В этом разделе рассматриваются классификации согласно чувствам (vedanā), причинам (hetu), функциям (kicca), дверям (dvāra), объектам (ālambana) и базам (vatthu). С точки зрения основной классификации, это неразделимые сочетания сознания и ментальных факторов.
Ведана может классифицироваться трояко:
Сукха.
Дукха
Не сукха и не дукха.
Или пятерично:
Удовольствие (sukha) – телесное. 1 дхарма.
Боль (dukkha) – телесная. 1 дхарма.
Радость (somanassa) – ментальная. 62 дхармы.
Печаль (domanassa) – духовная. 2 дхармы.
Упеккха (upekkhā). 55 дхарм.
Причины:
Жадность (lobha),
Ненависть (dosa) ,
Заблуждение (moha),
alobha,
adosa,
amoha.
Функции:
Связь перерождений (paṭisandhi) – связывает одну жизнь с другой.
Существование (bhavanga) – поддерживает единство индивидуальности от рождения до смерти. Присутствует всегда, когда нет активного познавания чего-то, даже в глубоком сне без сновидений. Не нужно путать с атманом, которого нет.
Внимание к объекту (āvajjana). Когда объект поступает на дверь восприятия, бхаванга вибрирует, затем останавливается. Затем возникает вот эта дхарма, внимание к объекту.
Зрение.
Слушание.
Нюхание.
Вкушение.
Прикосновение.
Получение.
Изучение.
Определение.
Джавана – идентификация объекта после его определения, эту функцию выполняют добрые или злые читты («как относимся»). 55 читт выполняют эту функцию.
Регистрация – передает объект как познанный и восстанавливает бхавангу.
Смерть – последняя читта потока индивидуального сознания.
Так как пять функций зрение и так далее альтернативные и занимают один момент в потоке сознания, это может описываться и как десять стадий.
Двери (в какой двери возникают):
Глаз – 46 читт.
Ухо.
Нос.
Язык.
Тело
Разум (манас). Дверью разума является бхаванга. Возникают 55 джаван.
19 читт, например бхаванга, не возникают ни в какой двери.
По объектам:
Видимое.
Слышимое.
Обоняемое.
Вкушаемое.
Осязаемое – непосредственно ощущает первоэлементы:
Земля – твердое или мягкое.
Огонь – горячее или холодное.
Воздух – давление или разрежение. Вода не воспринимается осязанием.
Мыслимое: