1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Демократия в современном мире – ведущая форма социальной и политической организации общества, политического режима в стране, призванная обеспечить суверенитет народа, власть большинства при охране прав меньшинства, неотчуждаемые права человека и гражданина. Таким образом, определение в Конституции РФ России как демократического государства устанавливает, что единственным источником власти является народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (референдум), так и через выборные органы, а органы местного самоуправления граждан равноправны, обладают широкими правами и свободами.
Никаких преимуществ нациям либо социальным группам, никакой руководящей роли рабочего класса, никакой обязательной идеологии и единой партии.
Демократичность государства не просто провозглашается в статье 1 Конституции РФ, но и закрепляется в ней далее: политические и иные права – ст. 2 и 6, народовластие – ст. 3, местное самоуправление – ст. 12, политический плюрализм и многопартийность – ст. 13 и др.
Федеративное устройство государства означает, что форма его устройства – федерация, то есть государство, состоящее в свою очередь из образований, близких к статусу государств. Это субъекты Российской Федерации (республики, края и области, города федерального значения, а также автономная область и автономные округа). В них наряду с федеральными органами государственной власти действуют органы государственной власти соответствующего субъекта.
Для России с ее огромными пространствами, регионами, отличающимися природой и экономическим потенциалом, культурно-национальными особенностями проживающих народов, именно федеральное устройство помогает примирить главные интересы страны в целом и составляющих ее субъектов.
Вместе с тем самостоятельность субъектов, их права конкретизированы в Конституции РФ (ст. 5): в Российской Федерации единое гражданство (ст. 6), разграничены предметы ведения между федеральным центром и субъектами (ст. 11). Создание федеральных округов в 2000 г. не умаляет значение субъектов, но заставляет их строго следовать Конституции РФ.
Характеризуя Российскую Федерацию как правовое государство, мы подчеркиваем, что в основе деятельности всех органов право стоит на первом месте и не может быть подменено целесообразностью. Правовое государство исходит из признания прав и свобод человека и гражданина, их неотчуждаемости и обязанности их защиты. Вся власть осуществляется только законными органами и по общепризнанным нормам права. Это нелегкий путь, и мы пока в его начале. Формирование полноценного правового государства связано с преодолением правовой безграмотности и отрицания закона, повышением правовой культуры, совершенствованием судебной системы, повышением уровня социальной защиты и экономического процветания.
Провозглашение России республикой означает, что все высшие органы власти и управления избираются гражданами на определенный срок, ответственны перед своими избирателями и решения в этих органах принимаются большинством.
Термины «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны и определяют одну и ту же территорию. В первом варианте названия страны подчеркивается ее федеративное устройство, тогда как слово «Россия» более мягкое и употребляется в необходимых случаях вместо слов «Отечество» и «Родина».
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В ст. 1 Конституции РФ Россия провозглашена демократическим государством. Подтверждением этого факта стало выдвижение на первое место главного атрибута демократического правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе и его отношения с государством, которое обязано обеспечивать интересы человека, так как это главная задача демократического государства. Права и свободы человека и гражданина служат барьером к всевластию государства и не допускают поглощения общества государством. Конституция РФ разграничивает права и свободы человека от прав и свобод гражданина. Такой подход впервые применен в Конституции РФ. При советской власти личность и ее права были отодвинуты на задний план классовым подходом, приоритетом интересов коллектива и государства над личными. Права человека вообще не упоминались, а права граждан трактовались государством как дар государства своим гражданам, и осуществление их допускалось только в интересах государства. Идея неотчуждаемости прав человека отрицалась.
Конституция РФ 1993 г. восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах: в Декларации независимости (США, 1776), Билле о правах (США, 1789), в Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789), а затем в Уставе ООН (1945), Всеобщей декларации прав человека (1948), Уставе Совета Европы (1949), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966).
23 февраля 1996 г. были приняты два федеральных закона: «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» и «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему». В этом же году Россия подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Признание первенства прав человека нашло отражение и в российской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991). Двести лет нам понадобилось, чтобы пройти этот путь и признать эти права.
Зачем нужно отделять права и свободы человека от аналогичных прав гражданина? Это происходит из различия гражданского общества и государства и позволяет уйти от одностороннего рассмотрения человека лишь в аспекте его взаимосвязи с государством. Благодаря этому человек может действовать самостоятельно, учитывая только свои интересы. Статус гражданина вытекает из его правовой связи с государством.
Конституция Российской Федерации специально не дает классификации прав и свобод, но, следуя сложившимся традициям, можно самим разбить содержащиеся в ней права и свободы на несколько видов.
К гражданским (личным) правам и свободам человека относят: право на жизнь; право на свободу и неприкосновенность личную, частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести; свободу мысли; свободу выбора национальности и выбора языка общения.
К политическим правам и свободам относятся: свобода слова; право на объединение; право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия; право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным; право на равный доступ к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Особенность политических прав состоит в том, что они в ряде случаев предоставляются только российским гражданам. Терминологически это находит выражение в формуле «Граждане РФ имеют право», в отличие от формулы «Каждый имеет право», когда соответствующее право предоставлено не только гражданам, но всем, кто законно находится на территории Российской Федерации.
К социально-экономическим и культурным правам относятся: право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность; право частной собственности, включая право собственности на землю; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование; право на благоприятную окружающую среду; свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания. Сюда же может быть отнесена защита государством материнства и детства.
Данная классификация в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равным основанием могут быть отнесены к разным видам: так, например, право на труд, будучи по содержанию социально-экономическим, вместе с тем близко неотчуждаемым правам человека. Кроме того, к приведенной классификации следует добавить еще один вид – права, призванные обеспечить должную правовую процедуру и иные гарантии судебной защиты прав граждан, как то: право судебного обжалования актов органов государственной власти и должностных лиц; право на получение квалифицированной юридической помощи; презумпция невиновности и некоторые другие. Государство гарантирует защиту прав и свобод человека, и сам он вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
Список прав, содержащихся в Конституции РФ, не является исчерпывающим; то, что в данный список вошли именно эти права и свободы, не должно толковаться как умаление, а тем более отрицание других прав и свобод человека и гражданина. Это правило (ч. 1 ст. 55) тем более важно потому, что институт прав и свобод и в конституционном, и в международном праве находится в постоянном развитии. Конституция РФ не просто перечисляет права, в большинстве случаев она говорит также об условиях и мерах, призванных гарантировать соответствующее право. Конституция РФ не выделяет в особый подраздел обязанности гражданина и называет только три из них: обязанность платить налоги, охранять окружающую среду и защищать Отечество (нести военную службу в соответствии с федеральным законом, но это касается только мужчины).
Реализация широкого круга конституционных прав и свобод российского гражданина во многом зависит от успеха экономических преобразований, политического климата в стране, повышения правовой культуры управления и в немалой степени – от умения самого гражданина пользоваться этими правами. Последнее немаловажно, так как мы часто по-прежнему ждем, что за нас кто-то и что-то сделает.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Общим понятием «суверенитет» (дословно – «верховная власть») подчеркиваются два свойства власти – единство и верховенство. Этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный.
Центральное место принадлежит суверенитету народному. Именно народ является источником высшей государственной власти, которую он осуществляет через представителей или непосредственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации (республика, край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ).
Кроме того, народ осуществляет свою власть и через органы местного самоуправления.
Различают две главные формы демократии: прямую, то есть непосредственную, и осуществляемую через представительные органы (парламент). Обе формы равноценны и не подменяют друг друга. Конституция РФ объявила референдум и выборы не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением.
Что касается осуществления народом власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления (то есть опосредованно), то подчеркивается равенство всех ветвей власти, что связано с принципом разделения властей.
Нет государственной власти, источником которой не является народ.
В части 3 данной статьи названы формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.
Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, обладают юридической силой сами по себе и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции РФ, референдум РФ назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Этим словом охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей.
Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатов, причем отсутствие альтернативных кандидатур может привести к признанию выборов недействительными.
Законными признаются только те структуры, которые действуют на основе Конституции РФ и законов. Любой иной способ получения власти незаконен и влечет ответственность согласно федеральному закону.
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Что такое территория? Это один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяются суверенитет и власть государства. Следует разграничивать два понятия: «территория государства» и «территория субъекта Федерации». Причем территория субъекта Федерации – составная часть территории государства. Это вхождение не умаляет права субъекта, так как изменить его территорию без согласия субъекта нельзя.
Изложенное в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ является правовым выражением суверенитета Российской Федерации. Это верховенство Конституции РФ и федеральных законов особенно важно ввиду провозглашения Российской Федерации не только федеративным, но и правовым государством. Предметы ведения Федерации и ее субъектов согласованы и прописаны в Законе, который определяет и способы устранения противоречий. Федеральный закон имеет приоритет над законами субъекта. Это означает, что если они противоречат друг другу, то действует федеральный закон.
Конституция РФ признает изменение территории только конституционным путем, а защита территории не выходит за рамки международного права и соответствует Уставу ООН и международным договорам, а также сложившейся мировой практике.
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.