Введение

Современные требования к физическому воспитанию детей дошкольного возраста определяются в первую очередь Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования [40] и Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО) [24].

В соответствии с ФГОС одной из главных задач физического воспитания, стоящих перед дошкольными образовательными организациями (ДОО), является обеспечение преемственности с начальной школой. Определяющим же показателем осуществления преемственности является готовность детей, поступающих в первый класс, к выполнению установленных для них требований. Именно на это и должны быть нацелены провозглашенные ФГОС дошкольного образования в образовательной области «физическое развитие» целевые ориентиры.

Не вносят противоречия в это и требования, предъявляемые к детям комплексом ГТО. Первая ступень комплекса, рассчитанная на детей 6–8 лет (т. е. охватывающая как детей старшего дошкольного возраста, так и учащихся первых классов школы), включает примерно те же тестовые методики и нормативные требования, что и школьная программа для семилетних детей.

В настоящее время у большего числа детей, выпускающихся из ДОО, такой готовности нет, о чём свидетельствуют результаты целого ряда исследований [6, 8, 29, 30, 31 и др.]. Наиболее отчётливо это проявляется в развитии кондиционных физических качеств (выносливость, сила, скоростная сила, быстрота, гибкость), определяющих морфофункциональное развитие ребёнка, что в свою очередь обуславливает потенциал его здоровья.

Проведенные исследования убедительно свидетельствуют о необходимости актуализации в процессе физического воспитания детей в ДОО (реализуемого в рамках образовательной области «физическое развитие») развития кондиционных физических качеств. Причём, учитывая, что большинство детей не выполняет требований начальной школы и комплекса ГТО, развитие этих качеств должно носить, особенно в подготовительной группе, отчётливо выраженный коррекционный характер. Только при таком подходе станет возможной реализация требований ФГОС дошкольного образования, касающихся преемственности, и Всероссийского комплекса ГТО.

В предлагаемой работе, предназначенной прежде всего для инструкторов по физической культуре и воспитателей (именно они большую часть времени проводят с детьми, и у них есть немалые возможности заниматься с ними физическими упражнениями) последовательно рассматриваются теоретические вопросы, связанные с кондиционными физическими качествами, а также, что чрезвычайно важно, с механизмами оздоровительного влияния на детей упражнений, направленных на развитие кондиционных физических качеств. Далее обосновывается необходимость реализации коррекционного подхода при развитии кондиционных физических качеств у детей дошкольного возраста (особенно старшего возраста), излагаются дидактические аспекты коррекционного развития кондиционных физических качеств с углублённым рассмотрением тестовых методик и оценочных шкал для диагностики кондиционной физической подготовленности детей в ДОО.

Большое внимание в работе уделяется вопросам информационного обеспечения осуществления коррекционного развития кондиционных физических качеств в ДОО с описанием принципов проведения мониторинга, компьютерной программы и индивидуального паспорта, а также технологии коррекционного развития кондиционных физических качеств на основе информационного обеспечения.

В заключительной главе приводится описание основных физических упражнений, методики их выполнения и примерные комплексы этих упражнений для коррекционного развития кондиционных физических качеств у детей старшего дошкольного возраста, ориентированного на выполнение итоговых нормативных требований базовых тестов при выпуске из ДОО.

Загрузка...