Как и домашние животные, розы всегда жили рядом с человеком, который ещё в древности приручил дикие розы точно так же, как одомашнил диких кошек или диких собак.
Роза в культуре сотни или даже тысячи лет. Как водопровод – ещё с Древнего Рима. Махровую розу упоминал Геродот в пятом веке до нашей эры. Другие историки, описывавшие сады Греции спустя триста лет после Геродота, тоже нашли там розы с пятнадцатью, двадцатью и даже ста лепестками. Древнегреческий естествоиспытатель, философ и ботаник Теофраст был первым, кто достаточно подробно описал дикие и садовые розы, обосновал приёмы их возделывания и размножения. Розу – безусловно, не дикую, а вполне себе культурную – можно увидеть на мозаиках из древней Помпеи, на картинах великих итальянских художников эпохи Возрождения, она цвела в папских садах в Авиньоне в четырнадцатом веке и в красно-белых садах миннезингеров. Разновидности роз к тому времени исчислялись десятками. С конца XIX-го века новые сорта роз выводят почти во всех странах мира.
Ботаники рассказывают, что многие сорта парковых махровых роз ведут своё происхождение от розы галльской (Rosa gallica), названной так за своё широкое распространение во Франции (Галлии). Ее ещё называют «французский шиповник». Культура этой розы и созданных на её основе сортов ведёт своё начало от Древнего Вавилона, затем Древней Греции и Древнего Рима. С XIII-го века она выращивается во Франции и является целой эпохой в истории роз, вплоть до XVIII-го века. Галльскую розу активно скрещивали с другими видами. Именно так появились на свет роза дамасская, роза столистная (Rosa x centifolia) и роза белая (Rosa alba). Есть, кстати, версия, что именно розы Альба изображены на картине «Рождение Венеры» Ботичелли – они рождаются из дыхания Зефира.
В России же первое упоминание о выращивании роз относится к началу XVI века, предполагается, что они пришли с Балкан. А уж массовое распространение в русских садах и усадьбах розы получили только при Екатерине II.
До девятнадцатого века розы были не старинными и не новыми, а просто розами. Пока на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков в Европу (сначала в Англию, а затем во Францию) из Китая не завезли виды вечнозелёных теплолюбивых роз с чайным ароматом лепестков. Известно даже, как они туда попали! Для Европы Rosa odorata (другое название чайной розы – душистая) открыл агент Британской Ост-Индской компании, который в 1808 году получил растения из питомника в Кантоне и отправил их в Англию сэру Абрахаму Хьюму. Тот получил их в 1810 году и дал им название «Hume’s Blush’, в честь своей жены, леди Amelia Hume.
Листья этих роз уже совсем не напоминали листья шиповников, были гладкими и блестящими. Цветы были тоже необычной формы, а главное – цвета. Если прежде в розах фигурировали оттенки белого, розового и красного, то среди чайных роз встречались уже растения с жёлтыми лепестками (второй источник жёлтого цвета для селекции будущих садовых роз, как мы их знаем, – это жёлтый шиповник Rosa Foetida).
И даже не это было самым необычным! Дело в том, что культивируемые в Европе розы, и столистные, и дамасские, и французские, и портлендские, и бурбонские цвели пышно, но только один раз. А китайские вечнозелёные розы могли зацветать снова и снова.
Селекционеры принялись за работу. Усилия были направлены на то, чтобы совместить ремонтантность азиатских и морозостойкость европейских роз. Вечнозелеными чайные розы, конечно же, остаться не могли. Но уж хотя бы не погибать зимой! Долгое время нескрещиваемость этих двух групп роз казалась непреодолимой, но, в конце концов, в 1867 году ее удалось преодолеть французскому селекционеру Жану-Батисту Гийо с розой La France. Создав первую чайно-гибридную розу – розу с совершенно новой декоративностью, уже абсолютно не похожую на шиповник, изменившую сады на десятки, если не сотни лет, Жан-Батист не только совершил настоящий переворот в мире роз, но и основал династию их селекционеров, которая сейчас насчитывает уже шесть поколений.
И это были те самые розы – бокаловидные, разнообразные, яркие, крупные – которые поселились в садах и розариях на много-много лет, вплоть до конца двадцатого века.