Кошки и люди с древнейших времён до наших дней

Чарльз Диккенс

Чарльз Диккенс – один из самых известных писателей в истории, однажды сказал: «Какой дар может быть лучше любви кошки?» Он часами писал свои произведения, но когда его пушистые друзья требовали внимания, то гасили пламя его настольной свечи. В 1862 году Диккенс был так огорчён смертью своего любимого кота Боба, что сохранил и поместил кошачью лапку на рукоятку костяного ножа для вскрытия писем. На ноже была сделана гравировка: «Ч. Д., в память о Бобе, 1862», чтобы у писателя всегда было напоминание о старом друге. Этот нож сейчас находится на выставке Коллекции Берга английской и американской литературы в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Египтяне преклонялись перед кошками, потому что от них зависело благополучие людей. Коты охраняли склады с зерном и другими продуктами. Именно поэтому некоторые египетские боги предстают в образе котов. Культ богини Баст, которую представляли в виде кошки или женщины с головой кошки, сохранялся в Древнем Египте вплоть до запрещения в 390 году н. э. Этот культ попал под действие ряда эдиктов римского императора Феодосия I Великого 381–394 годов, направленных на борьбу с язычеством. Возможно, что первоначально и культ бога Беса был связан с почитанием кота, который считался защитником дома от мышей. Рыжий кот почитался древними египтянами как персонификация верховного бога Ра. В 17-й главе «Книги мёртвых» бог солнца Ра выступает как «великий кот», который каждую ночь сражается со змеем Апопом, олицетворявшим силы зла, тьмы и хаоса, и на рассвете побеждает его. Однако не каждый рыжий кот или кошка считались священными. Для этой роли жрецы храмов специально отбирали кошек по ряду характерных признаков. Считалось, что душа бога вселялась в такое животное, а после его смерти переселялась в другое животное с соответствующими признаками. Именно этим кошкам оказывались особые почести, к ним были приставлены жрецы, жрицы и слуги. После смерти их погребали в больших каменных или деревянных саркофагах, в которые помещали украшения, амулеты и другие богатые подарки.

Часто кошки мумифицировались тем же способом, что и люди – в XIX веке около храма богини Баст в Бубастисе было обнаружено самое большое захоронение, около 19 тонн кошачьих мумий. Кошки настолько почитались в Древнем Египте, что в мумиях их формы хоронили и других животных.

В произведениях искусства Древнего Египта сначала кошки изображались выслеживающими или хватающими мышей и крыс. Затем начали рисовать, что кошки в ошейниках участвуют вместе с людьми в охоте на птиц. А где-то с 1500 года до н. э. появляются изображения кошек, сидящих под обеденным столом.

По египетским законам кошке было запрещено наносить какой-либо вред. Даже дёргание за хвост или какой-либо толчок наказывался, а за убийство кошки полагалась смертная казнь. Греческий историк Диодор Сицилийский, побывавший в Египте в 59 году до н. э., наблюдал, как толпа местных жителей расправилась без суда с неким римлянином, случайно убившим кошку.

Если кошка умирала, то в знак траура вся семья, где жила кошка, сбривала себе брови. Такой траур с ежедневным подбриванием бровей длился семьдесят дней. Кошку же бальзамировали и хоронили в городе Бубастис.

Этот город находился в Нижнем Египте на юго-востоке дельты Нила. Существовал с начала 3 тысячелетия до н. э. до середины 1-го тысячелетия н. э. Назвали его в честь богини Баст, и, конечно, там был её храм. И фараон Шешонк I не пожалел для храма золотых щитов Соломона, захваченных в иерусалимском храме.

Древнегреческий писатель Полиэн привёл историю о том, что персы овладели Пелузием – одним из египетских городов-крепостей из-за преклонения древних египтян перед священными кошками, овцами, ибисами и собаками, когда в 525 году до н. э. персидский царь Камбис II атаковал войска фараона Псамметиха III. Персы поместили этих животных перед своим войском в виде живого щита, из-за чего египтяне не стали обстреливать из луков персидское войско. Сражение завершилось полным поражением египтян.

По законам Египта кошек нельзя было вывозить из страны. Однако кошки проживали не только в Египте.

Греки тоже знали про кошек, но не испытывали к ним такого благоговения, потому что их дома и припасы охраняли хорьки, ласки и змеи. Кошки появились в южной Европе не позже VI века до н. э., потому что именно в это время они упоминаются в баснях Эзопа. Причём вначале они появились в южной Италии, а в Греции позже. В других европейских странах ещё позже вместе с римскими завоевателями. Правда, есть некоторые свидетельства, что на Британских островах кошки жили ещё в конце железного века, возможно, их привезли туда древние мореходы.

В Греции была обнаружена мраморная плита с изображением схватки кошки с собакой и двух наблюдающих за ними мужчин; этой плите около 2500 лет. Сначала кошки были экзотическими животными, и только в V веке н. э. они перестали быть диковинкой, атрибутом высокого статуса и расплодились по всем землям Эллады. И всё же за убийство кошки требовалось заплатить огромный штраф, а в некоторых полисах убийство кошки каралось смертью.

Считается, что римляне узнали о кошках от египтян, однако кошки оставались в Древнем Риме довольно редкими домашними животными и ценились прежде всего как ловцы мышей. Однако же в римской мифологии кошки стали спутницами богини свободы Либертас.

Во времена поздней республики и империи кошки стали сопровождать римлян в путешествиях. Вместе с колонистами они расселились по всем закоулкам империи и стали скрещиваться с дикими сородичами. В Западной Европе и на Британских островах они смешались с дикими лесными кошками, а в Северной Африке в результате смешения с пустынными котами появилась красивая порода с коричневой шёрсткой. А в китайской летописи под 166 годом до н. э. есть запись, что на Шри-Ланке находятся римские купеческие корабли, и на этих кораблях есть коты.

Участвовали римские коты и в военной службе. Покупка кошек для военных экспедиций и для гарнизонов часто входила в смету, поскольку коты должны были охранять запасы зерна. Кроме того, основными материалами для римского военного снаряжения были кожа и дерево, которые крысам тоже по зубам.

Для многих легионеров кошки были талисманами. Их наряду с леопардами и львами изображали на знамёнах. И даже на щитах легионеры рисовали кошек. Этот обычай у них потом заимствовали варвары. Шестая когорта преторианской гвардии называлась «кошачьей», а легионеры с гордостью именовали себя «боевыми котами». Также многие легионеры любили вставлять слово «сattus», то есть «кошка» в свои имена, что отражало хитрость и сообразительность легионера.

Кошки дважды упоминаются в Библии: в книге пророка Исаии (34:14) и в послании Иеремии (1:21). Однако в книге пророка Исаии употреблён термин, который в синодальном и в некоторых других переводах передан по-разному: «дикие кошки», «шакалы», «дикие звери острова», «домовые», «онокентавры». А вот в Послании Иеремии при описании ничтожности языческих идолов прямо говорится о том, что по ним лазают кошки.

У персов всё было совсем не так. В зороастризме кот ассоциировался со злыми духами, его зачисляли в «волчьи виды» и «ядовитые существа», враждебные человеку. В отличие от «верной собаки» персы воспринимали котов как олицетворение коварства, хитрости и предательства. Они считали, что первый кот родился от преступной связи женщины и отвратительного демона. А в другом мифе рассказывалось, что кошка родилась, когда чихнул великий лев.

После завоевания Египта персы вывезли котов к себе для охраны зернохранилищ от грызунов, но отношение к ним оставалось настороженным. Время от времени жрецы-фанатики объявляли войну кошкам и устраивали настоящие погромы, поскольку рядовые жители начинали воспринимать кошек как домашних любимцев, что было недопустимо.

Берберы, арабы и некоторые персы иногда ели кошек наряду с лисами, змеями и мышами. Магические представления тех времён гласили, что кошка существо бесстрашное, поэтому тот, кто ест кошатину, становится храбрым воином. И убийцы-ассасины в Средние века, чтобы стать настоящими убийцами, регулярно питались кошками.

Отношение к кошкам начало меняться во время арабских завоеваний, после которых подавляющее большинство персов приняли ислам. Известно, что пророк Мухаммед запретил обычай поедать кошек. Есть легенда, что у него была любимая кошка Муизза, и однажды она заснула на рукаве халата пророка, а он предпочёл отрезать его, чтобы не будить любимицу. Согласно другой легенде кот спас Мухаммеда от ядовитой змеи. А один из сподвижников пророка вообще получил за любовь к кошкам прозвище Абу Хурайра (дословно «отец кошек»).

И тогда же учёные богословы объявили, что кошка не является «нечистым животным». Поэтому прикосновение к ней не портит ритуального омовения, и гладить её можно всегда. Очень скоро кошка заняла достойное место в персидских домах. Один из персидских суфийских шейхов приучил своего кота носить специальные маленькие туфельки, и этот кот допускался на молитвенный коврик шейха.

Однако в персидском фольклоре отношение к кошкам оставалось двойственным. Часто кошек представляли как проявления нечистой силы. В чёрного кота обращались джинны и сам Иблис. Также джинны могли обращаться в белых котов, и, если встретить их на рассвете, то следует тут же сказать «бисмилла», чтобы избежать неприятностей. Вообще любой кот именовался в народе «зверем дурных предзнаменований». Если приснился кот, то значит, что скоро тебя посетит хитрый вор или мошенник.

Но также есть множество примеров из персидского фольклора, когда коты могут обращаться в добрых джиннов, а в Хорасане была распространена легенда о том, что первый имам шиитов Али ибн Абу Талиб благословил кошек, которые, благодаря этому, при падении всегда приземляются на лапки.

В Византийской империи отношение к котам было положительное. Без них невозможно было сохранить огромные запасы зерна, а ещё они были любимцами в доме, причём как у рядовых жителей, так и у императоров. Образ кошки и её злейшего врага, мыши, очень популярен в византийской литературе.

В Скандинавии первые кошки появились около III века до н. э. Скорее всего их привезли купцы. Но до VIII века н. э. каких-то сведений о котах в Сандинавии крайне мало. А вот про эпоху викингов уже точно известно, что они отправлялись в далёкие походы со значительным запасом продовольствия и брали с собой котов для борьбы с грызунами. Также предполагают, что кошек привозили домой в качестве ценных трофеев. Именно поэтому кошки вошли в скандинавский фольклор. Кошка стала олицетворением богини любви и плодородия Фрейи. В «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона Фрейя путешествует на колеснице, запряжённой двумя котами. Главный герой скандинавской «Саги о Финнбоги Сильном» в детстве носил прозвище Урдаркотт – «каменный кот».

Вместе с товарищами Лейфа Эрикссона кошки впервые попали в Гренландию и Северную Америку.

В период христианизации Скандинавии отношение к кошкам несколько поменялось. Языческие боги, связанные с котами, превращались в нечистую силу, а вместе с ними помощниками нечисти становились и коты. Такое отношение было во многих христианских странах. Кошка считалась спутницей ведьм и олицетворением нечистой силы. В Англии кошек традиционно считали спутницами королевы фей Маб. Из-за этого кошек, особенно чёрных, нередко заживо сжигали на кострах или сбрасывали с колоколен.

В то же время кот был важным элементом хозяйства. Например, в законах валлийского короля начала Х века Хивела Дда есть определение стоимости кошки: «Стоимость кошки – четыре пенса. Стоимость котёнка, пока у него не раскроются глазки – один пенс. Стоимость котёнка до того, как он убьёт первую мышь, – два пенса». При этом кошка за четыре пенса должна иметь все зубы, когти, не иметь следов ожога и «не выть каждую ночь», иначе цена на неё упадёт. А ещё в законе есть указание на возмещение ущерба хозяину за его убитую кошку. Её вешали за хвост так, чтобы передние лапки касались земли, и убийца должен был полностью засыпать несчастного животного пшеницей.

И у Церкви тоже были большие запасы зерна и прочих продуктов, которыми они могли поддержать прихожан во время неурожая, так что коты им были необходимы как охранники. И они, в отличие от многих других животных, допускались и в церкви, и в монастыри. Примерно до XI–XII веков отношение Церкви к кошкам было вполне нейтральным.

Впервые «воплощением сатаны» чёрную кошку официально объявил в 1234 году папа Григорий IX в булле Vox in Rama, изданной по поводу организации крестового похода против северогерманских общин штедингов (вольных крестьян побережья Северного моря). Они отказывались платить подати церковным феодалам, за это папа объявил, что они присягнули самому Люциферу, и объявил против них крестовый поход. Также в булле описывается фантастическая картина присяги дьяволу, в которой участвует и чёрная кошка.

В разных странах феодалы-извращенцы устраивали массовые сжигания кошек или топили их, зашитых в мешок. Причём этим «развлекались» не только в Средние века. Активно этим занимался Людовик XIV, «Король-Солнце». По его приказу были сожжены также все кошки кардинала Ришелье после его смерти, хотя кардинал оставил деньги на уход за ними и оплату слуг.

Иногда для вступления в военный отряд от кандидата требовали убить котёнка. Кстати, такое возродил Муссолини в фашистской Италии.

Уничтожение кошек в Средние века стало одной из косвенных причин эпидемий чумы, так как истреблять крыс и других грызунов – переносчиков чумы стало почти некому. В противоположность этому в православных странах Европы, испытавших влияние Востока, отношение к кошкам было практически противоположным. Кошка – единственное животное, которое может посещать православный храм (кроме алтарной части).

Однако же этим изуверским попыткам церковных иерархов и феодалов объявить войну кошкам активно сопротивлялись другие церковные иерархи и феодалы Европы.

В ответ на нетерпимость к кошкам другие церковные иерархи привели десятки примеров того, что кошки были спутниками святых. Святой Антоний, первый известный христианский отшельник, стал изображаться в компании с котом. И до сих пор в день этого святого католические священники благословляют котов, собак и прочих домашних животных. Святая Агата и Гертруда Нивелльская стали считаться покровителями кошек. А в XV веке появилась история, по которой дьявол наслал чумную крысу, чтобы умертвить Франциска Ассизского, когда он сочинял свои знаменитые «Цветочки». Но планы Сатаны рухнули, так как крысу съела кошка, жившая у святого.

В 1486–1487 годах католический приор, доминиканский инквизитор Генрих Крамер написал печально известный трактат «Молот ведьм» (правильное название в переводе с латыни «Молот против злодеев»), где обосновывал, почему надо искать, находить и казнить ведьм и дьяволопоклонников. В нём он повторяет и расширяет все сказки папы Григория IX относительно кошек. Также вспомнили про труды Герваза Тилверийского, который впервые нарисовал образ ведьмы, летающей на метле по ночам и превращающейся в кошку. Так что любая кошка могла оказаться ведьмой. Образ кошки, которая охотится на мышь, стал восприниматься как метафора охоты дьявола на человека.

Только к концу XVII века в Европе и в Новом Свете «охота на ведьм» затихла, как и преследование кошек.

Первые кошки на Руси предположительно появились на юге вместе с мореплавателями. Продвижение на север России происходило очень медленно. Самые древние останки кошек, найденные археологами на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей, относятся ко II–V векам н. э. – всего по одной кошке на несколько поселений. Результаты раскопок, относящихся к VI–VII векам, указывают уже на появление этих животных в Пскове, Ярославле и прибалтийских городах. По сведениям учёных, только в VII–IX веках кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.

Эти кошки были 30–35 см в холке и не более 4 кг веса. За кражу кошки был предусмотрен огромный штраф. Появлялись традиционно русские приметы, поговорки и поверья, связанные с кошками.

Церкви в Древней Руси были складами масла и продовольствия, которое использовали в ритуальных целях. Кроме того, в крупных торговых городах в церквях, которые часто строились купцами вскладчину, хранили разные товары, которые могли быть испорчены грызунами. В церквях и домонгольского периода, и позже есть специальные лазы, предназначенные для кошек, которые охраняли эти помещения.

Домашняя кошка довольно долго стоила дорого и могла служить ценным подарком как защитник урожая от грызунов. Она была также символом мира и благополучия в доме, защищающим дом от нечистой силы. За убийство кошки или собаки над было заплатить 3 гривны. Это почти в 4 раза больше, чем за убийство коровы. Кроме того, убийца должен бл найти животное на замену убитому.

Считалось также, что кошки могли проникать в потусторонний мир и общаться с духами. Именно поэтому кошку пускают первой в дом во время новоселья: чтобы она договорилась с домовым.

В языческое время вещий кот Баюн был спутником бога Велеса, покровителя скота, богатства и всех животных. Потом покровителем кошек стал считаться святой Власий. В русском фольклоре обширный пласт составляют народные сказки, пословицы и поверья, связанные с кошками и котами.

Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» (1926) рассказывает, что вплоть до начала XX века среди купцов сохранялся обычай состязаться, чей кот толще и откормленней.

Российские монархи также ценили кошек, всегда держали их во дворце. У отца Петра I, Алексея Михайловича, был любимый кот, портрет которого изображён на гравюре «Подлинный портрет кота великого князя Московии» Вацлава Холлара. А Пётр Великий издал указ, согласно которому в каждом хозяйстве следовало «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Самого Петра также часто сатирически изображали в виде кота, о чём свидетельствуют многочисленные сохранившиеся до наших дней лубочные картинки.

По преданию в Средние века в Казани существовала особая порода «бойцовых» котов-мышеловов, крупных и сильных, с круглой головой, широкой мордой, выпуклым лбом, крепкой шеей, широкими плечами и коротким хвостом. Также у них была густая длинная шерсть белого или серого окраса, богатые усы и большие выразительные глаза. Сейчас такой породы больше нет, она перемешалась с другими.


Портрет кота царя Алексея Михайловича


Про этого кота есть марийская легенда об осаде Казанского кремля в 1552 году войсками царя Ивана Грозного – «Как марийцы перешли на сторону Москвы», где придворный кот казанского царя (хана) выступает спасителем хозяина, предупреждая его о подкопе под кремлёвскую стену.

А в сочинении В. Н. Берха «Соликамский летописец» под 1597 годом описано событие в Верхтагильском остроге, где Казанский кот, наоборот, несёт хозяину гибель: «В городе Верхтагиле <…> воевода Рюма Языков заеден Казанским котом, которой был при нём несколько лет безотлучно». В ранней редакции летописи так изложено событие в Верхтагильском городке: «А воевода в нём был с Москвы Рюма Языков. И был у тово воеводы с собою привезён казанской кот большей. И всё де ево подле себя держал Рюма. И тот кот спящему ему горло преяде и до смерти заяде в том городке».

Загрузка...