Цель: развивать представления о настоящей и мнимой дружбе.
Задачи
1. Понять, что такое настоящая дружба.
2. Оценить свою готовность быть другом.
3. Получить конкретные рекомендации, как стать настоящим другом.
Ход занятия
Мотивационно-целевой, организационный момент
– Здравствуйте, ребята!
Человек без друзей – что дерево без корней (эпиграф нашего занятия написан на доске).
– Ребята, давайте подумаем над этими словами, как вы понимаете эту пословицу?
– Корни для дерева зачем нужны?
– А что подразумевается под корнями для человека?
– Кого многие понимают под словом «друг»?
(Соседа по парте; человека, который сходил с ним в магазин; знакомого во дворе; одноклассника; человека, с которым провёл смену в лагере).
Основной этап
Наш сегодняшний разговор пойдёт о настоящем друге, о том, как отличить настоящую дружбу от мнимой (ненастоящей), как распознать человека, который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.
– Знаете ли вы пословицы про дружбу?
(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Один в поле не воин.
Кто старых друзей забывает, тот новых не наживает.
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга – так ищи, а нашёл – береги.)
Упражнение «Путаница»
Направлено на расширение знаний о дружбе, друзьях, взаимовыручке.
– Посмотрите в рабочую тетрадь.
(Задание в рабочей тетради № 3)
Здесь написаны пословицы. Но, по-моему, в них что-то перепутано. Помогите разобраться.
– Ребята, есть такой рассказ, написанный мудрым человеком. Послушайте, как мудрец воспитывает своего сына.
«Один мудрец сказал сыну: «О, сын мой, дружи, общайся, развлекайся с кем хочешь, сторонись только пятерых. Прежде всего не связывайся со лжецом – слово лжеца подобно записи на воде. Он ненадёжен, всегда может оттолкнуть тебя и приблизить другого. Избегай также дружбы глупца. Глупец вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний – один вред. Не сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои деньги. Беги прочь от скряги, эта дружба ничего не даст, кроме разорения. А случится пойти к такому за помощью – испытаешь позор и унижение. Особенно опасно оказаться со скрягой в пути. Обходи стороной также труса – с подобными приятелями ты никогда не познаешь покоя и благополучия».
(Настоящий друг должен быть честным, справедливым, внимательным, щедрым.)
Давайте вспомним, с какими людьми не стоит дружить?
Глупый – умный.
Лжец – честный.
Алчный – щедрый.
Трус– смелый.
Физминутка
– Вы, наверное, уже устали сидеть, поэтому давайте потихоньку встанем со своих стульчиков и немного отдохнём. Повторяйте за мной.
Мы топаем ногами: топ, топ, топ,
Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп,
Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем,
Мы руки разведём. И побежим кругом!
Мультфильм «Зимний мультик о том, что дружба не заканчивается»
А теперь, когда мы немножко отдохнули, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Зимний мультик о том, что дружба не заканчивается». Смотрите очень внимательно.
Вопросы
1. О ком был этот мультфильм?
2. С кем дружила девочка в мультфильме?
3. Почему девочка перестала приходить к снеговику?
4. Снеговик был настоящим другом? А девочка?
Упражнение «Гирлянда дружбы»
Направлено на формирование представления о том, каким должен быть настоящий друг.
(Задание в рабочей тетради № 4)
А сейчас я предлагаю вам на шаблонах нарисовать, каким может быть настоящий друг и мнимый.
Давайте я соберу ваши рисунки, и мы повесим их на доску.
Кто нарисовал настоящего друга, а кто мнимого? Почему?
Заключительный этап (рефлексия)
– Вспомните тему нашего урока.
– Что нового вы узнали о дружбе?
– Был ли этот урок вам полезен? Чем?
– О чём говорил мудрец своему сыну?
– Какие новые пословицы о дружбе вы сегодня узнали?