Михаил Никифорович Ефимов. 1881–1919 гг.

Механик, спортсмен, изобретатель, первый российский авиатор

Более ста лет назад Российская империя принимала участие в войне, которую позднее назовут Первой мировой. На этой войне впервые в истории человечества начали массово применять самолёты. Это были медленные, неуклюжие машины, поначалу даже безо всякого вооружения. На них летали в разведку и вели наблюдение за противником.

Однажды такой разведывательный полёт совершал русский лётчик Михаил Ефимов. Он летал над вражескими позициями и фотографировал, где у немцев орудия стоят. И тут из облаков показался аэроплан противника. Немецкий лётчик на полной скорости приблизился к самолёту Ефимова, хотел его напугать. Думал, что наш лётчик сейчас всё бросит и улетит. Но Михаил Ефимов был отважный человек и умелый пилот. Он продолжил выполнять своё боевое задание, а на немца даже внимания не обратил.

Тогда немецкий пилот на своём самолёте пристроился сбоку аэроплана Ефимова и достал из кобуры парабеллум – автоматический пистолет новейшей конструкции, восьмизарядный и очень точный. Но Ефимов не растерялся и тоже вытащил оружие. У него был револьвер системы Нагана: хоть и семизарядный, но надёжный, проверенный в боях. И лётчики открыли огонь!

Началась настоящая дуэль: они стреляли друг в друга и в то же время управляли своими аэропланами. Немецкий лётчик во что бы то ни стало хотел отогнать Ефимова, сорвать его разведывательный полёт. Но наш авиатор так ловко стрелял по вражескому самолёту, что у немца не выдержали нервы и он сам отвернул в сторону!

– Вот я тебя! – Ефимов погрозил кулаком вслед убегающему противнику – и продолжил задание.

Так воевал Михаил Ефимов, наш самый, самый, самый первый лётчик.

Он родился и вырос в простой рабочей семье. С детства мальчик увлекался спортом. Тогда в моде был велосипедный спорт, и Миша стал велосипедистом, участвовал в гонках. Потом, когда начал работать электриком на телеграфе, скопил денег и купил себе мотоцикл! Быстро освоив новое транспортное средство, Михаил дважды стал чемпионом России по мотоциклетному спорту в 1908 и 1909 годах. Но гонять на мотоцикле Ефимову скоро наскучило, и он пошёл в аэроклуб. Там молодой человек научился летать на планёре (самолёте без мотора). Это сделало его одним из первых планеристов нашей страны.

Но Михаилу хотелось большего: теперь он мечтал научиться летать на самолёте. А для этого надо было ехать во Францию, тогда только там готовили пилотов. Для поездки надо было много денег, которых у Ефимова, конечно, не было. И тут по знакомым из аэроклуба вышел на него богатый владелец банкирского дома Ксидиас.



– А давай, Михаил, – сказал Ксидиас Ефимову, – я профинансирую твою поездку во Францию и обучение в тамошней авиационной школе. Ну а ты, когда вернёшься, будешь три года все деньги с выступлений на авиашоу мне отдавать.

Делать нечего, согласился Ефимов на такой невыгодный кредит и попал в кабалу к банкиру. Зато поехал во Францию, где и научился летать на аэроплане. В первом своём самостоятельном полёте он провёл 45 минут, хотя прочие начинающие пилоты обычно не рисковали так долго находиться в воздухе. Вскоре Ефимов даже установил новый мировой рекорд по длительности полёта с пассажиром. Все восторгались его прирождённым талантом авиатора, но жил он в страшной бедности.


«Приехал во Францию. Мне было тяжело и больно: у меня не было ни единого франка. Я терпел, думал: полечу – оценят. Прошу Ксидиаса дать больному отцу 50 рублей, даёт 25… Без денег умер отец, и без денег я поставил мировой рекорд».

Но настала и светлая полоса в жизни Ефимова. Его учителем в авиашколе был знаменитый французский лётчик Анри Фарман. Они подружились, и Фарман дал Михаилу денег, чтобы расплатиться с жадным Ксидиасом. Ефимов получил диплом пилота, а значит, стал первым русским дипломированным лётчиком. Вернувшись на родину, он стал выступать с демонстрационными полётами. Его первый полёт в присутствии публики состоялся 21 марта 1910 года – и стал первым авиационным полётом в Российской империи.

За деньги, вырученные на престижных соревнованиях авиаторов, Михаил смог вернуть долг своему учителю и другу Анри Фарману и даже купил собственный самолёт.

Несколько лет спустя началась Первая мировая война, и Ефимов отправился на фронт. Сперва он осуществлял лишь воздушную разведку, но скоро на самолёты научились устанавливать пулемёты, и состоялись первые в истории воздушные бои. Михаил Никифорович смело участвовал в них, и за годы войны выполнил множество успешных боевых вылетов.

Ефимов был отважен не только в бою, но и в повседневной жизни. Никогда не лебезил перед начальством, не угодничал. Об этом рассказывали боевые товарищи Ефимова – тоже военные лётчики.


«Когда я ближе узнал Ефимова, то убедился, что он человек прямой, любил говорить правду прямо в лицо, и притом всем, не считаясь с рангом и положением собеседника. Чиновников из штаба авиации уличал в промахах, нелепостях в организации, в неумении использовать авиацию».

Александр Шатёрников о Ефимове

А ещё Ефимов был изобретателем и конструктором, в частности, он проектировал новый самолёт, который летал бы лучше немецких. Однако началась Гражданская война, и с неё этот смелый и талантливый человек не вернулся. Ранняя гибель помешала осуществиться его дальнейшим планам, но то, что Михаил Ефимов успел сделать при жизни, навсегда останется в истории авиации нашей страны.


Загрузка...