Введение и методические рекомендации

Появление второго издания практикума вызвано тем, что тираж первого издания разошелся, а актуальность проблематики не уменьшилась, а наоборот, сильно возросла. В связи с этим в текст практикума внесены некоторые изменения, которые можно структурировать следующим образом:

• актуализация доктринальных и эмпирических источников;

• исправление редакционных и смысловых погрешностей, выявленных при работе с первой редакцией;

• уточнение вопросов сообразно изменяющемуся законодательному регулированию и доктринальным подходам.

В целом структура практикума сохранена; многие вопросы и задачи остались без изменений. Тем не менее, издание стереотипным не является в силу названных выше обстоятельств.

Курс конкурсного права в настоящее время преподается во многих ВУЗах – по кафедрам гражданского, предпринимательского или коммерческого права. Конкурсное право читается в рамках специалитета, а также бакалаврских и магистерских программ.

Актуальность изучения конкурсного права определяется практической востребованностью специалистов в данной области, поскольку проблемы, связанные с несостоятельностью (банкротством), могут затронуть практически любого хозяйствующего субъекта. В частности, это:

• сам должник, в том числе вполне платежеспособный, который по каким-либо причинам (например, попытка рейдерского захвата бизнеса) может оказаться вовлеченным в производство по делу о банкротстве;

• контрагенты должника, в том числе те, которые совершенно не желали возбуждения производства по делу о банкротстве;

• потенциальные контрагенты, которые заинтересованы в установлении хозяйственных связей с должником (например, в силу экономически выгодных условий сотрудничества, не предлагаемых иными контрагентами);

• учредители (участники) должника, которые желают сохранить как бизнес, так и организационно-правовую форму;

• публично-правовые образования, выступающие в качестве субъектов как частных, так и публичных требований, чьи публичные требования к должнику могут, в том числе, при некоторых обстоятельствах, перейти к третьим лицам даже без согласия данного субъекта.

Названные факторы необходимо учитывать указанным и иным субъектам при планировании стратегии и тактики своего поведения как в преддверии возбуждения производства по делу о банкротстве, так и в процессе его производства.

Изучение основ и нюансов правовой регламентации конкурсных отношений позволит избежать многих ошибок, совершаемых на практике. Например, кредитору, имеющему неденежные требования, не рекомендуется вступать в конкурсные отношения на ранних стадиях. Не зная этого, юристы нередко предъявляют требования к должнику, ставя свое юридическое лицо в невыгодное положение.

Данный практикум построен на основе опыта автора, читающего курс конкурсного права в разных учебных заведениях более чем двадцать лет. В процессе разработки автор использовал как собственный практический опыт консультирования должников, кредиторов, арбитражных управляющих, так и опыт, основанный на изучении наиболее распространенных ошибок и заблуждений студентов.

Курс построен на основании логики восприятия основных параметров конкурсного права, начиная с общих положений и заканчивая рассмотрением отдельных стадий производства по делу о банкротстве.

Опыт автора показывает, что студенты довольно часто не умеют в должной степени быстро и компетентно исследовать материалы имеющейся судебной практики с тем, чтобы применить выводы практики к собственному делу. Поэтому почти к каждой теме практикума прилагается документ ВС РФ, ФАС или ВАС РФ – и дается задание проанализировать данный акт, увидеть позиции сторон и составить свое мнение. Такой навык представляется чрезвычайно важным на практике, в чем автор неоднократно убеждался.

Кроме того, в данном практикуме представлены вопросы и задачи по каждой теме. Ответы на вопросы и решение задач, большинство из которых основаны на реальных делах из практики автора, позволят студентам приобрести необходимый багаж знаний в области конкурсного права и успешно применять его на практике.

Материалы данного практикума представляют интерес не только для студентов, но и для аспирантов и практикующих специалистов. Последние смогут, во-первых, проверить свои знания, во-вторых, обнаружить имеющиеся в них пробелы, в-третьих, эти пробелы устранить.

Представленные в практикуме темы эссе могут быть использованы для формулирования тем курсовых, дипломных, магистерских, кандидатских и докторских диссертационных работ.

В конце каждой темы содержится рекомендуемая литература, исследование которой поможет как разобраться в теме и правильно решить задачи, так и написать самостоятельную научную работу.

Кроме того, материалы практикума могут заинтересовать работодателей, чьи юристы работают в области банкротства, для проверки уровня сотрудников: грамотный специалист должен уметь, хотя бы вкратце, ответить на все вопросы всех тем практикума и предложить определенный вариант (а, как правило, и не один) решения задачи, исходя из потребностей субъекта, интересы которого представляет юрист.

Краткие методические рекомендации по использованию практикума состоят в следующем.

Представленные материалы могут использоваться для целей преподавания разных курсов конкурсного права в разном объеме. Теоретическая часть построена таким образом, что некоторые вопросы могут быть рассмотрены более подробно, некоторые – менее, а некоторые вопросы можно опустить.

При решении задач рекомендуется действовать следующим образом. В первую очередь студент должен уметь коротко, двумя-тремя предложениями пересказать суть задачи, избегая описательных конструкций – только суть проблемы. Во-вторых, студент должен поставить вопросы, которые мною не поставлены умышленно – одним из наиболее важных для юристов навыков является умение сориентироваться в ситуации, то есть последовательно задать вопросы, ответы на которые приведут к решению проблемы. Следует избегать вопросов типа «что делать?», «кто виноват?», «какое решение должен принять суд?», «правильно ли поступил субъект?» и т. п. Рекомендуется постановку вопросов начать с анализа правоотношений, сложившихся в задаче (при этом нужно учесть, что, как правило, возникает несколько линий правоотношений – как частных, так и публичных). Затем выделить права и обязанности субъектов в рамках каждого правоотношения, затем определить, какие из них подлежат правовой защите и в каком суде. Свои выводы доказать ссылкой на законодательные акты и (или) материалы судебной практики.

Ни в коем случае нельзя начинать решение задачи с нормы закона, которая подлежит применению. Желательно не забывать, что акты судебных органов, в том числе высших – Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, – не являются законами, и могут быть изменены последующей практикой. Кроме того, не редки ситуации, когда данные акты противоречат законодательству и сущности правоотношений, что необходимо выявлять. Поэтому ссылаться на акты судебных органов следует иллюстративно, в порядке обоснования сформулированной позиции.

Эссе, темы которых предлагаются в рамках каждого занятия, представляют собой краткое углубленное изучение конкретного вопроса, в том числе компаративного характера. Желательно, чтобы студент изучил дополнительные источники и представил коллегам информативный краткий экскурс в объеме большем, нежели излагалось на лекции. Объем эссе – 4–7 страниц, время публичного выступления -7-10 минут. По результатам выступления рекомендуется ответить на возникшие вопросы и обобщить сказанное.

Подготовка эссе способствует развитию навыков публичного выступления и восприятия на слух задаваемых вопросов.

Следующий важнейший момент – работа с документами. Мой многолетний опыт преподавания позволяет сделать неутешительный вывод о том, что студенты, даже в конце обучения, часто не ориентируются в судебной практике, не умеют быстро и качественно понять, в чем суть и смысл решений по конкретным делам, исходящих от судов различных инстанций. Между тем, на практике это очень важно – умение быстро и четко понять, какая именно позиция какого именно суда выражена в длинном и запутанном акте Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда или Федерального арбитражного суда. В настоящее время студенты, кроме того, должны понимать, что, несмотря на ликвидацию ВАС РФ, многие его акты еще долго будут применяться.

В целях исправления указанного недостатка, свойственного многим практикующим (и не только начинающим) юристам, в практикуме выделен особый раздел «Работа с документами». На него рекомендуется обращать особое внимание в целях формирования практических навыков студентов, которые не менее важны, нежели навыки теоретические.

Работа с документом представляет собой прочтение судебного акта, в процессе чего студент должен в течение непродолжительного времени понять, в чем суть проблемы, каковы правовые позиции сторон, с какой из сторон согласился суд той или иной инстанции и почему. Главное – студент должен уметь это сформулировать, что, как правило, получается далеко не сразу и далеко не у всех. Кроме того, очень желательно, чтобы студент мог сформулировать собственную позицию по поводу рассматриваемого спора – для начала эта позиция может совпадать с одной из имеющихся, но со временем возможно, что студент с помощью преподавателя увидит то, что ускользнуло от внимания сторон при рассмотрении дела.

Самое важное, что со временем студент сможет не только легко схватывать представленную в рамках документа аргументацию, но и формулировать дополнительные аргументы, которые, будучи высказанными, могли бы изменить результаты рассмотрения дела. Как было отмечено выше, в настоящее время студенты практически не владеют данным важнейшим навыком, что может быть исправлено посредством внимательной работы с документами, представленными в практикуме.

Кроме того, изучение некоторых документов носит, помимо сказанного выше, ознакомительно-информативный характер: к таковым, например, относится Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 октября 2015 г. по делу № А40-119763/2010, касающееся резонансного банкротства Международного промышленного банка и привлечения к субсидиарной ответственности его руководства, в частности, С.В. Пугачева.

На основании работы с обучающимися различных уровней – будущими бакалаврами, специалистами, магистрами, аспирантами, практиками, повышающими квалификацию, – могу рекомендовать использовать практикум следующим образом:

• в бакалавриате – кратко отвечать на все вопросы и решать 2–3 задачи из каждой темы, не затрагивая материалы практики и эссе;

• в специалисте – кратко отвечать на все вопросы, решать 4–5 задач из каждой темы, готовить 1–2 эссе, причем не обязательно на каждом занятии, рассматривать 1–2 материала практики не на каждом занятии;

• в магистратуре – подробно отвечать на вопросы, решать все задачи, готовить все эссе, рассматривать все материалы практики;

• для повышения квалификации – знать ответы на все вопросы и решения всех задач, причем с разных позиций – учитывая интересы различных субъектов, уметь легко ориентироваться в материалах практики, определяя их взаимное соотношение и находя в правовых базах дополнительные материалы, как подтверждающие, так и опровергающие представленную позицию в рамках конкретного дела.

Опыт автора показывает, что такой подход к обучению позволяет достичь максимальных результатов.

Загрузка...