Данная глава знакомит читателей с трансоанализом. Так как данное направление очень обширное, и в рамках главы все его аспекты затронуть невозможно, я решил составить данную работу в качестве основных терминов и постараться подробно их разобрать.
Читателю может показаться, что автор спорит с некоторыми известными психологами и методологами, однако это совсем не так, в то же время я считаю, что могу иметь свое собственное мнение о некоторых психологических проблемах, при этом не вступая в прямую дискуссию с известными психологами.
Я разработал трансоанализ, исследуя психику мистиков, пришел, на первый взгляд, к достаточно простому и логическому выводу, что психология мистиков отличается от психологии обывателя. Несмотря на это простое, на первый взгляд, заключение, я не нашел современных исследований в этой области, кроме некоторых работ К. Г. Юнга и некоторых других авторов в области трансперсональной психологии. При этом мне хочется обратить внимание читателя на то, что сам мистицизм очень активно начал развиваться, начиная с 90-х годов XX века заканчивая сегодняшнем днем, об этом говорит огромная пропаганда мистицизма, оккультизма, эзотеризма в СМИ: журналы, газеты, телевидение, при этом почему-то в современной психологии на это очень мало обращают внимания, я имею в виду исследования этого как социально-культурно-психологического феномена. Почему-то большинство исследователей на это закрывает глаза, считая, что данной проблемы как таковой не существует, другая же часть зарабатывает на мистицизме деньги, создавая различные психотехники на основе практик различных мистических школ и направлений. При этом увеличивается количество людей, пострадавших, как бы так помягче выразиться, от различных мистических школ, сект с оккультным уклоном и, попросту говоря, от мошенников, работающих именно в этом направлении, и т. д.
Мне представляется, что данное направление, возможно, сможет решить некоторые проблемы в исследованиях в области психологии мистиков.
Трансоанализ – это научное направление, изучающее глубинные процессы нашей психики. Огромную роль в этом играет исследование подсознательного и свободного фантазирования.
Трансоанализ – новое направление в глубинной психологии, изучающее специфические возможности человека. Для того чтобы обосновать трансоаналитическую концепцию и чтобы она стала наравне с психоанализом, трансперсональной психологией, работоспособной как новая терапевтическая система.
При этом каждая система проходит ряд становлений, прорабатываются возможные ошибки и т. д.
Одно из основных направлений в трансоанализе – исследование мистической личности – опирается на концепции аналитической психологии К. Г. Юнга и трансперсональную психологию, в частности концепцию Эрика Нойманна «Человек мистический», и классификацию трансперсональных переживаний по С. Грофу.
Эрих Нойманн в своей статье «Человек мистический» пишет: «Нашу проблему можно сформировать следующим образом: в какой мере мистическое представляет собой свойственное человеку явление, а в какой мере сам человек является человеком мистическим (homo mysticus)». Моя концепция мистической личности продолжает работу Э. Нойманна. В то же время для мистической личности имеют огромное значение трансперсональ- ные/мистические переживания и мистический опыт. За начальную основу я взял классификацию трансперсональных переживаний по С. Грофу. Мне она показалось наиболее пригодной для концепции трансоанализа и исследования мистической личности.
Еще одну важную роль в трансоанализе – это изучение глубинных структур психики человека, главный термин в нем – подсознание. Я подчеркиваю не бессознательное и не глубинное бессознательное – это с моей точки зрения является серьезной ошибкой. Сам термин «бессознательное» означает бессознательные действия или автоматические действия, которые не содержат никаких глубинных слоев психики, о которых писали Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, а затем и Станислав Гроф включил ее в свою новую картографию бессознательного.
Вероятней всего, бессознательное – это автоматические действия, которые человек в данный момент времени не осознает в результате научения и выработанного действия. Хорошим примером может послужить наша походка. Мы не осознаем, как мы ходим, какую ногу ставим вперед, то есть действуем бессознательно – автоматически.
Как в любом научном направлении, очень важно, какими методами пользуется исследователь, особенно тот, кто стремится разработать новую концепцию. Итак, для исследования в трансоанализе я использую четыре метода:
Метод наблюдения, он очень удобен, особенно когда нужно изучать поведение в естественных условиях.
Фэнтезитерапия – служит для исследования подсознательного и глубинных структур психики. В настоящее время метод фэнтезитерапии еще до конца не разработан и в данный момент дорабатывается.
Метод беседы – позволяет выявлять индивидуально-психологические особенности мистической личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.
Психологические тесты, но я их использовал мало. В основном я использую два теста – TCI-125 и SPQ-74.
Трансоанализ можно определить как «анализ запредельного». По большому счету, это очень обширное понятие, затрагивающее и философию, и антропологию, и психологию, и, возможно, даже в каком-то роде физику. Однако я хочу сразу ограничить трансоаналитическую концепцию рамками психологии и в некотором роде философии.
Основную задачу трансоанализа я вижу в анализе психологических аномалий. Психологическая аномалия никак не связана с психическими заболеваниями, скорее, это направление в области специфических особенностей психики человека, который может заключаться в феномене контактерства, разного рода мистических переживаний, мистического опыта, особенностей мировоззрения: магического мышления или мистического сознания, парапсихологических феноменов, особое представления о мироздании. Я имею в виду то, как описывают наш мир мистики из разных школ: Е. П. Блаватская, Д. Андреев, Ошо Раджниша и др. Каждый из этих личностей описывает мир по-своему, правда, это описание кардинальным образом отличается от представлений обывателя.
Мистическая личность – это личность со специфическими мировоззренческими, личностными особенностями, чьи жизненные позиции, устои, взгляды коренным образом отличаются от обывателей.
Мистическая личность – это та личность, которая по-особому развивается, по-другому мыслит, даже можно сказать, у них мистические взгляды на жизнь. Они по-другому относятся к окружающему, чем обычные люди с обычным мышлением.
Мистическая личность считает, что наша жизнь намного разнообразнее, многополярнее. Вы спросите, можно ли разделить людей на мистиков и обычных личностей. Я считаю, что разделение возможно, и представляю его таким.
Мистические переживания. В некоторых случаях мистические личности испытывают различные, очень странные переживания, не изученные еще современной наукой. Как правило, это огромный эмоциональный всплеск, при котором человек переживает сверхъестественные образы. Эти образы очень похожи на те, которые описывал как архетипы в своих работах К. Г. Юнг.
Одним из тех измененных состояний, которые оказывают наибольшее влияние на нашу жизнь, является так называемое мистическое переживание. Сущность его заключается в возникающем ощущении полнейшего изначального слияния со всем миром. Назовем его «переживанием Единства». Такое переживание не поддается описанию с помощью привычных слов и понятий; человек ощущает, что он находится за гранью времени и пространства, за гранью жизни и смерти, и может как бы наблюдать за самим собой со стороны.
Мистические переживания – это переживания сверхъестественных, паранормальных образов (архетипов), возникающие непроизвольно или сознательно под воздействием медитации или с помощью измененного состояния сознания, как правило, такие переживания возникают у так называемых мистических личностей, предрасположенных к таким переживаниям.
Мистический опыт. Настало время разобраться более тщательно, что это такое: многие авторы определяют мистический опыт по-разному, например, Е. А. Торчинов говорит о «переживаниях особого рода, обычно описываемых пережившими их людьми как расширение сознания или единение с онтологической первоосновой сущего (то есть переживания, трансценди- рующие обыденный опыт, имеющие непосредственное отношение к метафизике и ее предмету)».
С моей точки зрения, мистический опыт – это психологические и физиологические изменения в человеке, при которых он входит в измененные состояния сознания, которые могут происходить спонтанно или под влиянием различных психотехник, психоделитиков, религиозных традиций (молитв). При таком опыте могут переживаться прошлые воплощения, выход из тела, шаманский транс, контакты с НЛО и т. д.
Я же считаю, что мистический опыт – это уникальный феномен, который требует индивидуального исследования.
Проблема мистического опыта представляется для меня очень важной в трансперсональной концепции.
Сознание – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
Мистическое сознание можно определить как особую трансперсональную форму отражения действительности. Люди, обладающие таким сознанием, могут выходить за пределы индивидуальной, или личной, самости, охватывая человечество в целом, жизнь, дух, космос. У них совершенно другая форма понимания действительности, они могут находиться как в нашей форме отражения действительности, как и в иной. Иногда таких людей называют контактерами – якобы способными путешествовать по другим мирам и общаться с их обитателями.
Один из основателей трансперсональной психологии Станислав Гроф писал в своих книгах о том, что возможности нашего сознания настолько неограниченны, оно содержит знание обо всей Вселенной и обо всем существовании. Но данная информация хранится далеко в подсознании и только в особых условиях может выходить наружу спонтанно, или под влиянием различных психотехник.
Любой человек может обладать мистическим сознанием в зависимости от его устремлений, мировоззрения, религии. Некоторые восточные религии содержат в себе технику развития мистического сознания, прежде всего это шаманизм, некоторые формы даосизма, буддизма, христианского мистицизма. Именно эти религии предполагают в себе особое понимание окружающего мира, иначе, чем простые обыватели.
Развитие мистического сознания можно получить в результате занятия наукообразными учениями – аномалогией, уфологией, криптофизикой, парапсихологией, все эти учения предполагают особое миросозерцание, что и ведет к развитию особого сознания.
Космическое сознание – это высший уровень развития сознания, надличностного, в котором осознается единство со всем мирозданием и космосом.
Бессознательное. Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся по крайней мере в данный момент контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление мышление.
Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно, автоматизировано. Например, просыпаясь утром, мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует, и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер. Автоматизация разнообразных функций составляет необходимую особенность протекания психических процессов. Автоматизмы оттачиваются и облегчают многие виды деятельности, в ряде умственных и практических действий обслуживают высшие формы сознательной деятельности. Привычка распространяется на все виды деятельности. Сознание, осуществляя как бы суммарное самонаблюдение, в любой момент может взять под контроль автоматизированное действие, остановить его, ускорить или замедлить.
В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженцы которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Как определял Узнадзе, установка – это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Наибольший интерес представляют проявления именно неосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные и теоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Установка имеет важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнять соответствующие действия. Явление установки пронизывает практически все сферы психической жизни. Установка – не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется в том, что она, будучи сформирована в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но деятельность в плане «импульсивной» установки человеку хотя и свойственна, однако не отражает его сущности.
Бессознательное так же можно определить как несознаваемые автоматизмы. Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о «механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает отсутствие сознательного контроля.
Неосознаваемые автоматизмы подразделяются на несколько групп. Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые – группу вторичных автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые – автоматизированными действиями, или навыками.
В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.
Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.
Подсознание. В психологическом словаре В. Б. Шапарь я нашел такое определение: подсознание – понятие, обозначающее различные неосознаваемые системы психики. Определение, в принципе, верное, однако хотелось бы дать более широкое обоснование подсознанию, исходя из той же трансоана- литической концепции. Итак, подсознание – это психологическая система, которая находится в глубинных слоях психики человека и проявляется только в экстраординарных случаях и с помощью специальных техник.
Любая информация, которую вы получаете из окружающего мира, откладывается в нашем сознании и подсознании. Проблема, которая может возникнуть, как извлечь из глубин нашей психики эту информацию. Например, у вас случалось так, что после долгого размышления вы вспоминали даже то, что, по вашему мнению, не знали (пример, может быть, не очень хорош, но все же). Информация, которая всплывает спонтанно или в сновидениях, в которых как раз прекрасный пример проявления вашего подсознательного – это гипнотические состояния и сновидения – прекрасная возможность получить информацию из глубин психики.
Можно сделать вывод, что в подсознании запечатлеются особо значимые события жизни человека, которые при экстренных ситуациях или сновидениях и гипнозе всплывают на верхние уровни сознания человека.
Сверхсознание – это часть неосознанной работы мозга, которая связана с получением человеком новой информации. Оно связано с энергоинформационным полем Космоса, и получаемая при этом информация может даже не использоваться непосредственно, а является «стратегическим резервом для человеческого сознания».
Сверхсознание играет ключевую роль при формировании мистической личности.
Сверхсознание – это специфическая область человеческой психики. У человека сверхсознание отвечает за различные сверхвозможности, например, телепатию, ясновидение и т. д.
Сверхсознание играет одну из ключевых ролей в развитии мистической личности, формирование личности и столкновение с «мистерией» происходит при участии сверхсознательных процессов. В трансперсональной психологии согласно теории С. Грофа, у каждого человека, когда он рождается, есть некая связь с космосом, со всей Вселенной. По всей видимости, у некоторых людей такая связь меньше выражена, у других больше. Те люди, у которых связь слабая, ведут обывательский образ жизни, другие же, у кого связь устойчивая, становятся так называемыми контактерами, которые могут принимать сигналы из космоса и якобы общаться с различными сущностями. Пока это точно не установлено, но известно, что некоторые люди могут получать информацию извне. При получении такого рода информации у людей меняется мировоззрение, взгляды на жизнь, на природу человека. Начинает активно развиваться магическое мышление, окончательно формируются сверхсознательные процессы.
В некоторых случаях человеческий мозг не выдерживает такого количества информации и начинает давать сбои, данный феномен можно назвать патологией сверхсознания. Такого рода нарушения могут проходить очень тяжело и требуют классифицированной психотерапевтической помощи.
Архетипы. Архетип определяется как «класс психологических содержащих, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде» (Толковый словарь по аналитической психологии В. В. Зеленского). В этом определении точно не прослеживается, что такое архетип, в частности не говорится, что это образ. Для этого в Толковом словаре В. В. Зеленского есть другой термин: «Архетипический образ – форма представления архетипа в сознании; на индивидуальном уровне архетипический мотив – всегда схема или образчик мысли или поступка, свойственных человеку вообще во все времена и повсеместно».
Сам же К. Г. Юнг, автор термина «архетип», так его определяет: «Архетип в себе… есть некий непредставимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в какой-то момент развития человеческого духа приходит в действие, начиная выстраивать материал сознания в определенные фигуры. Архетип, где бы он ни находился, обладает неодолимой, принуждающей силой, идущей от бессознательного, и там, где действие архетипа осознается, его отличительной чертой является номинозность».
Юнг часто взаимозаменяемо с «архетипом» употребляет понятие «первичного»» образа. Образ имеет психологический характер фантастических представлений и никогда не имеет того якобы реального характера, который присущ галлюцинации, т. е. никогда не становится на место действительности и всегда отличается в качестве «внутреннего образа» от чувственной действительности. Архетип играет наиважнейшую роль в трансоаналитической концепции, однако употребляется в менее широком ключе, как определял это понятие К. Г. Юнг, для обозначения духовно-мистических образов я предпочитаю употреблять термин «спиритип».
Спиритипы – это духовно-мистические образы, включающие мифологические и эзотерические символические образования.
В концепции К. Г. Юнга основное внимание уделено мифологическим образам, я добавил еще мистические и эзотерические. В современном мире, когда огромный интерес общественности к НЛО, инопланетянам, сверчело- веческим существам. Появляется вопрос, как данные явления рассматривать, каким образом психологической науке представить эту проблему? Возможно, в качестве мистических существ или образов, или как мифологию? В трансперсональной психологии и в трансоанализе можно найти решение этой проблемы, она заключается в принятии новой квантовой парадигмы, с помощью которой можно объяснить и обосновать данные феномены. Квантовая парадигма подробно раскрыта в книгах М. Талбота «Голографическая вселенная», М. Холлик «Наука о единстве», С. И. Доронин «Квантовая магия», Э. Ласло «Квантовый сдвиг: Новая научная реальность меняет нас и наш мир», У. Арнтц «Кроличья нора, или что мы знаем о себе и Вселенной».
Юнг уже начал рассматривать мистические образы в своей книге об НЛО: «Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе» и «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений». Юнг говорит, что эти явления можно называть оккультными, но зачастую они выступают как демонстрация патологических или истерических психологических состояний. Что касается НЛО, то работ юнгианских аналитиков на тему исследования символического знания НЛО до сих пор нет, думаю, было бы правильным, если эту проблему на себя взяла трансоаналитическая концепция.
Спиритипические миры – иллюзорные миры, созданные воображением в подсознании человека, пока непонятно, под влиянием какого фактора, возможно, опирающиеся на мифологию предков и спроектированные на сознание человека. В некоторых религиях допускается множество миров, в которых может пребывать душа. Одной из таких религий является буддизм. Прежде всего, там есть представление о нирване – совершенном мире, где полностью отсутствует зло и нет течения времени в нашем понимании. Но обычный человек, даже очень хороший, не может в него войти. Для этого надо быть не только добродетельным, но и просветленным, понять, частью чего является человеческая жизнь.
В настоящий момент существует огромное количество различных картографий тонкоматериальных миров, которых в дальнейшем я буду называть спиритипическим миром. Почему я считаю термин «тонкоматериальный» не корректным, его можно разложить на «тонкий» и «материальный», тонкий можно определить как не сразу заметный, скрывающийся в глубине чего-то, такой, до которого нужно доискиваться. Следовательно, получается, что тонкоматериальный мир невозможно или очень сложно исследовать, больше того, он может существовать только в нашем воображении. Материальный мы обозначим как мир, следовательно, материальный мир – это мир, в котором живем. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.
Личный опыт может быть положительным, отрицательным и мистическим, на самом деле опытов может быть сколько угодно много. Но у каждого человека он свой. В зависимости от своего личного опыта человек находит себя в жизни, решает, кем ему быть, где учиться, кем работать и т. д.
В концепции трансоанализа личный опыт имеет центральное значение, в частности от индивидуального опыта зависит и мистический опыт. Как я уже говорил, личный опыт может быть положительным или отрицательным. Мистический опыт мы разберем более подробно:
Положительный личный опыт – это когда человек получил положительный результат вследствие своей жизнедеятельности. Например, удачно женился, нашел хорошую работу, у него были хорошие, заботливые, любящие родители. В данный момент для человека очень важна семья, где он родился, кто его родители, как они его воспитывают и какое он получил образования, кто его друзья и т. д. Положительный личный опыт зависит в том числе и от того, были ли у него травмы в детстве, физические, психологические и т. д.
Отрицателъный личный опыт – это когда человек получил негативный опыт в результате своей жизнедеятельности. Думаю, примеры здесь приводить не надо, и так все понятно. У каждого человека в жизни встречается как положительный, так и отрицательный опыт, здесь все зависит от того, какой опыт из них доминирует, насколько удачлив этот человек, насколько крепка его психика, насколько успешно он противостоит жизненным трудностям, например, не было ли у него в жизни сильных психологических потрясений, например, смерть близких людей и т. д. Здесь роль могут играть и взаимоотношения между родителями, как часто были скандалы в семье. Некоторые дети очень тяжело переживают семейные конфликты, это может оказать влияние, когда они сами решат создать семью.
Мистический личный опыт – в некоторых случаях бывает так, что человек сталкивается с чем-то неизвестным, непонятным для него самого, тем, что в результате может полностью изменить его жизнь. Мистический опыт может быть достаточно разнообразным, это и контакты с НЛО, сверхчеловеческими существами, духовными учителями, духами проводниками и т. д. Таких людей в обществе иногда называют мистиками, «не от мира всего» и т. д. В трансоанализе я предпочитаю пользоваться термином «мистическая личность». Мистический личный опыт так же можно разделить на положительный и отрицательный.
Положителъный – это когда человек принимает положительные сигналы от тех сущностей, с которыми он контактирует. Это может быть какая- нибудь помощь, в том числе как бы ведение человека по жизни, избегая различных опасностей, этими сущностями могут быть, например, ангелы- хранители, или инопланетяне из НЛО.
Отрицательный – это когда человек получает насильственное вмешательство посторонних сущностей в его личную жизнь. Например, у него забирают жизненную энергию и т. д.
Трансоанализ – направление в психологии, которое ставит перед собой следующие задачи.
Исследование внутреннего мира человека, подсознательного, фантазий, переживаний.
В концепции трансоанализа личный опыт имеет центральное значение, индивидуальный опыт зависит от мистического опыта.
Проводятся исследования в области психологии мистиков, в том числе мистических переживаний, мистического опыта.
Трансоанализ, как новое направление в психологии, должен стать ведущим по изучению таких проблем, как:
мистицизма как социально-культурно-психологического феномена и исследование мистической личности;
психологический анализ мистической и оккультной литературы;
психологический анализ мистической, оккультной и эзотерической символики;
спиритипов и спиритипических миров, созданных фантазией человека, в культуре (в кинофильмах, фантастической литературе) и религии (в религиозно-мистической литературе);
Трансоаналитическая концепция требует доработки, уточнения терминов, дополнительных исследований в области психологии мистиков, психологии подсознательного. Данное направление должно иметь огромное значение для многих современных психологических школ, темы, которые подняты в рамках этой концепции трансоанализа и должны получить развитие в будущем.