Никогда не задумывались о том, почему большинство литературных и кинематографических историй о большой любви заканчиваются или смертью, или расставанием героев? В лучшем случае мы видим их уже состоявшимися и абсолютно счастливыми лет эдак через «надцать» после вступления в брак. Совершенно невозможно представить себе Ромео и Джульетту спустя три года семейной жизни, ругающихся по поводу того, чьи родители им больше помогают с детьми или финансово. Те счастливые зрелые семьи, которые мы видим в литературе, – как они прошли через ссоры первых 10–15 лет и дожили до этого благообразия? Авторы этого не описывают.
Сказки оказались добрее к нам и показывают, что для того, чтобы в конце сказать: «жили они долго и счастливо и умерли в один день», героям нужно пройти множество испытаний. Избранница Финиста – Ясна Сокола семь посохов истерла, семь cапогов истоптала, пока воссоединилась с возлюбленным, Психея выполнила три трудновыполнимых задания своей свекрови, что позволило ей обрести мудрость и прожить глубокую личностную трансформацию. Иванушка-дурачок, только став Иваном-Царевичем и победив разных чудищ, вновь обретает свою суженную. К сожалению, информация об испытаниях содержится в сказках в символическом виде, требующем умения дешифровщика. Ею не так-то легко воспользоваться неискушенному читателю. Древние мифы и сказы пытаются донести до нас истину о том, что без испытаний и препятствий семья и пара не могут состояться. Нет счастливого союза, в котором все было гладко с первых дней и до конца жизни. Есть прекрасный анекдот о секрете подобного безоблачного счастья:
Жену, на золотой свадьбе спрашивают:
–
Как вам удалось прожить так долго и так счастливо?
–
Когда мы поженились, сели в бричку и поехали домой. По дороге лошадь споткнулась. Мой Ванечка сказал «раз». Спустя какое-то время лошадь споткнулась второй раз, Ванечка вынул пистолет и застрелил лошадь. Я возмутилась: «Ванечка, как же можно быть таким жестоким!». Мой Ванечка сказал «раз», и с тех пор мы больше не ссорились.
На самом же деле именно в первые 10–15 лет, наполненные бесконечными испытаниями и вызовами нашей любви, верности, терпению, мудрости и умению трудиться, идет выращивание нового живого и жизнеспособного существа – нашей семьи.
Двое, вступая в отношения, порождают как бы своего первого ребенка – их отношения. Этот ребенок может оказаться абортированным, если отношения закончились быстро и не привели ни к чему. Но, если отношения продолжились и перешли в супружеские, то можно сказать, что ребенок родился. В этот момент наша семья в самом начале своей жизни, чтобы окрепнуть и повзрослеть, ей потребуется много времени. Интересно то, что развивается этот ребенок в точности так же, как и реальное человеческое существо.
Все мы знаем, что существуют законы развития эмбриона и новорожденного – и точно так же, как на определенной неделе у зародыша появляется ручки и ножки, а младенец начинает садиться, ползать, ходить и говорить строго в этой последовательности. У каждого ребенка это наступает в свое время, но последовательность этапов развития у всех одинаковая. Так же и в супружеских отношениях: один этап всегда сменит другой и последовательность этих стадий ничто не может нарушить.
И точно так же, как мы не можем оставить ребенка без заботы и ухода без риска для его жизни, и правила этого ухода прописаны во множестве книжек для родителей, точно так же и наши новорожденные отношения требуют от нас определенного поведения и умонастроения на каждом из этапов.
Когда ребенок может обходиться без постоянной опеки родителей? Когда мы уже видим четко проступающий контур его личности? Когда мы уже можем полагаться на него и получать от него поддержку и помощь? Я думаю, родители согласятся со мной, что каждый возраст показывает нам отдельные грани взрослости и самостоятельности ребенка. Если в год мы уже можем не держать его на помочах и доверить ему самостоятельно передвигаться, а к двум годам самостоятельно есть за общим столом, то в 7 он уже может сам контролировать свои учебные обязанности (если, конечно, мы позволяем ему взрослеть, а не держим все время в зависимости, излишне опекая). Почему же мы требуем совсем другого от «ребенка-отношений»? С первых дней мы, вместо того чтобы вкладывать в них всего себя, хотим брать от них, требуем, подвергаем испытаниям и проверкам. Мы не понимаем, что каждый год и каждый этап раскрывает лишь одну сторону зрелости семьи. Так же, как ребенок развивается через кризисы и стабильные периоды, так и семья не может пройти сквозь годы совместной жизни без кризисов.
Я часто замечала, что если на первом сеансе человек, рассказывая о семье своих родителей, говорит, что они никогда не ссорились, я понимаю, что нам с этим клиентом предстоит долгая и упорная работа по раскапыванию скрытых обид и подавленных чувств. Обычно я спрашиваю: а за счет кого они не ссорились? Кто поступался своими интересами, кто отказывался от своих чувств, кто не жил той жизнью, которой бы хотел, ради мира в семье? Обычно этим человеком в семье и являлся мой нынешний клиент.
Кризисы в семье должны быть, без них нет развития. Каждый кризис приносит вполне определенное испытание. Каждый этап супружества заканчивается или начинается кризисом, как и из одного возраста ребенок переходит в другой только через кризис. Это общий закон развития. Семьи, которые проходят через кризисы, решив требуемые на этом этапе задачи, становятся крепче, сплоченнее и надежнее. Обретают силу для последующих совместных испытаний. Те же, кто испугался кризиса, чаще всего или поворачивают свой корабль обратно в бухту, тем самым пытаясь остановить любое развитие семьи, замораживают отношения в ней на долгие годы, либо пытаются пересесть на другой корабль, вступая в новые связи и создавая каждый раз новые союзы, наивно полагая, что тем самым спасли себя от кризисов любви.
Не прав был Толстой, сказав, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему. Работая с несчастными семьями, я очень хорошо вижу, что несчастные семьи попадают в одни и те же ловушки, не проходят одни и те же испытания.
Если на первом этапе, требующем решения вполне определенных задач, они не были решены, то семья все равно вступит во второй этап, но только с «отягощенным анамнезом» – и решать задачи второго этапа будет уже сложнее и возникнет трудно разрешимый кризис. Так что, при всем уважении ко Льву Николаевичу, все несчастные семьи несчастны тоже одинаково. И вот это-то и расстраивает. Ужасно жаль, что замечательно умные и красивые люди, наступая на одни и те же грабли, калечат собственную жизнь, делают несчастными множество людей вокруг: своих родителей, детей и друг друга, наконец, из-за того, что не имеют под рукой руководства, где было бы написано: сейчас вы вступили в такую-то и такую-то области семейной жизни. С Вами происходит то-то и то-то, и делать надо то-то и то-то. Понятно, что ни одно руководство не сможет учесть всех индивидуальных различий и уникального сочетания факторов, которые есть в каждой конкретной ситуации. Именно поэтому гораздо полезнее прорабатывать эти принципы и правила в группах на семинарах или с семейным консультантом. Но и знание общих закономерностей также очень способствует выходу из тупиков. Как минимум, важно понимать, что кризисы будут. Они свидетельство вашего роста и развития.
Семья – это группа, сплоченный союз (даже семья, которая в кризисе). И у этой группы есть свои законы существования и развития. Свои этапы и задачи, которые надо научиться решать вместе на каждом из этапов. Причем последовательность этих этапов супругам важно знать, как маршрут пути путешественнику.
Моя книга – это попытка посмотреть на семью в ракурсе этапов ее развития, с одной стороны, и в ракурсе командного взаимодействия, с другой.
Теперь давайте перейдем к этапам супружества. Их семь, причем разные авторы и концепции называют их по-разному, однако все выделяют только 7 этапов, и, по сути, все говорят об одних и тех же закономерностях, выделяя различные аспекты каждого из периодов.
Не правда ли, удивительно, что так много самых важных вещей в нашем мире связанно с числом 7? Семь нот в гамме. Семь цветов у радуги, семь энергетических центров в теле человека – не зря семь называют божественным числом. Говоря об этапах супружества, я возьму за основу несколько источников, т.к., на мой взгляд, они отлично дополняют друг друга, и таким образом получится более целостная картина.
Хотелось бы начать с обращения к такому направлению в психологии, как сказкотерапия, сослаться на известного российского сказкотерапевта Т.Д. Зинкевич-Евстигнееву. Она выделяет семь уровней отношений, анализируя сказки, мифы и предания. В своей книге «Он и Она. Тайный шифр сказки отношений» Татьяна Дмитриевна утверждает, что знания об этой семиуровневой матрице отношений рассеяны в различных сказках разных народов. Во многих историях идет рассказ о том, как герои «осваивали» только первые два уровня. В других повествуется о третьем и четвертом уровнях отношений. В мифах о древних богах и легендах о мудрых правителях зашифрованы отношения пятого уровня. В волшебных историях мы находим указание на шестой и седьмой уровни отношений. Итак, вот эти семь уровней отношений:
•
l
-й уровень отношений
– испытание силы друг друга;
•
2-й уровень отношений
– прикосновение к тайне другого;
•
3-й уровень отношений
– сакральная близость;
•
4-й уровень отношений
– сотворчество в создании новой жизни;
•
5-й уровень отношений
– совершенствование среды обитания и окружающей действительности;
•
6-й уровень отношений
– забота о настроении и состоянии друг друга;
•
7-й уровень отношений
– духовная поддержка. Вершина пирамиды – единство духовное и социальное.
Также из анализа сказок возникла следующая классификация этапов отношений. Юнгианский аналитик Кларисса Эстес приводит её в своей знаменитой книге «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях». Она называет это этапами развития природы любви. И выделяет их на примере анализа одной инуитской сказки. Так как эта сказка нам понадобится для понимания этапов отношений, то позволю себе привести её целиком.
Она совершила что-то такое, от чего ее отец разгневался. В чем именно она провинилась, никто уже не помнит, только отец притащил ее на берег моря и сбросил со скалы вниз. Рыбы обглодали ее плоть и выели глаза. Остался скелет, который подводные течения перекатывали по дну.
Однажды рыбак отправился ловить рыбу. Надо сказать, что многие в свое время наведывались в этот залив, но наш рыбак уплыл далеко от родного дома и не знал, что местные рыбаки стараются держаться отсюда подальше, потому что здесь водится нечистая сила.
И надо же было случиться, чтобы крючок, заброшенный рыбаком, зацепился как раз за ребро Женщины-Скелета. «Должно быть, на этот раз попалась большая рыба, – подумал рыбак. – Наконец-то!» В мыслях он уже прикидывал, сколько людей удастся накормить такой огромной рыбой, насколько ее хватит, как долго он сможет отдыхать от своих обязанностей добытчика. Рыбак боролся с тяжелым грузом, висевшим на крючке, а морская вода кипела и пенилась, лодка-каяк подпрыгивала и дрожала, потому что та, что лежала на дне, пыталась освободиться. Но чем больше она боролась, тем больше запутывалась в леске. Несмотря на все свои усилия, она неудержимо приближалась к поверхности, влекомая зацепившейся за ребра леской.
Рыбак как раз пытался поддеть добычу сачком и поэтому не видел, как из воды показался голый череп, не видел поблескивающие в глазницах кораллы, не видел ракушки, облепившие желтые зубы. Потом он обернулся, держа в руках сачок, и тут увидел Женщину-Скелет во всей красе: она свисала с носа каяка, вцепившись в него длинными передними зубами.
«А-а-а! – вскрикнул бедняга, и от ужаса сердце у него ушло в пятки, глаза полезли на лоб, а уши запылали огнем. – А-а-а!» – завопил он и сбил ее с каяка веслом, а потом стал грести к берегу, как угорелый. От страха он не сообразил, что скелет попался на его удочку, и совсем перепугался, когда увидел, что ужасный призрак следует за ним к берегу. Куда он ни направлял свою лодку, Женщина-Скелет не отставала; ее дыхание собиралось над водой клубами пара, а руки тянулись к нему, будто желая схватить и утащить на дно.
«А-а-а-а-а!» – закричал он, добравшись до берега. Одним прыжком он выскочил из каяка и, сжимая в руке удочку, бросился наутек. А кораллово-белый скелет, все еще обвитый леской, лязгая, запрыгал вслед за ним. Он на скалы – Женщина-Скелет за ним. Он через ледяную тундру – она следом. Он пробежал по мясу, разложенному для просушки, и разметал его в клочья своими сапогами-муклуками. Неотступно следуя за ним по пятам, Женщина-Скелет подхватила несколько мороженых рыбин и стала жевать: ведь у нее во рту так давно не было ни крошки. Наконец рыбак добрался до своей снежной хижины, иглу, нырнул в лаз и на четвереньках прополз внутрь. Он лежал во тьме, задыхаясь и всхлипывая, а сердце стучало как бубен – самый гулкий бубен. Наконец-то он в безопасности, в полной безопасности, да, в безопасности! Слава богам, слава Воропу и изобильной Седне … наконец-то … он … в безопасности. Он зажег коптилку, и – о ужас! – на снежном полу ворохом костей лежала она: пятка зацепилась за плечо, колено застряло между ребрами, нога закинута за локоть. Потом он не мог сказать, что это было: может быть, свет смягчил ее черты или все дело в том, что он был одинок. Только в сердце его зажглась искра доброты, он медленно протянул почерневшие от сажи руки и, что-то ласково приговаривая, как мать, утешающая ребенка, принялся распутывать рыболовную леску. «Вот так, вот так, – сначала он освободил пальцы ног, потом лодыжки. Вот так, вот так».
Он трудился всю ночь и под конец закутал ее в меха, чтобы согреть. Теперь все кости Женщины-Скелета были на своих местах, как положено у человека. Он достал кремень и, отрезав часть своих волос, развел маленький костер. Время от времени, смазывая жиром драгоценное дерево своей удочки и сматывая леску из жил, он поглядывал на нее. А она, закутанная в меха, не говорила ни слова – не смела, – чтобы рыбак не вытащил ее из хижины, не сбросил со скал, не разбил ее кости. Рыбак стал клевать носом, забрался под меховые одеяла и скоро уснул. Бывает, что, когда человек спит, у него из глаза выкатывается слезинка. Никому не ведомо, какой именно сон бывает тому причиной, но мы знаем, что этот сон навеян печалью или тоской. Так случилось и на этот раз. Женщина-Скелет увидела, как в свете коптилки блеснула слеза, и вдруг ей ужасно захотелось пить. Позвякивая костями, она подползла к спящему и приникла к слезинке ртом. Эта одна-единственная слеза была как река, и она все пила и пила, пока не утолила свою многолетнюю жажду. Потом она легла рядом с рыбаком, проникла в него и вынула его сердце, гулкий бубен. Села и стала бить в него с обеих сторон: «Бом-бомм! Бом-бомм!» И под этот ритм бубна она запела: «Плоть-плоть-плоть! Плоть-плоть-плоть!» Чем дольше она пела, тем больше ее кости обрастали плотью. Так она напела себе волосы, и зоркие глаза, и красивые полные руки. Напела себе лощинку между ногами, напела груди – такие длинные, чтобы ими можно было обернуться для тепла, и все остальное, что нужно женщине. Когда все у нее было на месте, она песней сняла со спящего мужчины одежду, забралась к нему в постель и тесно прижалась к нему. Она вернула обратно его сердце, гулкий бубен, и так они и проснулись – сплетясь телами, соединенные новой связью, доброй и прочной. Люди, которые не помнят, из-за чего с ней приключилась беда, говорят, что она уплыла вместе с рыбаком, и их кормили досыта те существа, которых она знала, когда жила под водой. Люди говорят, что это чистая правда, а больше они ничего не знают.
Рассмотрим, какие же этапы развития любви выделяет К.П. Эстес.
Первый этап – иллюзии и слепоты. Разве не с этого начинаются все отношения любви? С потребности любить. Мы хотим влюбиться, испытываем томление о любви, мечтаем и фантазируем о прекрасном принце или принцессе, которых хотим повстречать. Эта потребность предшествует встречи. Мы вглядываемся в каждого: не он ли это моя долгожданная половинка? Так же и рыбак в сказке плывет к неведомым берегам в надежде поймать самую большую рыбу.
Затем закономерно и неизбежно наступает этап крушения иллюзии и бегства. Большинство отношений на этом и заканчиваются. И лишь те пары, которые смогли как следует запутаться (читай обрасти обязательствами и связями), как герои сказки запутались в снастях, переходят на следующий этап отношений. Этап понимания, через которое приходит сострадание к партнеру. Именно на этом этапе пары часто обращаются к психологу, чтобы понять и разобраться в причинах боли и непонимания. Четвертый этап – этап возникновения и доверия. В сказке этот этап наступает, когда рыбак, оставив скелет в жилище, ложится спать, тем самым проявляя доверие к тому, что ранее его пугало. Пятый – этап исцеления душевных ран, нанесенных нашим прошлым опытом. Как видим, пока о любви не было сказано ни слова. Любовь возникает лишь на шестом этапе. Именно это очень удивляет пары, считающие, что иллюзии начала отношений и были любовью, которую они утратили. В сказке этот этап поэтично описан через образ бубна из сердца. В шаманской традиции то, из чего сделан бубен, очень важно, так как он открывает дверь в иной мир. Бубен, сделанный из кожи тотемного животного, открывает дверь в мир предков, бубен из кожи волка – в загробный мир, а бубен из сердца открывает доступ в мир любви.
И, наконец, седьмой этап – этап слияния. Это именно то, что в библии называется «стать одной плотью». Не многие пары проходят через все семь этапов. Мне в силу профессии чаще всего приходится видеть пары, которые остановились в своем развитии на первых двух этапах. Нужно сказать, что эти первые два этапа совершенно закономерно наступают в любом браке. Закидывая крючок в море жизни, мы вытаскиваем себе в качестве добычи не воплощенное счастье, а человека со своими проблемами, ранами и иллюзиями. Все это рано или поздно проявится в наших отношениях. Проявится для того, чтобы мы смогли помочь друг другу исцелиться и стать такими, как нас задумал Бог. Мне очень нравится высказывание, что когда мы любим, то видим друг друга такими, как нас сотворил Бог, когда разлюбим – то такими, какими нас сделали родители.
Не каждая пара готова так посмотреть на это испытание и продолжить двигаться к следующим этапам супружества вместе. Поэтому все последующие этапы брака не наступают сами по себе. Чтобы войти в них, надо изменить жизненную установку от бегства и поиска себе, любимому, самых лучших партнеров («ведь я этого достойна» – главный девиз этой жизненной стратегии) к пониманию: а почему мне достался человек, создающий мне такие проблемы, и чему меня эти жизненные испытания могут научить, как я должен измениться, чтобы быть счастливым? Согласитесь, что такое изменение жизненной установки само по себе не происходит, а требует внутренней работы. Сами по себе растут только сорняки. Оставьте невозделанным кусок земли под вашим окном – сорняки вырастут на нем незамедлительно и без всяких усилий с вашей стороны, а вот розы никогда там сами не появятся.
И последний источник, к которому хотелось бы обратиться, говоря об этапах супружества, я открыла для себя несколько лет назад. Это учение о семье и браке, изложенное в христианстве и ведической культуре. Меня не устает поражать (лучше я не устаю поражаться) и вдохновлять мудрость, целостность и глубина этих древних знаний и их удивительное созвучие с представлениями юнгианских аналитиков, сказкотерапевтов и системных семейных терапевтов. Обратите внимание, что все источники, которые помогают нам в понимании законов развития любви и супружества, – это древние духовные тексты или древние сказки и предания. Эти источники на протяжении веков и тысячелетий хранили эти знания как нечто важное, открываемое лишь ищущим.
На протяжении нескольких лет я вела психодраматическую группу «Портрет супружества», опираясь на цикл видео-лекций американского пастора и проповедника Брюса Уилкинсона «Библейский портрет супружества», в которых он излагает основные положения Библии касательно семьи и брака. Цитаты и ссылки из этого семинара будут мной неоднократно использоваться в некоторых частях книги. Не менее ценную информацию, очень помогающую мне в работе с семьёй, я почерпнула и из лекций по аюрведическим принципам построения гармоничных семейных отношений в изложении Торсунова О.Г. и Таргаковой М.З.
Какие же этапы выделяются этими авторами?
Все фазы развития любовных отношений в ведах разделяются на цивилизованные и нецивилизованные отношения. Иначе говоря, на те, которые произойдут сами собой, как мы уже обсуждали выше, и те, которые требуют большой работы души и сознания. Первые три этапа отражают законы функционирования органов чувств, а именно: голод, насыщение и отвращение. Следующие четыре стадии и есть истинно человеческие проявления любви и разумности – это 4) фаза терпения и труда, 5) фаза уважения и доверия, 6) дружба и 7) божественная любовь.
Теперь хотелось бы свести все это в таблицу, чтобы читателю было легче соотносить информацию из различных источников друг с другом.
№
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
К.П. Эстес
Веды и / Библия
1
Испытание силы друг друга
Иллюзии и слепота
Любовный голод / оставление родительской семьи
2
Прикосновение к тайне другого
Разрушение иллюзий и бегство
Насыщение и Пресыще-
ние / прилепление друг к другу
3
Сакральная близость; духовная поддержка, единство
Распутывание отношений и понимание. Возникновение сострадания
Фаза ссор
№
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
К.П. Эстес
Веды и / Библия
4
Сотворчество в создании новой жизни
Возникновение доверия
Фаза терпения и внутренней работы
5
Совершенствование среды обитания и окружающей действительности. Управление королевством
Исцеление прошлых ран
Возникновение уважения
6
Забота о настроении и состоянии друг друга
Возникновение любви
Дружба
7
Единство и духовная поддержка
Слияние и единство
Божественная любовь
Теперь, анализируя эту таблицу, мы видим, что каждым автором или источником рассматриваются некие отдельные аспекты или проявления каждого из этапов. Мы же попытаемся свести это воедино.