Хозяйственная жизнь общества зиждется на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь, эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые есть в распоряжении общества и его членов.
У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности. Хотя это деление условно (так, трудно сказать, к духовным или материальным потребностям относится потребность человека в знаниях), однако в большей части оно возможно.
Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага – это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности – одна из основополагающих категорий в экономической теории.
На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).
Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.
Так, в традиционном обществе большинство его членов испытывает потребности прежде всего в продуктах первой необходимости. Это потребности преимущественно в пище, одежде, жилье, простейших услугах. Однако еще в ХIХ в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, притом ежедневная, это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров (особенно услуг), являющихся продуктами не первой необходимости.
В конечном счете мы приходим к выводу, что если рост экономических потребностей постоянно обгоняет производство экономических благ, то эти потребности до конца неутолимы, безграничны.
Другой вывод – экономические блага ограниченны (редки, по терминологии экономической теории), т.е. меньше потребностей в них. Это ограничение связано с тем, что производство экономических благ сталкивается с ограниченностью запасов многих природных ресурсов, частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной), недостаточностью производственных мощностей и финансов, случаями плохой организации производства, отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага. Говоря по-другому, производство экономических благ отстает от экономических потребностей из-за ограниченности экономических ресурсов.
Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.
К экономическим ресурсам относятся:
− природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно – земля;
− трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно – труд;
− капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);
− предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно – предпринимательство;
− знания, необходимые для хозяйственной жизни.
Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире – меркантилизм. Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) предложил добавить четвертый фактор – предпринимательские способности. Многие современные экономисты склонны полагать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор «знания», называя его по-разному – технология, научнотехнический прогресс, наука, информация.
Как уже отмечалось выше, в жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы ограничены. Также подчеркивалось, что экономические потребности безграничны.
Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций – безграничность потребностей и ограниченность ресурсов – образует основу всей экономики, экономической теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить», или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека». Свести только к этому современную экономическую теорию .нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.
Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит, прежде всего, от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.
Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса – капитал (особенно денежный) и знания.
Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство – взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).
Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату.
Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.
Иллюстрацией к переплетению и альтернативности экономических ресурсов может быть простая, основанная только на двух производственных факторах модель Кобба-Дугласа (названа по имени двух американских экономистов). Она выглядит следующим образом:
где Q – объем производства; К – размер капитала; L – затраты труда (в стоимостном выражении); α и β – показатели эластичности производства Q по отношению соответственно к капиталу и труду (они показывают, на сколько процентов должно увеличиться Q, если или К или L возрастает на один процент); А – функция.
Понятие рынков ресурсов. В рыночной экономике каждый из экономических ресурсов представляет собой большой ресурсный рынок – рынок труда, рынок капитала и т.д., состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынков работников разных специальностей – экономистов, бухгалтеров, инженеров и т.д.
Как уже отмечалось, на базе экономических ресурсов осуществляется производство экономических благ. При ограниченности (редкости) ресурсов приходится определять, какие именно блага производить и какие для этого есть производственные возможности.
Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «кривая производственных возможностей».
Таблица 2.1. Производственные возможности страны по производству автомобилей и самолетов в год
Рис. 2.1. Кривая производственных возможностей
Упрощенно представим, что страна производит только два товара – автомобили и самолеты. Если она сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, то сможет за год выпустить их 10 млн. шт. Если ей надо производить также 1 тыс. самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн. шт. Для производства 2 тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн. шт., а для производства 3 тыс. самолетов – до 4 млн. шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей (табл. 2.1 и рис. 2.1).
Таким образом, для увеличения производства самолетов приходится отказываться от всё большего количества автомобилей. Можно сказать, что стоимость выпускаемых самолетов определяется тем количеством автомобилей, от производства которых надо отказываться.
Альтернативная стоимость – это то, «от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое». Недаром альтернативную стоимость нередко называют издержками упущенных возможностей. Так, в рассматриваемом примере производство 4 тыс. самолетов означает отказ от выпуска 10 млн. автомобилей.
Конечно, в реальной жизни упущенные возможности не ограничиваются одним или даже двумя видами продуктов, от производства которых приходится отказываться, они многочисленны. Поэтому при определении альтернативной стоимости рекомендуют принимать во внимание наилучшую из упущенных реальных возможностей. Так, при учебе в дневном вузе после школы девушка упускает возможность работать в этот период секретарем (а не грузчиком или сторожем) и получать соответствующую заработную плату. Заработная плата секретаря и будет для нее альтернативной стоимостью (альтернативными издержками) обучения на дневном отделении вуза. Альтернативные издержки в России часто называют вмененными, а альтернативную стоимость – вмененной. Обратим внимание на то, что по мере увеличения производства блага его альтернативная стоимость возрастает. Так, в нашем примере производство 1 тыс. самолетов требует отказа от выпуска 1 млн. автомобилей, 2 тыс. самолетов – уже 3 млн. автомобилей 3 тыс. самолетов – 6 млн. автомобилей, а для производства 4 тыс. самолетов нужно вообще отказаться от выпуска автомобилей, т.е. для производства каждой дополнительной тысячи самолетов нужно отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что альтернативные издержки первой тысячи самолетов равняются 1 млн. автомобилей, а четвертой тысячи самолетов – уже 4 млн. автомобилей. Говоря по-другому, для выпуска каждой дополнительной единицы продукта приходится жертвовать все большим количеством другого, альтернативного продукта. Причины роста альтернативных издержек заключаются прежде всего в неполной взаимозаменяемости ресурсов.
Увеличение альтернативных издержек по мере выпуска каждой дополнительной единицы продукции является известной, проверенной и учитываемой в хозяйственной жизни закономерностью. Поэтому данную закономерность именуют законом возрастающих альтернативных издержек..
Еще более известен закон, тесно связанный с вышеуказанным, – закон убывающей отдачи (производительности). Его можно сформулировать следующим образом: непрерывное увеличение использования одного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению. Этот закон базируется опять же на неполной взаимозаменяемости ресурсов. Ведь замена одного из них на другой (другие) возможна до определенного предела. Например, если четыре ресурса: земля, труд, предпринимательские способности, знания – оставить неизменными и увеличивать такой ресурс, как капитал (к примеру, число станков на заводе при неизменном числе станочников), то на определенном этапе наступает предел, за рамками которого дальнейший рост указанного производственного фактора становится все меньше. Результативность работы станочника, обслуживающего все большее число станков, снижается, увеличивается процент брака, растут простои станков и т.д.
Допустим, что в фермерском хозяйстве выращивается пшеница. Рост применения химических удобрений (при неизменности остальных факторов) приводит к увеличению урожая. Рассмотрим это на примере (в расчете на 1 га):
Таблица 2.2 Зависимость увеличения урожая пшеницы от роста применения химических удобрений
Мы видим, что, начиная с четвертого увеличения производственного фактора, прирост урожая хотя и продолжается, но во все меньших размерах, а затем вообще прекращается. Иначе говоря, увеличение одного производственного фактора при неизменности других на том или ином этапе начинает затухать и в конечном счете сводится к нулю.
Закон убывающей отдачи можно интерпретировать и по-другому: прирост каждой дополнительной единицы продукции требует с определенного момента все больших затрат экономического ресурса. В нашем примере для прироста урожая пшеницы на 1 ц вначале требуется 0,2 мешка удобрений (ведь для увеличения урожая на 5 ц нужен один мешок), затем 0,143 и 0,1 мешка. Но потом (при увеличении урожая свыше 42 ц) начинается увеличение затрат удобрений на каждый дополнительный центнер пшеницы – 0,11; 0,143 и 0,25 мешка. После этого увеличение затрат удобрений вообще не дает прироста урожая. В такой интерпретации закон называется законом возрастающих альтернативных издержек (возрастающих затрат).
Под предельной (маржинальной, от фр. marginal – находящийся на краю чего-либо) величиной понимают прирост одной величины, вызванный приростом другой величины на единицу (при условии, что все остальные величины остаются неизменными).