I. Целевая установка

Государственным образовательным стандартом «Конституционное /государственное/ право России» отнесено к общепрофессиональным дисциплинам, изучаемым в рамках федерального компонента по специальности «юриспруденция».

Огромное значение конституции в жизни всякого государственно-организованного общества обусловливает необходимость всестороннего ее изучения как самостоятельного объекта научного познания. Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в национальной правовой системе, от всех других аналогичных актов традиционно отличает ряд черт. При этом ученые анализируют понятие и сущность, предпосылки, способы возникновения, виды, юридические свойства, место в национальной правовой системе, принципы, функции и другие стороны правовой природы конституции. В каждой стране современного мира своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание принято уделять истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса. В этом проявляется прямая и косвенная связь курса «Конституционное /государственное/ право России /РФ/» (КП РФ) с курсами «История государства и права зарубежных стран», «История государства и права России», «Конституционное /государственное/ право зарубежных государств», «Теория государства и права», «Философия права».

Цель изучения данного курса – способствовать успешному применению студентами, избравшими дистанционную форму обучения, будущими юристами-профессионалами прежде всего, базовых положений конституционного законодательства РФ в процессе исполнения ими функций по должностному предназначению. Здесь важно постоянно быть в курсе регулярно происходящих изменений и дополнений данного законодательства, причем, новелл – принципиального характера. Например, еще сравнительно недавно соответствующие отношения, кроме Конституции РФ, регулировались Законом РФ от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении», а сейчас – Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. с аналогичным названием. Основными задачами курса КП РФ являются:

1) формирование у студентов умения анализировать и адекватно оценивать конституционно-правовые феномены, институты и нормы, творчески применять их в своей практической деятельности;

2) создание у обучаемых целостной системы знаний о сущности и содержании конституционного права РФ, его роли в установлении надлежащего режима законности и правопорядка во всех сферах государственной и общественной жизни страны.

В результате изучения курса «Конституционное /государственное/ право России» студенты должны знать: историю, понятие и сущность Конституции РФ; принципы ее построения; основы конституционного строя России; основы правового статуса личности; федеративное устройство РФ; порядок формирования и организацию деятельности системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; а также иметь четкое представление о наиболее эффективных формах и методах применения норм конституционного права в деятельности государственных органов и общественных объединений, повседневной жизни граждан РФ.

В ходе самостоятельного изучения курса КП РФ студенты, избравшие дистанционную форму обучения, должны также обратить особое внимание на следующие важные вопросы: конституционное развитие России; относительно жесткий характер Конституции РФ 1993 г.; институт гражданства РФ (принципы, основания приобретения и прекращения, порядок решения практических вопросов российского гражданства); конституционные права, основные свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита; закрепленная Конституцией РФ форма правления; содержание, реализация российской модели федерализма; Россия – член Содружества Независимых Государств; избирательная система и избирательное право РФ; становление, развитие, проблемы реализации института референдума; порядок принятия поправок и изменение Конституции РФ; виды государственных органов, их система и конституционно-правовой статус; «президентская власть»; законодательный процесс в РФ; конституционные основы деятельности прокуратуры РФ; Конституционный Суд РФ; конституционные основы системы государственной власти субъектов РФ.

Студентам также предстоит написание курсовой работы. Курсовая работа представляет собой развернутое, приведенное в систему изложение результатов самостоятельного изучения одной из тем курса «Конституционное /государственное/ право России». Ее написание требует глубокого знания нормативных правовых актов, научных, учебных источников, творческого мышления, аргументации, надлежащего стиля изложения, умения правильно формулировать личную позицию по исследуемой проблематике.

Выполнение курсовой работы включает: выбор темы и изучение соответствующей рекомендованной литературы; разработку рабочего плана и основных вопросов; сбор, анализ и обобщение материалов по теме; формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций; надлежащее оформление курсовой работы.

Выбор темы предполагает изучение соответствующей литературы, обоснование актуальности, научной разработанности, оценку теоретического и практического значения проблематики исследования. Здесь, как и при определении его объекта и предмета, студенту предоставляется разумная самостоятельность. Непременное условие – это соответствие заявленной темы курсовой работы содержанию курса КП РФ. Если у студента возникает затруднение при выборе темы, он может обратиться за помощью к преподавателю – научному руководителю. Согласованные с ним тема и план курсовой работы, как правило, изменению в дальнейшем не подлежат.

Написание курсовой работы начинается с составления рабочего плана, который позволит четко организовать изучение избранной темы. Рабочий план составляется в свободной форме и утверждается руководителем. В нем излагаются конкретные мероприятия, сроки выполнения работы и основные вопросы.

Одним из наиболее сложных и трудоемких этапов работы являются сбор, анализ и обобщение материалов по теме. Это требует ознакомления с большим числом нормативных правовых актов, литературных источников, установления различных подходов и взглядов авторов по проблематике исследования, их сравнения и выработки соответствующих выводов.

Работа над научной и учебной литературой, нормативными правовыми актами требует конспектирования их основных положений. Форма может быть разнообразной: простой и развернутый планы, тезисы, цитаты. Более полной формой является конспект, который представляет собой сжатое, лаконичное изложение содержания источника.

Систематизация изученных источников позволяет повысить качество, эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Завершающим этапом курсовой работы является письменное изложение основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.

На базе собранных материалов корректируются структура, содержание, объем курсовой работы. Тем не менее, в целом ее объем должен составлять 25–30 стандартных листов текста, отпечатанного через два интервала, или адекватный им компьютерный вариант (шрифт – «Times New Roman», кегль – 14, интервал – полуторный). При наличии приложений объем работы может быть увеличен. Материал по теме должен быть изложен грамотно, с соблюдением требований логики и стиля. Страницы необходимо пронумеровать. Надо также оставлять поля (3–2 см) для замечаний рецензента.

При оформлении курсовой работы необходимо четко определить ее структуру, которая включает: введение, изложение трех-четырех главных вопросов, заключение, приложения, список использованной литературы (первыми указываются нормативные правовые акты в порядке их юридической силы).

Не следует приступать к окончательному оформлению курсовой работы сразу же после (или в процессе) сбора и обработки материала. Полезно еще раз тщательно продумать ее содержание в соответствии с планом и фактическими результатами исследования. Только после этого можно начинать оформление.

Оправданной является такая методика, когда первый вариант работы пишется быстро, без надлежащей стилистической обработки текста (черновик). Затем текст внимательно перечитывается, редактируется и пишется набело. После этого работа передается научному руководителю. В соответствии с его указаниями в нее вносятся изменения и дополнения. У каждого студента есть возможность продемонстрировать свой индивидуальный стиль изложения, однако не стоит пренебрегать установленными для научных работ правилами.

К оформлению курсовой работы предъявляются следующие требования.

Во-первых, на титульном листе обязательно указываются: фамилия, имя и отчество студента, выполнившего работу, номер группы и домашний адрес; ученая степень, ученое звание, должность, Ф.И.О научного руководителя. Во введении необходимо указать объект, непосредственный предмет исследования, актуальность выбранной темы курсовой работы, ее цель, теоретическое и практическое значение, дать обзор нормативных правовых актов и документов, литературных источников и показать, как данная проблема исследуется наукой конституционного права России.

Во-вторых, в основной части следует продемонстрировать умение использовать знания теории для объективного и всестороннего анализа проблемы. Студент должен уметь правильно выражать отношение к исследуемому вопросу, выделять положительное, определять недостатки, формулировать соответствующие выводы и предложения. При этом излагаемые положения должны подкрепляться ссылками на использованные источники.

В-третьих, в заключении необходимо подвести итоги проведенного анализа, предложить рекомендации (если они уместны), кратко сформулировать свое личное отношение к теме.

В-четвертых, при использовании цитат (высказываний, точек зрения, примеров, фактов, статистических данных, конкретных норм права, закрепленных статьями соответствующих законов, и т. п.) следует обязательно делать сноски. Они могут даваться на каждой странице в подстрочнике или в списке использованной литературы. Если на странице курсовой работы делается несколько ссылок на один и тот же источник, то его название и выходные данные указываются полностью один раз, во всех последующих ссылках даются лишь фамилия, инициалы, сокращенное обозначение работы и номер страницы. Например:

1. Иванов И. И. Основы конституционного строя России. – М., 1994. – С. 127.

2. Иванов И. И. Основы конституционного строя России. – С. 129.

3. Иванов И. И. Указ. соч. – С.130.

4. Там же. – С.131.

В целом курсовая работа должна представлять самостоятельное творческое изложение изученного материала в соответствии с избранной темой. Не допускается механическое переписывание текста учебников или других источников, это однозначно влечет за собой неудовлетворительную оценку работы. В этом случае ее необходимо будет написать заново.

Загрузка...