Глава II Слово о «тайне беззакония» и отступлении


Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес. 2, 3–10).

Апостол Павел говорит, что пришествия антихриста нельзя ожидать прежде проявления некоей тайны беззакония, которая уже в действии, но не совершится, пока не придет отступление (апостасия) и не будет взято от среды нечто удерживающее. Когда это удерживающее будет взято от среды, тогда и явится антихрист.

Что это за «тайна беззакония»? Святитель Феофан Затворник справедливо полагает, что под тайной беззакония нужно понимать нечто особенное. «У сатаны, – говорит он, – есть свои глубины, свои скрытые замыслы и планы». Святитель старается разгадать эту тайну беззакония по аналогии с «тайной благочестия», то есть тайной Боговоплощения. Отсюда он заключает, что диавол начал стремиться к подрыву веры в воплощение Бога Слова. «Вот какая тайна откроется и придет в явь».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) по этому поводу говорит вот что: «На протяжении всей истории Христианской Церкви действует противоборствующая ей тайна беззакония, старающаяся увлечь людей к отпадению от уготованного нам Сыном Божиим спасения. Хотя главным виновником ее является диавол, но он действует через сынов противления (Еф. 2, 2), которые и являются проводниками и исполнителями его злой воли на земле. Тайна беззакония, над которой деятельно трудится князь тьмы, проходит известное развитие по мере ослабления сопротивляемости ей верующих, восходя от силы в силу, и достигает своего предельного роста в ту последнюю, особенную эпоху, которая устраняет все препятствия для появления антихриста и завершается им».

Можно лишь добавить, что «если тайна беззакония противополагается тайне благочестия, то она, конечно, должна привести к человекобожию и сатанобожию. Такая развязка тайны беззакония и видна в Апокалипсисе» (2).

Многие святые отцы Церкви, основываясь на Священном Писании, считали, что пришествию антихриста будет предшествовать отступление от Бога и Христа, апостасия.

Апостасия является последним этапом развития тайны беззакония. В слове Божием указываются три разные формы проявления апостасии: 1) отступление от истинного учения и от христианской нравственности, 2) отступление от нормальной, благословенной Богом государственности, 3) отступление от истинной Церкви Христовой. Полная тройная апостасия делает приход антихриста неизбежным.

Об этом отступлении говорит и апостол Павел: В последняя времена отступят неции от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским (1 Тим. 4, 1).

В последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, продерзиви, возносливи, прелагатае, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы, паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися. И сих отвращайся. От сих бо суть поныряющии в домы и пленяющии женишца отягощенныя грехами, водимыя похотми различными, всегда учащася и николиже в разум истины приити могущия (2 Тим. 3, 1–7). И апостол Иуда говорит о поступающих по своим нечестивым похотям (Иуд. 1, 18).

Священное Писание, когда рассматривает общее состояние мира, говорит, что мир вообще идет по пути нравственного совершенства не вверх, а вниз, то есть в нравственном отношении мир ухудшается. Один уже факт, что история мира оканчивается Судом Божиим над ним, достаточно показывает, как смотрит слово Божие на нынешний прогресс и цивилизацию. Мы до такой степени ослеплены, что считаем цивилизацию чем-то высшим, заменяющим самую благодать и возрождение животворящим Духом Божиим. Многие думают, что можно мириться с духом века сего и в то же время быть верными Божественной истине; можно любить мир, можно и благоугождать Богу. Но Иисус Христос решительно говорит: Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6, 24). Любовь к миру есть вражда на Бога.

Никто еще не сумел опровергнуть того, что успехи одного мирского образования удаляют человека от Бога, внушают человеку очень высокое понятие о самом себе и о мире. Человек, окруженный со всех сторон удобствами жизни цивилизованной, не воздает чести, подобающей Богу: он (человек) разбогател, пресытился, воображает, что имеет самое небо на земле, забывает Бога и обоготворяет самого себя.

Но не науки и искусство сами по себе составляют зло, – они необходимы для общественной жизни и могли бы быть предметами священными, если бы обращались на служение Богу и Царству Его. Между тем как сыны света (Лк. 16, 8) живут в Боге и для Бога, пользуются миром, как не пользующиеся, сыны мира всегда остаются сынами мира сего: они всецело живут в мире видимом и чувственном для материальных выгод и удовольствий. Не хотят и слышать эти цивилизованные люди ни о духовном обновлении, ни об освящении силою свыше и желают сделаться богоподобными развитием собственных сил и богатств природы, без содействия благодатной помощи. Начало сему положено змием еще в раю. Уже тогда шла речь о достижении высшего знания и богоподобия собственными силами человека без Бога и даже против Бога. И теперь новейшей, антихристианской образованности предстоит породить антихриста, который в своем восстании на Бога увлечет бо́льшую часть земных обитателей.

На почве ложной морали, заглушающей страх Божий, и на почве всецелого погружения людей в плотскую жизнь в предантихристово время обильно вырастут чудовищный разврат и всякие пороки. Греховные примеры и соблазны так умножатся, что увлекут в греховную жизнь бесчисленное множество людей. Господствующим тоном жизни станет небывалая повсеместная злоба. По Евангелию, любовь между людьми совершенно иссякнет. Взаимоотношения людей будут лишены всякого доверия и полны коварства. Злоба охватит людей с небывалой силой и разольется повсюду, во всех слоях общества, даже в семье, между родными людьми: предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их (Мк. 13, 12).

Образно рисует эту мрачную картину отступления священномученик Ипполит Римский: «Все будут поступать по своей собственной воле, и дети наложат руки на родителей. Жена предаст своего мужа на смерть, а муж приведет жену свою, как виновную, на судилище. Господа по отношению к своим слугам будут бесчеловечными деспотами, а слуги по отношению к господам будут питать дух неповиновения. Никто не будет чувствовать уважения к седине старца, а красоту юношескую никто не будет жалеть. Блудодеяния, прелюбодеяния и клятвонарушения наполнят землю, и чародеяния, волшебства и прорицания быстро и усиленно последуют вслед за ними. Будут воздвигнуты лжепророки, лжеапостолы, колдуны, губители, злодеи, обманывающие друг друга, хищники, корыстолюбцы, клеветники, ненавидящие друг друга» (7).

Не это ли имел в виду и Спаситель, когда говорил, что за умножение беззакония изсякнет любы многих (Мф. 24, 12), и: тогда соблазнятся мнози, и друг друга предадят, и возненавидят друг друга (Мф. 24, 10)?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) также предупреждал, что одним из основных признаков кончины мира и Второго Пришествия Господа будет «необыкновенное вещественное развитие: люди забудут Бога, забудут небо, забудут вечность и, в обольщении своем, как бы вечные на земле, все внимание устремят на землю, на доставление себе на ней возвышенного и неизменного состояния». Всеобщий разврат вместе с породившим его «научным прогрессом» будут знамением кончины века и приближающегося Страшного Суда Христова. «Но не одно сластолюбие, – как указывал святитель, – будет тогда господствовать. Разврат в обширном значении этого слова соделается достоянием человечества в последние времена пребывания человечества на земле» (34).

Особенно подробную характеристику людских нравов в последние времена дал преподобный Нил Мироточивый Афонский (XVI в.) в своих посмертных явлениях:

«Когда время будет приближаться к пришествию антихриста, разум людей помрачится от страстей плотских, и все более будут усиливаться нечестие и беззаконие. Мир тогда станет неузнаваемым, изменится облик людей, и нельзя будет ясно различать мужчин от женщин, благодаря бесстыдству в одежде и форме волос головы. Эти люди одичают и будут жестокими, подобно зверям, из-за соблазна антихриста. Не будет уважения к родителям и старшим, любовь исчезнет. Скромность и целомудрие исчезнут у людей, и будут царить блуд и распущенность. Ложь и сребролюбие достигнут высшего предела, и горе накопляющим сокровища. Блуд, прелюбодеяние, мужеложство, тайные дела, кража и убийства станут господствовать в обществе… Настанет время, когда люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас.

Какое сделается хищение! Какое мужестрастие, прелюбодейство, кровосмешение, распутство будет тогда! До какого упадка тогда дойдут люди, до какого растления блудом! Тогда будет смущение с великим любопрением (то есть во всем мире революции и борьба партий. – Ред.). Будут непрестанно препираться и не обрящут ни начала, ни конца (то есть не добьются никакого толка. – Ред.).

Превратят расположение (благое) свое, обратятся ко злу, злою погибелью погибающих, так что не будут распознавать, что есть брат и что есть сестра, что отец с матерью и что мать с сыном ее, не будут признавать и брачного венца, – продолжает преподобный Нил. – Будут иметь только одну погибель, одно общее падение и погибель, как Содом и Гоморра (то есть и пяти праведников не найдется)… И будут брат иметь сестру как жену, мать иметь сына как мужа, будет умерщвлять сын отца и прелюбодействовать с матерью. И иные тьмы зол войдут в обычай. Поскольку же станут прививаться к людям злые дела, постольку будут находить на них и бедствия.

Люди же, чем больше будет на них находить бедствий, тем больше будут возделывать зла, то есть, вместо того чтобы каяться, будут озлобляться на Бога. Злодеяния же, которые будут творить люди, превзойдут злодеяния современных потопу людей. У всех будет разговор только о зле, намерения только злые, соизволение злое, сотоварищество только на зло, деяния у всех только злые, всеобщее злое хищение, всеобщее злое притеснение, всеобщее злое обособление, всеобщее злое разъединение. При всем этом будут думать, что и делатель зла спасается. Тогда будут иметь златосокровищественные умыслы (то есть будут обладать капиталами и говорить, что не имеют, будут жаловаться, что им не хватает). Тогда будут иметь злато в росте, будут возращать рост на рост, будут просить милостыни, чтобы живопитаться; будут плакать, что нечего есть. Цель же (главная) у них будет собрание капитала (сокровища), дабы стяжать больше имущества; поскольку будет умножаться корыстолюбие, постольку будут умножаться и бедствия в миру.

Нищих будут притеснять ради областных расходов. Нищие же, не будучи в состоянии уделять из части своей на требуемые расходы, будут уходить со своих мест и переселяться на другие, чтобы там упокоиться и умириться, но и там будут нагими и скажут: “Подберите и нас; довольно покоились вы, дайте и нам мало, мало почить, пока не пробудит нас праведный суд”. Еще многое иное будут говорить на могилах мертвых, и взыдут стенания убогих, яко фимиам пред Бога. Видя таковые стенания, Бог подаст благополучие для всего мира (урожай), и бедняки, увидав такое благополучие, с великой радостью будут славить Бога за урожай. Когда же соберутся плоды на гумно, придет на гумно любостяжатель, снесет зерно в свои житницы и даст повеление, чтобы тот, кто требует пшеницы, ходил бы к нему, любостяжателю, то есть свой же хлеб будут покупать крестьяне у монополии и покупать пшеницу. Любостяжатель же будет потом брать за пшеницу двойную цену против ее прежней прошлогодней цены. Беднота возропщет на Бога. Лихоимец же вообразит, что у бедняка якобы имеется имущество, и станет притеснять бедного, чтобы последнее отнять у него. Будет изыскивать для сего всякий повод, самомалейший. Будет притеснять его. Но как? – По суду будет отбирать от него все, что тот имеет. Если же ничего иметь не будет, то притеснит его темницею. И будет жалеть лихоимец богача, бедняка же не будет жалеть, так как у него одежды чистые. Не понимает лихоимец того, что чистые одежды убогого суть подобие чистого его сердца. Сердце же бедняка есть и будет блистающее. Но у какого бедняка сердце будет блистающим? У того, который терпелив и который будет терпеть лихоимцу, то есть не озлобляться на его несправедливые притеснения. Блажен тот, который будет терпеть лихоимцу все то, что тот будет ему делать, ибо в час Суда пред Страшным Судилищем будет он призван за брата Страшным Судией, Который скажет: Понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе

Загрузка...