1

Azizov (2015, forthcoming).

2

См., например: Smith (1996). Конт утверждал, что общество должно изучаться при помощи того же метода, что используется в естественных науках, в частности метода наблюдения.

3

Weber (2005: VIII–IX).

4

Weber ([1919] 1994, [1921] 2004).

5

Weber ([1921] 2004: 314-6).

6

Weber ([1921] 2004: 327-8).

7

Weber ([1921] 2004: 329).

8

Вебер (Weber, [1921] 2004: 337) отмечает, что ценностная рациональность, аффект и традиция представляют собой определенную социальную конвенцию, в рамках которой общество рассматривает то или иное политическое устройство как легитимное. Именно эти разделяемые в обществе ценности наделяют материальные структуры значениями, на основе которых люди организуют свое общество. Классическое представление о политическом устройстве общества исходило из понятия законности (инструментальная рациональность). Предполагалось, что эффективное функционирование законности возможно только в том случае, если она поддерживается структурой физического наказания, т.е. санкции суверена. Считалось, что материальные факторы с точки зрения физического наказания определяют идейные структуры и порядок в обществе.

9

Weber (2005: X–XII).

10

Weber (2005: XXXIV–XXXVI).

11

Weber (2005: 5-6, 8).

12

Weber (2005: 14-17, 24).

13

Weber (2005: 39-40, 44, 49-50).

14

См.: Habermas (1984, [1987] 2005).

15

Steffek (2010: 193-4, 201).

16

Слово «факт» в данном контексте следует понимать предельно широко. Факты представляют собой в том числе те парадигмы и теоретические взгляды, которые в том или ином обществе считаются истинными. Поскольку мы живем в эпоху науки, доминирующим теоретическим взглядом в наше время является рационализм, т.е. факт рационального доказательства. Многие факты в нашем рассуждении основываются на рационализме, и подобное рассуждение принимается как истинное во многих обществах. Рационализм может быть заменен другим фундаментальным взглядом в рамках «смены парадигм», если использовать терминологию Томаса Куна.

17

Помимо рациональных рассуждений, общество оперирует также моральными принципами. Моральные принципы активируются в процессе аргументации и могут быть приняты (как применимые к той или иной ситуации) или опровергнуты только в рамках практического дискурса.

18

В процессе аргументации роль адресанта имеет огромное значение с точки зрения убедительности того или иного утверждения. Сила убеждения возрастает, если слова адресанта в прошлом совпадали с его делами.

19

Steffek (2010: 195).

20

Стеффек (Steffek 2010: 198-9) отмечает, что существуют определенные методологические трудности в связи с выявлением того, что именно повлияло на достижение консенсуса – исключительно убеждение, или же другие факторы тоже сыграли важную роль в изменении мнения актора. Однако конструктивисты обращают внимание на логическую последовательность речей акторов в рамках переговорного процесса. В коммуникативном взаимодействии конструктивисты изучают социальные нормы, используемые в переговорных процессах. Изучение социальных норм выявляет морально-этические аспекты социальной действительности. Если исходить из того, что морально-этические нормы влияют на акторов, то можно утверждать, что они также конструируются под воздействием социальных норм в рамках переговорных процессов. Для более обстоятельного обсуждения этой проблемы см. работы Онуфа и Кратохвила.

21

Steffek (2010: 196).

22

Onuf (1989: 82).

23

Austin (1962).

24

Austin (1962: 4-5).

25

Kratochwil (1991: 93).

Загрузка...