Ф. Руге. Война на море 1939–1945 гг. М., 1957, стр. 67.
Командование гитлеровской авиации неоднократно утверждало, что авиация сможет самостоятельно разгромить (покорить) Великобританию в течение нескольких месяцев.
F. Rugе. Op. cit., р. 160.
«Фальсификаторы истории» (Историческая справка). М., 1948, стр. 63.
Подробную характеристику событий этого периода см.: «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945 гг.», т. 1. М., 1960.
Советские Вооруженные Силы начали боевые действия против зарвавшихся провокаторов – правящей верхушки Финляндии 30 ноября 1939 г.
Подготовка Англии и Франции к нападению на СССР со стороны Турции и Ирана началась еще до вторжения гитлеровских армий в Польшу, но особенно активные шаги в этом направлении были предприняты после начала советско-финской войны. Полностью закончить эту подготовку предполагалось к весне 1940 г.
«Deutsche Wehr», 1937. N 20.
Одним из косвенных следствий успехов гитлеровской армии во Франции явилось то, что наряду с прочим вооружением немцы захватили во Франции образец английской гидроакустической установки «Асдик», после изучения которого были внесены изменения в тактические приемы действий подводных лодок.
Различие в цифрах прибывавшего и выбывавшего тоннажа вызвано, очевидно, повторной регистрацией некоторых судов, переходивших из порта в порт с остатком импортных грузов.
В частности, итальянский флот не имел авиации, а сухопутная авиация могла действовать не далее 100 миль от берега, на кораблях не было ни радиолокации, ни гидроакустики, не хватало топлива и т. д.
G. Fiorovanso. Die Kriegführung der Achsen Mittelmeer. – «Marine Rundschau», 1958, Hf. 1, S. 17–24.
Из них около 15 единиц находились в базах Северного моря, 10 – в базах Балтийского моря, 3 лодки не были готовы к боевым действиям. 4 проходили боевую подготовку и 1 была выделена для противолодочных испытаний (Brassey’s Naval Annual 1948. London, 1948, p. 32).
Brassey’s Naval Annual 1948, р. 39.
По возвращении U-30 всему ее личному составу было дано указание держать факт потопления «Атении» в строжайшем секрете. Из вахтенного журнала лодки были вырваны соответствующие листы.
Можно предполагать, что, стремясь ударами по морским сообщениям принудить Англию к перемирию, фашистское руководство не хотело в то же время раньше срока раздражать Францию, тем более, что рассчитывало разделаться с ней лишь действиями одних сухопутных сил.
К постановке мин привлекались лишь малые подводные лодки (II серии), так как выполнение этой задачи не требовало длительного пребывания в море. До конца 1939 г. было проведено еще 16 походов лодок для постановки мин. Общий перечень минных заграждений, поставленных немецкими лодками за время войны, приведен в работе Л. М. Еремеева и А. П. Шергина «Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне». М., 1962.
При этом была названа завышенная цифра английских потерь 232 000 т, тогда как, по проверенным послевоенным данным, за весь сентябрь германские подводные лодки потопили лишь 39 судов общим тоннажем 153 879 т.
Дениц в то время командовал подводными силами германского флота.
Brassey’s Naval Annual, 1948, р. 55.
«Битва за Атлантику». Пер. с англ. Л., 1947, стр. 14.
Развернутый план строительства подводных лодок с ноября 1939 г. по июль 1943 г. см.: Л. М. Еремеев и А. П. Шергин. Указ. соч., стр. 26.
Данные о фактическом использовании этих подводных лодок см. в книге И. С. Исакова и Л. М. Еремеева «Транспортная деятельность подводных лодок». М., 1959.
Из остальных лодок 7 были устарелыми, а 20 – годными лишь для учебных целей.
В это количество входят также суда под торговым флагом, потопленные в период эвакуации Дюнкерка.
Наряду со скрытными ночными постановками иногда проводились и дневные постановки мин с демонстративными целями, чтобы втягивать в напряжение тральные силы английского флота.
Одновременно вышли суда снабжения этих кораблей «Альтмарк» и «Вестервальд».
Данные об обстоятельствах встречи и ходе боя см.: Л. Еремеев Некоторые итоги крейсерских операций германского флота. М., 1949.
Ф. Руге. Указ. соч., стр. 89.