Профессорско-преподавательским составом департамента правового регулирования экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации подготовлен ряд учебно-методических пособий, учебников по конституционному праву, в которых сделан акцент на его роли в регулировании экономических отношений[1].
Такой подход, в свою очередь, базируется на актуальных тенденциях в развитии конституционализма, формировании так называемого живого конституционного права. Данный термин активно используется судьями Конституционного Суда РФ, которые убеждены в необходимости и неизбежности «развития» норм Конституции актами данного суда. «Расширение конституционной материи» происходит не только за счет формулирования правовых позиций этого Суда, например по делам о толковании Конституции, но и за счет фактическиого увеличения количества конституционных норм. Однако все более активную роль в этом процессе играет федеральный орган конституционного контроля.
Так, на рубеже 2016 и 2017 гг. именно в актах Конституционного Суда России наше государство стало характеризоваться как государство «с социально ориентированной рыночной экономикой»[2].
Такой подход не отрицается многими конституционалистами, которые отмечают, что «Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал социальный характер экономической системы России, называя Российскую Федерацию «правовым демократическим государством с социально ориентированной рыночной экономикой». Уже сама эта формулировка представляет собой существенную интерпретацию положений Конституции, акт ее толкования, поскольку подобного рода формулы Конституция не содержит. И здесь как раз видна по существу правотворческая роль Конституционного Суда, который, исходя из правил целевого и систематического толкования, создал новое правило. Причем было создано не просто правило, а сознательно сформулировано правило-принцип»[3]. По мнению судьи Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиева, принцип социальной рыночной экономики «представляет собой симбиоз конституционных принципов социального государства и свободы экономической деятельности»[4].
Соответственно, автор пособия не мог оставить без внимания вопросы, связанные с формированием и развитием так называемой экономической конституции России, поскольку неизбежная и необходимая лаконичность конституционных норм «восполняется» актами Конституционного Суда РФ. На практике процесс непосредственного применения Конституции – фактически прерогатива Конституционного Суда, так как в этом случае его акты упорядочивают ту или иную сферу «проблемного» регулирования общественных отношений, включая отношения в сфере экономики.
Настоящее учебное пособие преследует цель представить информацию относительно тех актуальных и не всегда позитивных процессов, которые обусловливают конституционно-правовое регулирование экономики. Так, к сожалению, минимизировалось укрепление экономического потенциала многих стран, а финансовые кризисы приобрели имманентный характер в общемировом масштабе.
Конституционалисты все чаще констатируют наличие такого рода тенденций. «Встающие перед нами вызовы, – отмечает В.Д. Зорькин, – как и в эпоху предыдущей холодной войны, являются системными – политическими, информационно-пропагандистскими, экономическими и даже, не исключено, военно-стратегическими»[5].
В конце 2016 г. Президент России указал на то, что «мы столкнулись с серьезными экономическими вызовами, с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках, с санкциями, которыми нас пытались заставить плясать под чужую дудку, как у нас говорят в народе, пренебречь своими фундаментальными национальными интересами. Однако, повторю, главные причины торможения экономики кроются прежде всего в наших внутренних проблемах. Прежде всего это дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции, изъяны делового климата»[6].
Безусловно, вызывает беспокойство снижение темпов экономического развития, стагнация в финансовом секторе многих стран, не исключая и Россию. За последние несколько лет мир изменился кардинально, производятся попытки исказить сущность многих правовых, культурных ценностей (например, концепции правового государства), использовать их как средство давления на суверенные права государств (в частности, международное право все чаще в контексте двойных стандартов преподносится как «право сильного»). Некоторые конституционалисты полагают, что «правовое государство несовместимо с директивно-распределительной экономикой. Соответственно, и право должно менять свои цели, задачи, функции. И не только право, но и институты власти. Общий ориентир – стимулирование активной правомерной деятельности всех субъектов, их инициативы. Эта деятельность должна протекать в рамках закона, подчиняться интересам общества, граждан»[7].
Основным лейтмотивом настоящей работы является попытка уяснения роли конституционно-правовых механизмов регулирования (с известной долей условности многие авторы именуют их «экономической конституцией»[8]) в развитии стран, позиционирующих себя как правовые государства. Конституцией РФ 1993 г. провозглашены цели обеспечения благополучия и процветания России, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Однако успешное движение к этим целям возможно только в случае адекватной реализации государством своего конституционно-правового положения в экономической системе, основанного на балансе ценностей рыночной экономики и социального государства[9].
Характеризует ли Конституция России наше государство как страну с рыночной экономикой, базирующейся на ценностях капитализма, рыночного способа хозяйствования? Может ли она быть охарактеризована как документ, содержащий все необходимые начала для базисного регулирования экономических процессов? Может ли в современном правовом государстве конституционное право выполнять функции «экономической конституции» или же необходима реальная скоординированность национальных конституционных актов и соответствующих международных документов? Ответы на эти и многие другие актуальные вопросы мы попытаемся дать в настоящем учебном пособии.