В «Великом восстановлении наук» Бэкон утверждает, что руководящей наукой является «наука о мышлении», но само мышление предварительно должно быть подвергнуто сомнению и «новому суду». И о методах мышления Бэкон заговорил одним из первых. «Здание этого нашего Мира, – пишет Бэкон, – и его строй представляют собой некий лабиринт для созерцающего его человеческого разума, который встречает здесь повсюду столько запутанных дорог, столь обманчивые подобия вещей и знаков, столь извилистые и сложные петли и узлы природы<…> Надо направить наши шаги путеводной нитью и по определенному правилу обезопасить всю дорогу, начиная от первых восприятий чувств<…> но, прежде чем удастся причалить к более удаленному и сокровенному в природе, необходимо ввести лучшее и более совершенное употребление человеческого духа и разума<…> путь к этому нам открыло не какое-либо иное средство, как только справедливое и законное принижение человеческого духа» (Бэкон Ф. Великое восстановление наук // Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1971. С. 68–69). «Что касается содержания, то мы составляем Историю не только свободной и предоставленной себе природы (когда она самопроизвольно течет и совершает свое дело), какова история небесных тел, метеоритов, земли и моря, минералов, растений, животных; но, в гораздо большей степени, природы связанной и стесненной, когда искусство и служение человека выводит ее из обычного состояния, воздействует на нее и оформляет ее… природа Вещей сказывается более в стесненности посредством искусства, чем в собственной свободе» 322 (курсив мой. – В. Р.). (Бэкон Ф. Новый органон. М., 1935. С. 95, 96).
http://philosophy.ru/library/witt/01/01.html.
Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». – М.-Тверь: «СФК-офис». 2012. С. 37.
Там же. С. 75.
Новые идентичности человека. Анализ и прогноз антропологических трендов. Антропологический Форсайт. Аналитический доклад. – Под редакцией С. А. Смирнова. – Регистрационный номер НИР: 01201737332. Новосибирск, 2013.
Арендт Х. Между прошлым и будущим. М., 2014.
Что такое форсайнт? Попытки определения. Ответ от EU FOREN Guide. http://stra.teg.ru/library/global/Prognoz/foresight/4
Мы вынуждены по всему тексту прибегнуть к обширному цитированию точек зрения авторов доклада, поскольку понимаем, что вряд ли читателю удалось с этим докладом познакомиться.
Новые идентичности человека… С. 10–11, 16.
Смирнов С. А. Форсайд: от прогноза к социальной инженерии. В печати.
Новые идентичности человека. Анализ и прогноз антропологических трендов. Антропологический форсайт. Аналитический доклад. С. 10–11, 16. С. 13, 14–15.
См. список российских экспертов-философов, приложение пятое. Там же. С. 216–217.
Слово эксперт произошло от греческого «знаток». Смысл общественной экспертизы состоит не в том, чтобы выйти на согласованное знание, а наоборот, чтобы получить веер разных суждений и мнений экспертов, причем предполагается, что эксперты, например ученые, хотя реально могут принадлежать одному сообществу, тем не менее, имеют разные взгляды на интересующий вопрос.
Там же. С. 184.
Там же. С. 79.
Там же. С. 87. В наших с Л. Г. Голубковой работах по управлению мы приходим к тем же самым выводам. Сравни: «Судя по характеру многих решений, начиная от “реформы” нашей промышленности, кончая вступлением во ВТО, “объемлющим контуром управления” выступают даже не российские структуры и организации, а транснациональные (финансовый мировой бизнес и корпорации). Но кто, спрашивается, принимает данные решения, кто их субъект на самом высоком последнем уровне? Может быть, Обама, или Джорж Сорос? Нет, скорее бессубъектная структура, “социальная ризома”, живущая, не только на людях и формальных субъектах управления, но также на различных международных и национальных институтах и связях. Эта структура и организм (назовем их условно “Финансово-корпоративным солярисом”) заинтересованы в исчезновении национальных границ, формировании мирового хозяйства и экономики, свободном передвижении капиталов и других ресурсов, правильном и мирном, с его точки зрения, поведении людей. Возможно, заинтересован этот монстр и в том, чтобы мы с вами не понимали, что происходит на самом деле (такими людьми легче управлять), и в том, чтобы верили в мировые заговоры (так легче отводить от себя догадки), и в том, чтобы мы сидели в Интернете день и ночь. Когда мы бежим все быстрее и быстрее, изо всех сил стараемся быть креативными, посылаем вместо себя пустые дубли-отклики, то естественно вписываемся в мировой процесс становления Финансово-корпоративного соляриса, поддерживаем его. Но, конечно, не на стороне хозяев этого процесса, а того антропологического субстрата и массы, которые унавоживают подобное становление. Финансово-корпоративный солярис растет на международной торговле и разделении труда, на экспансии западных технологий и производств, на распределении и потреблении созданной продукции, но не меньше на нашем участии во всем этом. Последнее же предполагает, что включенные в эти процессы индивиды должны действовать как бы автоматически, не размышляя над смыслом, целями и направлением движения, в которое они включены» (Розин В. М., Голубкова Л. Г. Дефицит как форма власти // Тренды и управление. 2014. № 2. C. 198)
Новые идентичности человека. Анализ и прогноз антропологических трендов. С. 88.
Гл. редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов на программе «Особое мнение» «Эхо Москвы» от 7 августа вот что говорил о судьбе Александра Бородая, известного московского пиарщика, гражданина России: «Она, конечно, связана с трагической судьбой малайзийского Боинга. Мне известно, что Александр Бородай позвонил руководителю одного из основных СМИ, которое освещает события на Украине через 40 минут приблизительно после того, как Боинг погиб, и сказал, что “наверное, мы сбили гражданский самолет”… На Бородае лежит гигантская ответственность за пролившуюся кровь. Он не сохранил Донецк в неприкосновенности, он позволил, что в Донецке будет война, где стреляют и в ответ и без разбора, поэтому судьба Бородая, конечно, чрезвычайно печальна» (http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/1373814-echo/#element-text).
Там же. С. 9.
Там же. С. 29–31.
Библер В.С. “Образ простеца и идея личности в культуре средних веков” // Человек и культура. М., 1990. С. 105, 106, 109–110.
Новые идентичности человека. Анализ и прогноз антропологических трендов. С. 193–195.
Там же. С. 165.
Характеристики свободного античного человека по Арендт совпадают с моей характеристикой «становящейся античной личности» (см. Розин В. М. Личность и ее изучение. М., 2004, 2012).
Арендт Х. Что такое свобода // Между прошлым и будущим. М., 2014. С. 251.
Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961. С. 266–275.
Известно, что российское общество расколото и подавлено властями, которые считают такое положение дел – необходимым условием управления нашим темным населением. Но оно не мертво, как недавно в «Эхо Москвы» утверждал Леонид Радзиховский. «В России, – говорил он, – некому и нечего демонстрировать. Общество наше абсолютно мертвое. Поэтому никакие НАТЫ его не разбудят. Это предполагает постепенное на разных уровнях в разных формах давление политическое, экономическое, информационное и так далее. По отношению к России. Я думаю, что нет такого какого-то четкого плана, вот шаг за шагом, вот это мы сделаем в таком году, это в таком. И в итоге мы режим обрушим. Такого плана я думаю, у них конечно нет. Но общая установка на то, что нам с существующим в России режимом больше не по пути, эта установка я думаю, у них есть. А есть установка, она будет проявляться разными способами на разных местах» (http://echo.msk.ru/programs/personalno/1380744-echo/). Российское общество скорее больно, о чем свидетельствует поддержка населением нашей власти, нарушающей международные и собственные законы. Но сегодня общество болеет и спит, а завтра может пробудиться и начать исцеляться.
Ю. Н. Давыдов, рассматривая в Новой Философской Энциклопедии понятие «общество» точно подмечает обе указанные здесь характеристики: «ОБЩЕСТВО (лат. societas – социум, социальность, социальное) – в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: генетически и/или структурно определенный тип – род, вид, подвид и т. п. общения, предстающий как исторически определенная целостность либо как относительно самостоятельный элемент подобной целостности» (Давыдов Ю. Н. «Общество» // НФЭ. Т. 3. М., 2001. С. 132).
Арендт Х. Что такое свобода // Между прошлым и будущем. С. 235.
Новые идентичности человека. Анализ и прогноз антропологических трендов. С. 40–42.
Там же. С. 38–39.
Бондарь А. В. Основоположения и главные проблемы социальной философии техники инженериата. Хабаровск, 2001. С. 204, 210.
Бостром Н. (http://www.Nicbostrom.com). С. 5–6.