Cittasangahavibhāga
С точки зрения конечной реальности (paramatthato = dhamma):
(обусловленное)
Сознание (citta), = viññāṇa
Ментальные факторы (cetasika), = vedanā, saññā, saṁkhāra
Материя (rūpa) = rūpa
(необусловленное)
Nibbāna.
Сознание (citta)
Сознание чувственной сферы kāmāvacara
Сознание сферы материи rūpāvacara
Сознание нематериальной сферы arūpāvacara
Сверхмирное сознание lokuttara.
Злые состояния классифицируются по признакам:
Причина: жадность, ненависть или глупость.
Эмоциональный фон: радость, упеккха, неудовольствие.
Сочетаются со взглядами: с неправильными взглядами или без них, с отвращением.
Намеренные или ненамеренные.
По причине жадности – 8 состояний (так как и радость, и упеккха), по причине злобы – 2 состояния (так как только неудовольствие и отвращение)
По причине глупости – 2 состояния: всегда сочетается с упеккхой и может быть связано с сомнением либо с беспокойством. Итого 12 состояний.
Не вызываются злыми причинами, но являются следствием злой кармы, и потому злые по природе:
1. Сознание глаза
2. Сознание уха
3. Сознание носа
4. Сознание языка
5. Боль
6. Восприятие (возникает сразу после чувственной дхармы первых пяти классов)
7. Исследование (возникает после восприятия).
Все злые результирующие дхармы сопровождаются упеккхой, кроме боли.
В результате доброй кармы:
1. Сознание глаза
2. Сознание уха
3. Сознание носа
4. Сознание языка
5. Наслаждение
6. Восприятие (возникает сразу после чувственной дхармы первых пяти классов)
7. Исследование (возникает после восприятия) + радость.
8. Исследование (возникает после восприятия) + упеккха.
Функциональные:
1.Обращение к двери пяти чуств (+упеккха)
2. Обращение к разуму (+упеккха)
3. Сознание арахатов, вызывающее улыбку по поводу феноменов органов чувств (+радость).
Добрые состояния классифицируются по признакам:
Эмоциональный фон: радость, упеккха.
Сопровождаются знанием или нет.
Намеренные или нет.
По причинам не классифицируются, хотя они даются (дана, метта, амоха).
Итого восемь добрых дхарм сферы чувств, порождающих добрую карму.
+ 8 кармических эффектов добрых причин (классифицируются по тем же признакам, что и порождающие добрые состояния).
+ 8 состояний для Будд и Архатов (по тем же признакам) – выделяются отдельно, так как не порождают кармы.
Итого 24 «красивых» состояния, итого в чувственной сфере 44 состояния (со злыми и функциональными).
Первая джхана: направление ума к объекту (витакка), фокусирование (вичара), интерес (пити), сукха, сосредоточение на одной точке (экагатта).
2. Вторая джхана: вичара, пити, сукха, экагатта.
3. Третья джхана: пити, сукха, экагатта.
4. Четвертая джхана: сукха, экагатта.
5. Пятая джхана: экагатта.
+ 5 результатов, 5 функциональных состояний, итого 15.
1. Сознание бесконечного пространства
2. Сознание бесконечного сознания
3. Сознание ничего
4. Сознание отсутствия восприятия и невосприятия.
+ 4 результата, + 4 функциональных, итого 12
1. Вступление в поток
2. Возвращение один раз
3. Невозврашение
4. Архатство.
+ 4 результата, итого 8.
Итого всего в сознании:
12 akusala
21 kusala
36 vipāka
20 kiriya / kriyā.
Всего 89. Также если уровни просветления достигаются на джханах, то 4* 5 джхан = 20 +20 результатов. Нематериальные состояния входят в пятую джхану. В итоге 121 состояние виджняны получается.