-невестки князя Юрия Долгорукого его сына, навязанного ей ранее в мужья.

Любая оценка качеств князя Юрия Владимировича Долгорукого субъективна. О нем лучше всего судить по его делам, событиям в княжестве при нем. Вне сомнений, он был умным и энергичным человеком, имел яркие организаторские способности, был активным политиком, удачно действовал в области межкняжеских отношений и на международной арене. Для правителя важно и то, что он умел правильно распределить роли в государственных делах, считал нужным окружать себя советниками и помощниками, которым доверял и поручал «черновую» работу, был деятельным и упорным градостроителем, стремился иметь много детей, прежде всего сыновей, которых оценивал как династический запас прочности. При этом он обладал большим самомнением, хорошо помнил о кратковременности земной жизни и ее радостях.

Князь Юрий Владимирович прожил долгую для своего времени жизнь – 65–70 лет, стал отцом 14 детей, заложил несколько городов, построил многие храмы… К сожалению, до сих пор в Киеве нет точной идентификации останков князя, кости из предполагаемого его захоронения сполна не изучены, по сути, по-христиански не оборудована его могила. Возможно, это, как и краткость княжения в Киеве, есть наказание за его грехи. В Москве, в ее центре (Тверская ул.), установлен (1954) памятник князю Юрию Владимировичу Долгорукому (скульпторы С.М. Орлов, А.П. Антропов, Н.Л. Штамм, архитектор В.С. Андреев), внешне ничего не имеющий с ним, но передающий его силу и мощь.


Основанная в XII в., Кострома с середины XIII в. была центром Костромского удельного княжества, с середины XIV в. кончательно (1362) была включена в состав Московского государства, в 1719 г. вошла в состав Московской губернии, с образованием Костромской губернии стала в 1778 г. губернским городом, центром губернии. С 1944 г. Кострома – центр образованной тогда Костромской области.

Кострома и ее окружение неоднократно и длительное время страдали от губительных пожаров и военных действий: княжеских междоусобиц, нападений ордынцев, казанских татар, новгородских ушкуйников (речные разбойники), боевых действий русских князей за великое княжение и в освободительной войне русских против иностранных интервентов.

Большой урон наносили многочисленные и частые пожары, ведь первоначально Кострома была в основном деревянным городом. Особенно сильные пожары случились в 1413, 1416 и 1493 гг. Так, в пожаре 1413 г. сгорели 30 церквей, огромное число жилых домов и хозяйственных построек. Новую костромскую крепость отстроили из дуба и на новом месте – ниже по течению Волги, на высоком левом берегу (там сейчас расположен городской парк).

С середины XIV в., когда Костромские земли были окончательно присоединены к Московскому великому княжеству, Кострома стала опорным пунктом русского государства в Поволжье. В 1470-х гг. костромская рать под командованием князя Даниила Холмского участвовала в походах великого московского князя Ивана III против Великого Новгорода. При выселении из Великого Новгорода значительной части знатных семей и их расселении по городам Московского княжества, многие из них были направлены в Кострому. Это оказало влияние на экономику, культуру, художественную жизнь Костромы.

После покорения царем Иваном Грозным Казанского ханства (1552) военное значение Костромы снизилось и усилилась ее роль как крупного центра ремесла и торговли. Костромские купцы стали посредниками в транзитной торговле. В Кострому стали привозить товары из Средней Азии, из Персии, была учреждена английская фактория. С середины XVI в. торговое значение Костромы стало стабильно упрочиваться.

В начале XVII в., во время польской интервенции, Кострома сыграла значительную роль в организации ополчения К.М. Минина и Д.М. Пожарского.

Ни губительные военные действия, ни пожары, ни другие беды не могли сдержать развитие Костромы, жизнеспособности которой объективно содействовало ее выгодное экономико-географическое положение, влиявшее на рост оборотов торговли и укрепление, расширение деятельности ремесленников. Год от года росло и крепло экономическое значение Костромы, расположенной на Волге – древнем торговом пути, соединяющем Прибалтику и Западную Европу с Востоком. Дороги из Ростово-Суздальской земли в города Верхнего Поволжья проходили через Кострому. С открытием торгового пути в Англию через Белое море расширились связи Костромы с зарубежными странами. Русские купцы торговали высококачественными и относительно недорогими товарами, славившимися в Европе: льняным полотном, кожами, пушниной, тёсом, смолой, рогожей, салом, маслом, металлическими изделиями.

В конце XVI в. в Костроме начался ощутимый подъем производства, временно прерванный Смутным временем и ускорившийся после установления мира. В XVII в. Кострома была известна как крупный ремесленный город со значительным населением (1650 г. – 2086 дворов), развитыми текстильным, кожевенным, мыловаренным производствами. К середине XVII в. Кострома стала по экономическому значению третьим городом в России после Москвы и Ярославля. В начале XVIII в. (1702) по числу жителей Кострома занимала пятое место в России. В первой четверти XVIII в. экономическое и торговое значение города стало сокращаться; тогда в Костроме были только кожевенные, солодовенные и кирпичные заводы. К середине XVIII в. в ней уже были первые полотняные мануфактуры, которые затем стали укрупняться. Первая относительно крупная полотняная мануфактура была основана в 1751 г. Если в середине XVIII в. первая построенная в Костроме полотняная фабрика купцов Углечаниновых имела 500 станков, то уже в 1790-х гг. в городе действовало 5 суконных фабрик, совладельцем одной из них впоследствии стал П.М. Третьяков. Постепенно в XVIII в. Кострома заняла первое место в стране по производству тканей и довольно долго удерживала его. В Костроме известные предприниматели-старообрядцы братья Третьяковы имели льняную мануфактуру. Одним словом в XVII–XVIII вв. Кострома была одним из крупных русских городов с развитым текстильным, металлообрабатывающим и кожевенным производством.

Загрузка...