KPI – с английского Key Performance Indicator – ключевой показатель эффективности бизнеса. Если просто, это любые показатели результативности наших усилий по достижению цели. Увеличить продажи в следующем месяце на 20 %, привлечь 1000 новых клиентов или улучшить обслуживание на 30 % – все это можно отнести к KPI.
KPI обязательно должен быть количественным и отвечать на вопрос «Какой измеримой цели нужно достичь за определенный период?». То есть не просто увеличить прибыль на 2 млн руб., а достичь этой цели за шесть месяцев.
KPI помогает оценить продуктивность сотрудников и проанализировать деятельность компании. Если ориентироваться на KPI, можно оценить успешность бизнеса и определить, нужно ли что-то менять в его стратегии.
Традиционные финансовые метрики не всегда способны дать полное представление об эффективности и успешности бизнеса. Во многих организациях анализ и сравнение финансовых данных происходит в конце какого-то периода либо этапа. Поэтому часто финансовые показатели запаздывают и сообщают о том, что уже произошло. KPI же должны помочь увидеть то, что грядет, а не только то, что прошло.
При использовании KPI для любых целей важно учитывать, будут они опережающими или запаздывающими.
▶ Опережающие показатели указывают на возможные будущие события, они используются для планирования.
Внезапное увеличение количества возвращаемых товаров может говорить о проблеме с качеством или о том, что клиенты считают доставку слишком долгой. Если не принять меры, в будущем это приведет к снижению выручки.
▶ Отстающие или запаздывающие показатели измеряют то, что уже произошло. Они ориентированы на результат и применяются для оценки прошлых действий.
Если коэффициент оборачиваемости запасов снижался в течение последних трех кварталов, компании стоит разработать и внедрить новую стратегию развития, направленную на увеличение своей доли на рынке.
Для достижения одной и той же цели нужно рассматривать комбинацию опережающих и отстающих ключевых показателей эффективности.
Это самый важный этап, от которого зависит вся предполагаемая польза от внедрения KPI. Неправильные показатели не дадут понимания происходящего и не выведут бизнес на новый уровень. Более того, компания впустую потратит деньги и создаст в коллективе напряженную обстановку. Смысл KPI целиком определяется тем, какую задачу нужно решить. Без понимания задачи все показатели становятся бессмысленными. Начинаем с определения цели. Для этого нужно ответить на вопросы:
1. Какой результат мы хотим получить?
2. Почему считаем этот результат значимым?
3. Как на него можно повлиять?
4. Как будем измерять прогресс?
5. Что послужит индикатором достижения результата?
6. Кто будет ответственным за результат?
7. Как часто мы планируем оценивать результаты?
Хороший показатель четко дает ответ, насколько эффективен процесс или близок результат: количество новых клиентов, объем выручки, текучесть кадров за период, количество нового персонала, успешно прошедшего испытательный срок, и т. д.
Плохой показатель – это показатель с высокой долей субъективности и неоднозначной трактовкой: своевременность выполнения поручений, совершенство системы управления, объем счастья главного менеджера.
Чтобы создать систему качественных показателей эффективности, нужно выполнить семь основных шагов. В результате получится отчет или информационная панель с реальными данными и целями.
Контрольные списки, или чек-листы, – своего рода пошаговый план, но, в отличие от жесткого перечня или алгоритма, они позволяют действовать более гибко и учитывать любые неожиданно возникающие изменения. Если вы уже ими пользуетесь и они вам нравятся – отлично. Если нет, то стоит начать это делать – контрольные списки выручают как в работе и бизнесе, так и в повседневной жизни.
Контрольный список – вспомогательное средство, где перечислены задачи или действия, которые мы должны выполнить в течение определенного периода. Это может быть простой чек-лист, где мы перечисляем 10 вещей, которые нужно сделать, и отмечаем их по мере выполнения. Или контрольный список для сложных процессов с указанием дат и зависимостей.
Выполняя каждый из семи шагов, предложенных Берни Смитом, нужно свериться с пунктами из чек-листов. Так мы не упустим важное, вовремя сможем выявить недочеты и по мере необходимости внести изменения.
Где и как будут использоваться наши ключевые показатели эффективности? Соответствует ли наша стратегия поставленной цели?
Если друг попросит вас зайти в хозяйственный магазин и купить отвертку, очевидно, вы уточните, какая именно ему нужна, и не будете покупать наугад. Определять ключевые показатели эффективности без четкой бизнес-стратегии – все равно что ходить по магазинам за инструментом, не зная, для какой цели он нужен.
Будьте осторожны с готовыми наборами KPI. Сейчас можно найти множество шаблонов показателей эффективности, но использовать их очень рискованно. Представьте: консультант все в том же хозяйственном магазине предлагает купить молоток, утверждая, что это самый полезный инструмент, который только можно приобрести. Если проблема связана с гвоздями, то, возможно, он и прав. Но когда надо отпилить доску – молоток вряд ли пригодится.