Корпоративный эксперимент

16.01


– Коллеги, у нас серьезные проблемы с управляемостью. – с серьезным видом сказала Светлана Владимировна. – Если так пойдет дальше, компанию можно закрывать.

– Что вы имеете в виду, Светлана Владимировна? – спросила Марина, директор по качеству.

– А вы не знаете, Марина? – удивилась директор.

– Ну, я догадываюсь, конечно. – не захотела выглядеть глупо Марина.

– Исполнительская дисциплина – вот ключевая проблема. – не стала развивать тему Светлана Владимировна. – Пока сотрудники не делают то, что им велено, в срок, который им указан, мы – в огромной опасности.

– Тогда нам нужна система! – восторженно сказала Марина.

Остальные понуро молчали.


18.01


– Я думаю, дело не в технике. – продолжал Сергей. – Систем управления задачами – полно, выбирай любую. В чем-то другом дело.

– В чем еще, Сергей? – устало спросила Светлана Владимировна. – Люди у нас есть, процессы – тоже. Я уверена, нам просто не хватает системы.

– Ну как… – замялся Сергей. – Я работал в нескольких компаниях, везде была какая-то система управления задачами, но результат…

– А у нас нет никакой системы! – вдруг вступила Марина. – Мы, как пещерные люди, до сих пор таскаемся с бумажными служебными записками!

– Ну, а что не так? – нахмурился Сергей. – Причем тут вообще форма? Бумага, или электронное письмо – какая разница?

– Огромная разница! Ты в свой стол загляни! – повысила тон Марина.

– А что там у меня?

– Он еще и не знает… – ухмыльнулась Марина. – У тебя там лежат служебные записки! Согласованные директором! Но ты их не исполняешь!

– Так, стоп… – Сергей хлопнул рукой по столу. – Ты что, рылась в моем столе?

– Господи, тайны мадридского двора! – всплеснула руками Марина. – Пришлось! На субботнике, если помнишь, моему отделу досталась уборка в твоем кабинете! Вот и поглядела, как господин ИТ-директор исполняет задачи!

– Ну… – сконфузился Сергей. – Есть некоторые служебки, которые можно и не делать…

– Вот, и все так думают! – продолжала Марина. – Можно делать, можно не делать. Под стол, под стул, в стол, в туалет – куча вариантов, куда девать эти бумажки! Ничего ни от кого не добьешься!

– Марина права, Сергей. – серьезно сказала Светлана Владимировна. – Если уж менеджеры прячут служебные записки, что говорить о линейном персонале. Так что, систему придется сделать и внедрить.

– Ладно, как скажете. – пожал плечами Сергей. – Надо, так надо.


31.01


– Итак, заходим в систему, тут у нас три окна – поручения мне, поручения от меня, поручения моему отделу. – Сергей показывал свежеиспеченную систему на компьютере директора. – И одна большая кнопка – поставить поручение.

– Так, давай поподробнее… – придвинулась Светлана Владимировна.

– Тут все просто, и сделано, в первую очередь, для постановщика задач. – продолжил Сергей. – Мы знаем, по опыту, что главная проблема внедрения систем управления задачами – затащить в них руководителей, то есть основных постановщиков задач.

– Почему? – удивилась Светлана Владимировна.

– Потому что они любят управлять по старинке, втихаря. – терпеливо объяснял Сергей. – Устно задачи ставить, максимум – через электронную почту. Во-первых, им нравится скрывать задачи, которые они ставят, от коллег.

– Как так? Почему? – продолжала удивляться директор.

– Ну как… – пожал плечами Сергей. – Потому что не все руководители чувствуют себя уверенно. Ладно подчиненные – они не будут спрашивать «что за ерунду он тут придумал?», а если задачу увидят вышестоящие, или параллельные руководители, то такой вопрос вполне может появиться. Знаете древнюю японскую поговорку?

– Какую?

– Точно не помню, но смысл такой: в слишком прозрачной воде рыбы не живут. – умничал Сергей. – Нужно, чтобы плавала ряска – это водоросли такие, мелкие, которые затягивают поверхность мелких прудиков. Тогда рыбы чувствуют себя комфортно.

– Хм, ну ладно. – пожала плечами Светлана Владимировна. – Теперь-то, с системой, у них другого выбора не останется. Придется ставить задачи здесь, и выходить все в плоскость прозрачности.

– Ладно. Так, о чем это я… Да, во-вторых, руководителей часто пугают системы постановки задач, из-за сложности оформления поручений. – продолжал Сергей. – Особенно наших, деревенских менеджеров, не привыкших работать с компьютером в принципе.

– Пусть привыкают. – серьезно сказала директор. – Мы не можем идти на поводу у стереотипов.

– Ладно, я не против. Так вот, у нас с этим очень просто. Выбрал исполнителя, написал, что надо сделать, и отправил. Все.

– Все? – удивилась Светлана Владимировна. – И задача появится у исполнителя?

– Да, в тот же миг. И ему придет уведомление о поставленной задаче.

– Прекрасно! – улыбнулась директор. – Я хочу попробовать!


07.02


– Ну что за хрень, Сергей? – возмущалась Марина. – Что это значит – не нужен срок?

– То и значит – не нужен. – устало сказал Сергей. – Нафига задаче нужен срок?

– Ты… Ты, прости, идиот? – вежливым тоном спросила Марина. – Ты давно руководителем работаешь? Знаешь, что будет, если у задачи не будет срока?

– Ну-ка расскажи мне…

– Она не будет исполнена!

– А знаешь, что будет, если у задачи будет срок? – улыбнулся Сергей.

– Ну-ка просвети, умник чертов.

– Ты никогда не получишь результата раньше срока. – сказал Сергей. – Это психология, элементарная. Все современные концепции говорят, что сроков ставить не надо. К тому же, ты запаришься этими сроками управлять. Есть такая методика планирования – ASAP, as soon as possible, или по-русски – как можно быстрее. Объясни своим подчиненным, что задачи надо исполнять как можно быстрее. Тогда ты удивишься, насколько быстро и четко они будут работать.

– Да пошел ты. – устало пробормотала Марина. – Я же говорила, надо взять готовую систему, а не выдумывать ничего. Во всех системах у задач есть срок.

– И все системы – говно на палочке. – кивнул Сергей. – Ну, то есть, выглядят-то они отлично, диаграммы там красивые, но толку от них – ровно ноль.

– Ой, тебя забыли спросить. – язвительно сказала Марина. – Ты, по сути своей, программист. Понимаешь? Просто программист. Ты понятия не имеешь, что такое управление. Нельзя, чтобы программисты делали системы управления задачами. Нужно техническое задание, разработанное руководителями. А ты его исполнишь.

– У меня есть лучшее применение для твоего технического задания. – улыбнулся Сергей. – Хочешь, научу, как из офисной бумаги формата А4 сделать удобную туалетную бумажку? Мягкую, приятную для… тела. Берешь ее, короче (Сергей взял из стопки на столе чистый лист), и вот так вот жулькаешь (Сергей сложил бумажку вдвое и начал ее тереть саму об себя, как будто занимался ручной стиркой), жулькаешь, и… Смотри! Нет, на, пощупай.

– Дебил, прости Господи… – закатила глаза Марина.

– Да ты не тушуйся, на, бери, я еще сделаю. – с серьезным видом сказал Сергей.

– Так, прекратите паясничать! – хлопнула по столу рукой Светлана Владимировна. – Сергей, я согласна с Мариной. Сроки нужны. Если тебе удобнее ставить задачи без сроков, ставь на конец года.

– Светлана Владимировна, я… – начал Сергей.

– Все, прекратили базар!


12.03


– Нет, ты посмотри, что он мне тут написал! – возмущалась Марина. – Обеспечить своевременную проверку деталей на ОТК! И это – задача от главного инженера!

– Мда… – задумчиво проговорила Светлана Владимировна. – Задача несколько странная.

– Странная? – возмутилась Марина. – Да это дебилизм какой-то! И я должна ее исполнять!

– Почему? – удивилась директор.

– Потому что наш умник так сделал систему! – Марина показала пальцем на Сергея. – Когда задача ставится, она сразу попадает в исполнение!

– Так сходи к нему, поговори. – неуверенно сказал Сергей. – Скажи, чтобы отменил задачу.

– Не хочу я ни к кому ходить! – Марина перешла на крик. – Нахрена нам такая система, которая заставляет куда-то ходить?

– А ходить вообще полезно. – улыбнулся Сергей. – И с людьми общаться – тоже. Может, относиться к тебе нормально начнут.

– Да пошел ты в задницу! – кричала Марина. – Сделал говно какое-то, и ухмыляется сидит!

– Марина, давайте поспокойнее. – сказала Светлана Владимировна. – Я понимаю твое возмущение. Сергей что-нибудь придумает…

– Опять говно какое-нибудь? Советы свои тупорылые давать начнет? О том, как мне управлением заниматься?

– Нет. – серьезно сказала Светлана Владимировна. – Сергей, что предложишь?

– Ну, я уже предложил, пусть пешком сходит. – так же серьезно сказал Сергей. – Система не заменит человеческого общения. Тем более, что мы загоняем в нее людей насильно. Они сопротивляются. Вы же от них требуете – ставьте задачи! Вот они и ставят. Не поставил задачу – плохой руководитель. Поставил – хороший. Ну, вон как наша Мариночка.

– Так, ты опять начинаешь, Сергей? – нахмурилась Светлана Владимировна. – В общем, так. Добавь возможность отклонения поручений.

– Как скажете.


02.04


– Ну что вы за люди, а? – кричала Марина. – Почему отклоняете мои поручения?

Руководители молчали.

– Мне тоже интересно. – улыбнулась Светлана Владимировна. – Мои-то поручения никто не отклоняет.

– Может, потому что ты ерунду всякую пишешь в задачах? – улыбнулся Сергей. – Ну и, вообще, ты сама просила добавить возможность отклонения задачи. Вот и отклоняют. Можно же?

– Да как можно! – не унималась Марина. – Я – руководитель, топ-менеджер! Если я ставлю задачу, ее надо исполнять!

– Ну ты же отклоняешь задачи главного инженера. – пожал плечами Сергей. – И не объясняешь причин.

– Потому что он ерунду какую-то пишет! А я ерунды не пишу! Только задачи, которые согласуются с процессами по стандарту ИСО!

– Да какая разница, кто что пишет… – повысил тон Сергей. – Ты пойми. Раз есть возможность отклонить поручение, люди будут его отклонять. Особенно – твои дебильные, никому не нужные задачи.

– Так, стоп! – прикрикнула Светлана Владимировна. – Сергей, надо добавить… Так, что добавить-то?

– Пусть причину отклонения пишут! – встряла Марина.

– Да, точно! – обрадовалась подсказке директор. – Только – в обязательном порядке!


15.05


– Алексей, вы что себе позволяете? – кричала Марина. – Разве такое допустимо?

– А что не так? – спокойно спросил главный инженер. – Вы поставили задачу, я ее выполнил.

– Ни хрена вы не выполнили! – начала краснеть Марина. – Я просила… Нет, я требовала предоставить на согласование процесс управления технологической оснасткой! А вы прислали мне прошлогодний, без единой правки!

– Марина, не вводите всех в заблуждение. – Алексей был спокоен, как удав. – Правки были.

– Это если считать правкой изменение даты разработки документа на первой странице! – продолжала Марина. – И все! Я умею пользоваться функцией сравнения документов в текстовом редакторе! Я снова поставлю вам поручение!

– Ставьте, жалко что ли. – пожал плечами Алексей. – Получите тот же документ.

– Алексей, в чем дело? – устало спросила Светлана Владимировна. – Почему такое отношение?

– Нормальное отношение. – сказал Алексей. – Какая задача, такое и отношение. Это же для сертификации по ИСО.

– И что? – удивилась Светлана Владимировна.

– Я не против сертификации, но почему я должен эти бумажки писать? У нас есть служба качества, во главе с Мариной. На всех заводах бумажки пишет отдел качества, а руководители просто их подписывают.

– У нас не так! – внезапно возмутилась Светлана Владимировна. – Мы не для галочки стандарт ИСО получаем! Мы сами разрабатываем процессы, а не скачиваем их из интернета! И работаем по этим процессам! Если помните, инициатором сертификации была я, а не Марина!

– Да, помню. – все-таки сконфузился Алексей. – Сделаю.

– В какой вы сказке живете, Светлана Владимировна. – улыбнулся Сергей. – Процессы наши – дерьмо собачье, уж простите. Ровно такое же, как у всех. А мозгое… геморроя с ними – в разы больше. Я согласен с Алексеем. Если наши процессы разрабатывают руководители, и получается – как у всех, то зачем нам так делать? Давайте скачаем из интернета, подпишем и пусть лежат. А работать будет так, как надо, а не так, как положено.

– Мы и будем работать так, как положено! – продолжала директор на повышенных тонах. – А вы добавьте в систему функцию, чтобы инициатор задачи мог отклонить результат выполнения, с объяснением причины!


10.06


– Ну а чего вы тогда стояли и гривой махали, а? – перешла на жаргон Светлана Владимировна. –


Это вам не рядовые задачи! Вы все присутствовали на совещании, когда я перечисляла поручения для каждого!

– А что не так? – спросил Сергей, опоздавший к началу встречи.

– Детский сад, вот что не так! – крикнула Светлана Владимировна. – И это – руководители! Цвет компании!

– Что случилось-то? – осторожно спросил Сергей.

– Я поставила поручения на совещании…

– Ну, я помню. – кивнул Сергей. – Ксения их аккуратно записала в протокол и, наверное, внесла в систему.

– А они их дружно отклонили!

– Кто?

– Вот эти добрые люди! – Светлана Владимировна обвела рукой собравшихся топ-менеджеров. – Честно нажали кнопку, написали какой-то комментарий, причину отклонения, и успокоились!

– Серьезно? – улыбнулся Сергей.

– А что, похоже, что я шучу? – закричала директор.

– Нет, конечно… – сконфузился Сергей.

– И ведь ни один, ни один ничего не сказал на совещании! – продолжила Светлана Владимировна. – Стояли, как говорили у нас в общаге, язык в жопу засунули. Смелости не хватает, что ли? Через систему-то все смелые, а? А в лицо мне сказать – слабо?

Руководители сидели, глядя в разные стороны. Кто – в окно, кто – на стол. С языком в жопе, выражаясь терминами директора.

– Так, надо что-то менять. – подытожила Светлана Владимировна. – Сергей, я хочу, чтобы мои поручения, поставленные на совещании, никто не мог отклонить. Точнее, не так… Чтобы те, кто присутствовал на совещании, не могли отклонить.

– Ок, сделаем.


23.07


– Борщ – так они это называют. – с усталой улыбкой сказал Сергей.

– Чего? – не поняла Светлана Владимировна.

– Ну, у нас как система называется? Система управления поручениями. – начал объяснять Сергей. – Сокращенно – СУП.

– Ну…

– А когда у задачи вышел срок исполнения, она становится красной…

– И?…

– Красный СУП. Борщ. Любимая шутка теперь у нас. У тебя борщ? Нет, пока щи. А у меня уже – борщ.

– Твою мать… Что такое с людьми, а? – покачала головой Светлана Владимировна. – Ничего их не прошибает. Прекрасную систему сделали, пользуйся и радуйся… А они – борщ…

– Чего ж в ней прекрасного, Светлана Владимировна? – пожал плечами Сергей. – Загнали людей в стойла какие-то, заставляем ходить по дорожкам, как в дурдоме. Это люди, а не роботы. Они не хотят быть тупыми исполнителями. Особенно зная, какие задачи ставят руководители. Особенно некоторые.

– Ты про кого? Про меня?

– Нет, вы не очень много задач ставите, и в основном – руководителям. Я про остальных топ-менеджеров. У меня же права админские, я все задачи вижу. Какой только ерунды не напишут…

– Блин, как я устала уже… – вздохнула Светлана Владимировна. – Хочешь, как лучше, а выходит, как всегда… Что делать, Сергей?

– Отменить… – пожал плечами Сергей. – Точнее, откатить систему, к ее изначальному варианту. Ну, когда не было бюрократии, красных борщей, всех этих «принять», «отклонить», «написать обязательный комментарий». Пусть люди общаются, говорят, работают творчески. Это люди, такие же, как мы с вами.

– Не знаю, Сергей… – задумчиво сказала Светлана Владимировна. – Как ты гонишь стадо, так оно и идет…

– Это из MBA? – улыбнулся Сергей.

– Ну да…

– Хорошо, что я отказался на него идти.


25.08


– Что за идиотизм? – возмущался Сергей. – Вы понимаете, что творите?

– Тебя забыли спросить, умник.

– Блин, стоило мне в отпуск сходить, как ты уже на ухо подсела? Твоя идея?

– Да, моя! – выкатила глаза Марина.

– Что не так, Сергей? – спросила Светлана Владимировна. – Нормальная идея – привязать мотивацию к исполнительской дисциплине. Сделал все задачи в срок – получил полную зарплату. Просрочил половину задач – получил меньше. Максимальное лишение, если вообще все задачи просрочил – 20 % от зарплаты.

– Да это же дебилизм какой-то! – продолжал возмущаться Сергей. – Вы что с людьми сделать хотите? Страху нагнать? В роботов превратить? О чем они будут думать каждый день?

– О работе своей, о задачах. – усталым тоном продолжила Светлана Владимировна. – Только теперь у них будет стимул выполнять задачи в срок.

– Вы же не серьезно ставите в один ряд работу и задачи? – искренне удивился Сергей. – Люди прекрасно знают свою работу! А эти задачи дебильные – только отвлекают от нее! Понимаете вы это, или нет? Ладно там программисты, например – им реально надо задачи на доработку писать, но остальные-то? Нахрена бухгалтеру задачи ставить? А? Он что, не знает, чем заняться? Ему приносят накладные, он их вносит в систему. Все!

– Ну вот, теперь он будет накладные в срок вносить. – неуверенно сказала Светлана Владимировна.

– И что, ему на каждую накладную будут задачу ставить? – повысил голос Сергей. – Светлана Владимировна, вы понимаете, что говорите?

– Так, Сергей. – нахмурилась Светлана Владимировна. – Ты говори, да не заговаривайся. Решение принято, приказ подписан. С сентября новая система мотивации будет действовать. Ты должен сделать инструмент расчета исполнительской дисциплины.

– Да, я уже поставила ему такую задачу. – ехидно улыбнулась Марина.

– В жопу себе засунь свою задачу! – крикнул Сергей. – Я не буду в этом участвовать.

– Будешь, как миленький. – продолжала улыбаться Марина. – Иначе зарплаты лишишься.

– Сергей, сделай то, что Марина говорит. – серьезно сказала Светлана Владимировна. – Я уверена, что такой подход повысит исполнительскую дисциплину в компании, и мы, наконец, сможем наладить нормальное управление.

– Нормальный концлагерь вы наладите. – сказал Сергей. – Работать никто не будет. Все будут только исполнять поручения.

– Ну, посмотрим… – пожала плечами Светлана Владимировна.


30.09


– Результаты – прекрасные! – Светлана Владимировна была очень возбуждена. – Конечно, последний день еще внесет свои коррективы, но, судя по динамике, они будут позитивными! 95 %! Коллеги, вы верите в эту цифру? 95 % поручений выполнено в срок!

– Отлично! – поддержала Марина. – У меня в отделе, смею заметить, дисциплина 100%!

– Да, Марина, вас надо всем в пример ставить! – покивала Светлана Владимировна. – Коллеги, это успех! Прорыв! Об этом можно книги писать! Мы добились результата, которым можно гордиться!

– Только наш господин ИТ-директор опять чем-то недоволен… – перевела Марина взгляд на Сергея. – Что, кликуша, ошибся? Ты же тут громче всех орал, что ничего не выйдет, и мотивация не сработает.

– Я даже не знаю, о чем с вами говорить… – устало произнес Сергей. – Радуетесь бессмысленной цифре, как дети. Знаете, как она получилась?

– В смысле? – Светлана Владимировна не могла убрать с лица улыбку. – С расчетами что-то не так, что ли?

– С расчетами все верно. – кивнул Сергей. – Цифра, и правда, красивая. Можете ее в свое резюме вносить. Это ж какая строчка классная! Повысил исполнительскую дисциплину до 95 %! Да вас в любой компании с руками оторвут!

– Сергей, я чувствую иронию… – улыбка все-таки сошла с лица директора. – Говорите прямо.

– Вы пробовали пачку бумаги для принтера получить у офис-менеджера? – спросил Сергей.

– Конечно. А что не так?

– У вас, Светлана Владимировна, все так. – кивнул Сергей. – А когда, например, бухгалтер хочет пачку бумаги, чтобы накладные дальше печатать, что он слышит?

– Что?

– «Напиши мне поручение». – ответил Сергей. – Хочешь заявление на отпуск подать – пиши поручение, типа «прошу принять мое заявление». Хочешь, чтобы менеджер протестировал новый функционал в программе – заметьте, тот функционал, который он сам попросил добавить – пиши поручение. Пиши поручение о том, чтобы принять поручение. Скоро на посещение туалета надо будет писать поручение.

– Ой, Господи, да уймись ты, раскаркался, как ворона. – махнула рукой Марина.

– Есть, конечно, перекосы… – пожала плечами Светлана Владимировна. – Но в целом-то система работает, и дает прекрасный результат.

– Она не результат дает, а цифру. – ответил Сергей. – Вам, менеджерам, нужна только цифра. Красивая, приятная, которую можно всем показать, похвастаться, в резюме, опять же, написать… Что там, под этой цифрой – вам безразлично. Вы всегда придумаете, как объяснить бред, который происходит при достижении этой цифры. Скажете… Как вы сейчас сказали? «Есть, конечно, перекосы, но в целом система работает»?.

– Сергей, я все понимаю, и слышу тебя. – Светлана Владимировна пристально глядела на Сергея. – Но и ты меня пойми. Исполнительская дисциплина – основа управления. Пока твои задачи не исполняются, ты не руководишь.

– Осталось разобраться, что за задачи мы ставим. – ответил Сергей. – Понимаете? Что толку, если выполняется 95 % бессмысленных, никому не нужных задач, которые можно и не ставить? Зачем их ставить?

– Но ты же сам систему сделал! – вступила Марина. – Ты сказал, что надо записывать задачи!

– Не рутинные, процессные, а уникальные задачи! – повысил голос Сергей. – Понимаешь? А, ни хрена ты не понимаешь… Особые задачи, которые реально надо контролировать, а не все подряд!

– Ну вот и ставь свои уникальные задачи. – пожала плечами Марина. – А я буду записывать в поручения все, чего хочу от сотрудников. И они будут исполнять.

– Все, чего хочешь? – искренне удивился Сергей.

– Ну, не хочу… – осеклась Марина. – Те задачи, которые надо делать.

– А ты знаешь, что надо делать?

– Конечно, я же руководитель. – кивнула Марина. – Я не ставлю бессмысленных задач.

– Тебя на прогулку выпустили? Или весь курс пропила уже?

– Иди в жопу…


17.10


– Алена, я наряд сделала. – сказала Яна. – Оформишь перемещение?

– Напиши поручение. – не отвлекаясь от монитора, сказала Алена.

– Алле, на, это я, на. – улыбнулся Сергей, сидевший рядом. – Как же вас так угораздило вместе поселиться? Прям как в старом баяне.

– Надоел ты уже со своей шуткой. – устало улыбнулась Яна. – Алена, я поручение написала. Примешь?

– Да, сейчас.

– Чего? – удивился Сергей. – Вы что, друг другу поручения ставите?

– Да, конечно. – кивнула Яна. – А что?

– Вы сидите друг напротив друга! – возмутился Сергей. – Вы – два бухгалтера, которые работают в паре! И всегда работали, сколько лет вас знаю. Нафига вам поручения?

– Как нафига? – удивилась Яна. – Мы тоже хотим зарплату получать, как и все.

– А без поручений вы зарплату не получите что ли? – удивился Сергей.

– Получим, но вдруг меньше будет. А так – точно знаем, что все хорошо будет.

Загрузка...