В настоящее время проблемы, которые возникают в аудиторской деятельности не только в России, но и в мире в целом, носят институциональный характер и связаны с неэффективностью функционирования института аудита в целом. Важнейшей функцией института аудита является установление качества публикуемой финансовой информации общественно значимых хозяйствующих субъектов, а одной из возможных дисфункций – подтверждение некачественной финансовой информации о результатах деятельности таких хозяйствующих субъектов. Устранение и предотвращение в будущем этой дисфункции возможно только при введении эффективного механизма обеспечения качества аудита.
Качественный аудит позволяет снизить информационные риски и обеспечить доверие не только к профессиональному мнению аудитора о достоверности финансовой информации, но и доверие среди участников экономического сообщества. Важнейшим инструментом обеспечения качества работы аудиторов является действенный контроль качества аудиторских услуг.
Международная практика обеспечения качества аудиторских услуг заключается в последовательной работе Международной федерации бухгалтеров (МФБ) и Совета по международным стандартам аудита и уверенности МФБ по организации и осуществлению контроля качества аудиторской работы на уровне профессиональных аудиторских объединений и на внутрифирменном уровне по разработке и совершенствованию положений и стандартов контроля качества аудиторских услуг для применения во всем мире. В европейском пространстве действует принятая Европейским Союзом 8-я Директива Европейской комиссии, регламентирующая такие вопросы контроля качества аудита, как создание системы обеспечения качества, разработка принципов надзора со стороны государственных и профессиональных регулирующих органов, организация контроля качества работы аудиторов общественно значимых хозяйствующих субъектов.
В России вопросы повышения качества аудиторских услуг находятся в сфере государственных интересов, а также интересов аудиторского сообщества. Законодательные предпосылки развития контрольной деятельности в области качества аудиторской работы были сформированы в 2001 году в первом Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» и на сегодняшний день представляют совокупность правовых норм, образующих целостную систему контроля качества аудиторской деятельности, ее структуру и порядок функционирования.
Нормативно-правовое совершенствование системы контроля качества аудита не может обойтись без определения научных основ контрольной деятельности в области обеспечения качества аудита. Поставленные проблемы требуют своего научно-методологического решения и последовательно рассмотрены в настоящей монографии. К ним относятся вопросы: определения понятия качества аудита; соотношения целей, предмета и критериев контроля качества; взаимосвязи субъектов и объектов контроля качества; методического обеспечения контрольных мероприятий; разработки организационных, методологических и технических мер контроля качества аудита в сфере государственного и саморегулирования аудиторской деятельности; определения проблем и перспектив развития контроля качества аудита. Монография включает приложения, которые выступают в качестве иллюстраций к тексту, а также дополняют и раскрывают положения научно-практического исследования вопросов контроля качества аудиторской деятельности.
Монография предназначена для научных работников, специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, практикующих аудиторов, магистров и бакалавров экономического профиля.