Современная наука рассматривает, точнее, причисляет к доисторическим временам довольно размытый отрезок времени.
Когда указывают срок от 2 до 7 миллионов лет, это практически вечность по сравнению с жизнью человека.
Тем более откуда взяться конкретным цифрам, если в то времена не существовало, по крайней мере мы так думаем, письменности, не было единой цивилизации, люди жили разрозненно, а если встречали друг друга, дрались, они выживали.
Если мы рассматриваем предками человека обезьяноподобных приматов, то это возраст 7 миллионов лет, по сегодняшним меркам довольно большой промежуток времени. За последние 2–3 миллиона лет назад появились первобытные люди, которых принято называть человек умелый (Homo habilis)
Человек разумный (Homo sapiens) появился 300 тыс. лет тому назад примерно, который должен был заменить, невероятно всего заменил ранних прародителей.
Не будем вдаваться в конспирологические теории, что человек прилетел из космоса, и всечеловеческая раса произошла от инопланетян, которые потерпели катастрофу на нашей земле. Мы не можем ни опровергнуть, ни доказать эту теорию.
Суть в том, что в начале 19 века европейские ученые, включи описателей, начали распространять миф, что древние люди были настолько агрессивны, что убивали массово друг друга.
Это довольно спорный момент, потому что конфликты между соседними племенами наверняка время от времени возникали. В то время еще не существовало идея гуманизма, и для их времени это было норма жизни, точнее, способ выживания.
Мы чуть позже коснемся захватнических войн европейских государств на двух американских континентах, Африки, Индии и многочисленных островах Мирового океана, где обитали беззащитные племена, туземцы.
Мы ведь в этой книге не будем указывать детали их зверств, потому что, если указывать всё подробно, можно получить довольно сильный шок и психологическую травму, довольно сильную.
Но забывать об этом будет непростительно для нас, если мы хотим в обществе сохранить начало гуманизма и человеколюбие.
Необходимо заметить, с развитием технологического процесса впоследствии уже после доисторического периода усовершенствовались орудие убийства, то есть всё то, что изобретает наука, становилось становится предметом убийства.
Раскопки древние действительно порой показывают места массового захоронения. Причиной этому могли быть действительно гибель от рук и оружия врагов, но похороненные потом с почестями, согласно тому мировоззрению, который был у людей доисторического периода, в одном месте.
К сожалению, артефактов очень мало, и они не очень хорошо сохранились, природа их разрушает, скрывая следы, причины и улики навсегда.
Борьба за ресурсы, такие как пещеры и источники пищи, была необходима для выживания и часто приводила к насилию. Территориальные споры и нападения ради похищения женщин и детей создавали почву для кровопролитных столкновений. Черепа с трещинами и массовые захоронения указывают на жестокие сражения и эмоциональную сложность тех времен, связанную с инстинктом самосохранения.
Таким образом, жестокость в доисторические времена была, возможно, не случайностью, а адаптивной реакцией на окружение, где гуманностью пренебрегали ради выживания. Диктованные природой условия зачастую не позволяли людям проявлять мягкость, и те, кто понимали это, имели лучшие шансы на выживание. История тех времен – это история необходимости и стойкости, стремления к жизни несмотря на все преграды.
На следах останков людей, захороненных времён палеолита, находят признаки удаления с них мяса механическим способом и обработки огнем, что является свидетельством присутствия каннибализма у древних людей, потому что животные не могли проделывать такие операции и действия.
Считается, что самая древняя находка, связанная с этим явлением, относится эпохи палеолита, примерно около 780 тысяч лет тому назад.
В местах раскопок в Сьерра-де-Атапуэрка, то есть на территории современной Испании, находились такие доказательства. Но считать это массовым явлением, которое относится к любым раскопкам того времени и связано с нахождением механической обработки человеческих останков, в данном случае костей, нельзя.
Возможно, существовали некоторые случаи во время массового голода, что происходило и позже, в нашу эру, в эпоху средневековья и даже позднего периода.
К такому дикому явлению, как каннибализм, используется и в животной среде, и только в редких случаях это нельзя считать массовым явлением.
Удивителен тот факт, что древние люди, жившие в абсолютно неправовом обществе, незаконно регулировались старейшинами и вожаками, уважали и ценили жизнь другого человека, они заботились друг о друге, доказательством метра является, что многие захоронения были сделаны с почестью, вместе с драгоценными вещами тех времен.
Если бы человечество ненавидело саму себя, это было бы патологическим от рождения, оно бы давно исчезло.
Довольно мнений обнаруживается со следами травм черепа и костей, и костей. Это связано с тем, что с появлением новых орудий труда появились и новые виды оружия.
Желание человека выжить заложено внутри его инстинктов, и это приводит к насилию в отношении других, которые могут ему угрожать. В таких случаях даже древние люди это делали, не задумываясь. Так поступают животные, если им начать угрожать.
Древние люди, повторимся, в отсутствие книг по этикету, правоведению и правильному построению юридического государства, руководствовались своими инстинктами, которые практически примерно одинаковые у животных и у людей.
По этой причине повадки диких животных почти ничем не отличаются от поводков древних людей, пока у них не появилось внутреннее сознание и не начали развиваться другие отделы мозга.
Не всё можно объяснить развитием или недоразвитостью мозга, потому что даже современные люди, страдающие олигофренией, являются опасными для общества. Некоторые остаются в сознании ребенка, им всегда будет 5 лет.
Не будем в данном случае рассматривать глубокие шизофренические случаи, при которых человека приходится ограничивать от окружающего общества и даже от самого себя, потому что он становится опасным не только для других, но и для себя.
Ритуальность жертвоприношений присуща древнему человеку, и причиной этому может служить их поиски самих себя, их смысла жизни.
Судить древнего человека с точки зрения современного человека, который может легко пойти в супермаркет и купить там всё то, что ему нужно не только на сегодня, но и на любой другой срок, нельзя.
Потому что древние люди были ограничены в еде, в пространстве, в одежде. Им постоянно приходилось выживать и доказывать свое право на место под солнцем.
Постоянно живя в таком страхе, даже удивительно, каким образом древний человек сохранил себя и мог стать прародителем современников.
Довольно много вопросов о возникновении самого человека на Земле, и мы про это уже с вами обсудили, что все конспирологические версии мы отбрасываем, оставим эту тему для других авторов.
Также необходимо обратить внимание на тот факт, повторимся, что не нужно судить обо всех древних людях по одной раскопке.
Если мы перенесемся с этой главы немного вперед, во времена современного человека, то насилие и случаи каннибализма случаются и в современности, но, несмотря на это, сам современный человек считает себя продвинутым, не относя их к данным случаям.
Низкая плотность населения в палеолите и просто недостаточное количество для ведения регулярных войн приводила к тому, что сами войны не могли длиться больше нескольких часов.
Конфликты могли случаться между племенами численностью от 10 до нескольких сот человек.
Ни о каких миллионных жертвах таких войн речи быть не может. Не могло быть того, чего не могло быть.
Следующей причиной отсутствия глобальных войн является тот факт, что людям было не за что воевать, потому что у самих людей особых имуществ с собой не было, нечего было отбирать, следовательно, не за что было и воевать.
Слабая иерархия присуща древним обществам, когда люди слабо регулируются, и в таком состоянии невозможно вести активные боевые действия, то есть без руководителей войны того времени не могли вестись интенсивно длительно.
Наличие иерархии присуще только высокоразвитым цивилизациям. К этим моментам мы еще вернемся в следующих главах.
Необходимость заботы о подрастающем поколении требовала, чтобы внутри общины древнего человека было согласие
Согласие, взаимопонимание – является главными факторами сохранения человечества, поэтому оно до сих пор живо, и, следовательно, если это взаимопонимание исчезнет, человечество тоже может аннигилировать.
Когда люди начали жить на одном месте и вести оседлый образ жизни, строить дома, они стали создавать новые общества, копить вокруг себя "богатства". Это могло привести к конфликтам сначала как внутри общины, так и за пределами, которые захотели обзавестись чужими вещами, приводящие напряжение между группами людей.
Археологи нашли доказательства насилия в прошлом. Например, в Джебель-Сахаре (на правом берегу Нила) было много людей, которые умерли от насилия, и об этом мы можем сказать, что это были захороненные 59 тел со следами насильственной смерти. И сказать точно, что они захоронены в один день, – нет. По этой причине все выводы остаются расплывчатыми.
Если они захоронены в один день, то это могло свидетельствовать о массовом убийстве, если в разное время, то о локальной войне, где обычно не все погибают в один день, учитывая тот факт, что количество населения к концу палеолита было достаточным, чтобы проводить небольшие войны.
Учитывая тот факт, что это был некрополь с каменными плитами, который при помощи радиоуглеродного метода был датирован между 14 340 и 13 140 годами до нашей эры, что для жизни человека составляет довольно большой срок, точнее, это несколько жизней, то остаётся один из выводов, который ближе к рациональному выводу – это место захоронения воинов, которых при таком случае почитали. Но это мнение автора, которое остаётся предположением, по этой причине вы можете оставить к этому моменту отнестись скептически.
А в Натаруке (на северо-западе Кении) люди тоже воевали, по крайней мере мы сейчас опишем место другого массового захоронения, который многое рассказывает даже через толщу времени и почвы.
Находка древнего захоронения в Натаруке в эпоху раннего мезолита натолкнула ученых на следующий факт: что среди 27 человеческих останков, кости которых были идентифицированы как мужские, женские и детские, косвенно говорили о насильственном умерщвлении.
Останки были хорошо изучены, что привело к другому выводу: что, кроме того, как они были убиты, они были брошены в болото. Современный криминалистика позволяет определить даже способы убийств на основе захоронений и останков скелета.
Таким образом было доказано, что 10 из них имеет разные следы насилия, а у двух беременных женщин были связаны руки, и наверняка это было сделано до убийства, потому что связывать умерщвленным телам руки не было логическим.
В эпоху раннего мезолита люди начали иметь полукочевнический образ жизни, и эта убитая группа людей могла принадлежать одной общине, которая была убита другой общиной при попытке дележа территорий.
Наличие болотистой местности в момент захоронения говорило о том, что это была территория, которая ограничилась лесом, значит рядом с хищниками, с животными, которые, как правило, чаще всего обитают в лесу.
На основе всего этого можно сделать вывод, что группа охотников с одного племени убило людей с другой общины, которые могли не быть охотниками, по этой причине они не могли защититься и стали жертвой массового убийства.
Возможно, из-за того, что людей стало больше, они стали бороться за еду и вещи. Это могло привести к конфликтам. Но мы ещё не знаем точно, почему в древности люди воевали.
Оседлый образ жизни люди начали создавать в конце палеолита, примерное время – 13000 лет до нашей эры.
Если при раскопках находили переломленные черепа и сломанные кости, если это был одиночный человек, то есть при раскопках находили одного человека с характерными для механических повреждений костями, то это, скорее всего, были убийства внутри общины, потому что в конце палеолита не могли проходить конфликты между людьми с единичными жертвами. Причиной этому – изобретение более прогрессивных орудий убийства, то есть оружие также совершенствовалось с развитием уровня жизни и знаний, которыми люди в этом периоде научились делиться через рунические надписи и рисунки.
Нельзя забывать тот момент, что не все цивилизации оставили свои артефакты
Некоторые, а может быть, даже многие, ушли под воду, и они сейчас находятся на глубине Мирового океана, или были сдвинуты тектоническими плитами и раздавлены
Мы еще слишком мало знаем про древние цивилизации, их обычаи и законы, точнее, в правилах жизни.
Толщина грунта примерно каждые 100 лет увеличивается на 2 сантиметра, казалось, при таких, на первый взгляд, малых изменениях ничего не может произойти.
Теперь давайте 100 лет умножим на тысячу, и мы получим 100000 лет и 2000 см грунта, это равно 20 м.
Найти на такой глубине любой артефакт является особой удачей, не факт, что если найдется, то он будет сохранён в каком-либо «скелете», чтобы можно было сказать, что это за вещь.
Многое сгнивало, утекало, сдавливалось толщиной грунта, по этой причине все артефакты, которые находятся, тщательно исследуются учеными, но чаще группой ученых из разных стран.
После климатического потепления, еще со времен неолита, люди разрозненно, мало-помалу, начали вести хозяйство, развивая животноводство, местами растениеводство.
Любое имущество, которое находится во владении другого человека, вызывает, точнее, может вызывать зависть. А это всегда прямой путь к возникновению конфликтов, которые, в свою очередь, могут перелиться в насилие и войны при наличии достаточного количества орудий и населения.
Конец неолита ознаменовал приход мужских божеств, матриархат уступает патриархату.
Сила начинает считаться аргументом, при помощи которого можно решить множество противоречий, которые возникают в общественном строе при контакте разных людей.
Так как нет одинаковых людей, они всегда разные, следовательно, конфликты неизбежны, и предотвратить междоусобную брань возможно только прощением, терпением, милосердием, о чем древние люди еще не понимали, не было отдельных философских учений и течений.
Все их знания были сжаты умением работать руками, умением производить труд, который им доступен.
Сила являлась валютой, на которую можно было забрать женщин другого племени и убить своих врагов.
К сожалению, такая валюта не подвержена инфляции, то сегодняшних времен, до которых мы еще дойдем в этой книге, в будущих главах, рассматривая и изучая современные пороки общества, который, в свою очередь, становится источником человеческого насилия, зла, которое, трансформируясь, может превратиться в абсолютное зло, которое начинает жизнь отдельного человека абсолютно неуправляемым и уже неподвластным человеческому влиянию.