На фоне сегодняшних достижений в области информатики факт компьютеризации бухгалтерии академического института сам по себе достаточно банален, чтобы писать на эту тему книгу. Что же побудило нас это сделать и что может представлять научно-методический интерес? На наш взгляд, это разработанное в институте уникальное программное обеспечение, которое может оказаться интересным и для широкого читателя, и для специалистов. В подтверждение этому следует привести два факта. Во-первых, в 2000 году в президиум РАН поступила официальная информация от казначейства, в которой компьютеризация бухгалтерии ЦЭМИ в результате проверки институтов РАН была признана лучшей. Во-вторых, в определенный момент руководство института совместно с бухгалтерией провели эксперимент по созданию запасного варианта бухгалтерского программного комплекса, для чего пригласили специалистов из фирм, создающих промышленное программное обеспечение бухгалтерий. Был заключен договор для проведения обследования и выработки предложений по фирменному обслуживанию институтской бухгалтерии. Однако положительный результат получить не удалось. Оказалось, что достигнутый в институте уровень автоматизации бухгалтерии значительно отличается в лучшую сторону от того, что предлагают фирмы. В институте все бухгалтерские программы максимально настроены на удобство каждого сотрудника бухгалтерии. Ни одна фирменная программа в типовой поставке не обеспечивает этого, а заказной вариант, адаптированный под нужды конкретного предприятия, стоит очень дорого или же просто не входит в состав фирменных услуг.
Как же удалось создать и долгое время поддерживать в рабочем состоянии хорошо адаптированную бухгалтерскую систему? Чтобы это понять, надо вспомнить историю появления системы ВИК. Идея родилась на семинаре, который провел академик В. Л. Макаров в 1985 году. Директор инициировал что-то вроде мозгового штурма по теме «Концепция АРМ в сфере управления». В числе прочих прозвучали тезисы, которые звучали примерно так:
– множество задач управления экономикой настолько разнообразно, что делать только типовые программы и затем тиражировать их для компьютеризации экономики будет недостаточно;
– производство разнообразных программ для управленческих работников надо поставить на поток, так как программистов не хватит, поэтому надо создавать эффективную технологию такого производства;
– трудоемкость программной реализации задачи в новой технологии должна не превышать или даже быть меньше трудоемкости постановки задачи, в противном случае компьютеризация экономики будет слишком дорогой.
В общем, речь шла о создании фантастического «завода» по промышленному производству «дешевых и разнообразных» автоматизированных рабочих мест. Высказанные на семинаре тезисы запомнились и стали в дальнейшем возникать в контексте повседневных дел.
Бурное распространение персональных компьютеров сделало востребованным прикладное программирование, корзина заказов на программы для разных учреждений и организаций, для коммерческих предприятий была всегда переполнена. Для того чтобы успеть выполнять заказы, наиболее удачные модули складывались в инструментальный ящик, создавались средства их быстрой компиляции и настройки. Так появился некий конструктор прикладных программ – слабое подобие того завода, о котором мы фантазировали на директорском семинаре. Успехи в создании программ мы считали своей победой, соответственно выбрали имя этому конструктору – ВИК.
Главной целью стало вполне конкретное понятие – «живучесть» создаваемых программ. Мы хотели, чтобы они рождались быстро и долго жили, без больших усилий с нашей стороны. При этом в условиях, когда перманентно меняется и сама система управления, и программно-технические средства – компьютеры, принтеры, мониторы, операционные системы, средства программирования. Нужно было как-то наделить компьютерное приложение свойствами развития и адаптации, как к новым управленческим задачам, так и к новым техническим средствам. В своих поисках мы отказались от многих штампов и позволили себе исходить в первую очередь из практической целесообразности и здравого смысла.
Так сложилось, что мы не смогли объяснить актуальность концепции системы ВИК своим коллегам, которые, не обнаружив привычных канонов, критиковали нас за «кустарщину». Так, в свое время нас сильно критиковали за отказ от формата DBF. Ну и где он, этот формат, сегодня?
Для многих так и остался загадкой тот факт, что программный комплекс «Бухгалтерия ЦЭМИ» не только успешно функционирует в течение 20 лет, но по своему информационному потенциалу оказывается более продвинутым, чем многие фирменные продукты. Изменились компьютеры, операционные системы, языки программирования. А в бухгалтерии на экранах компьютеров по-прежнему такие же простые и понятные таблички, которые появились в первых наших бухгалтерских приложениях. Разумеется, изменений появилось достаточно много, но не принципиальных, а текущих, в рамках принятых много лет назад стандартов. Комплекс развивается и функционирует по той же технологии, которая была много лет назад. Если бы коллеги отбросили свой консерватизм и преклонение перед авторитетами западных фирм, они бы этому не удивлялись. Просто у нас оказалась разная система ценностей. Они больше заботятся о научных амбициях, мы же – о практической пользе, даже если она, по их мнению, достигнута «кустарно».
Но следует признать, что мы не учли главного. Мы начали работу в СССР в рамках последнего пятилетнего плана. И в своих целевых установках не учли происходящие перемены. Мы не могли понять, что коммерческие цели часто берут верх над техническим здравым смыслом и что это закономерно. Однажды мы делали сообщение по ВИКу в одном из программистских КБ. Сообщение встретили гробовым молчанием, а потом один из слушателей сказал: «Если мы возьмем эту систему, то через полгода нас всех уволят. Работы у нас не будет». Мы тогда поняли, что судьба нашей работы как промышленного проекта плачевна. Оказалось, что все мужчины-программисты встретили ВИК в штыки, как мускулистые землекопы встречают хороший экскаватор. И только благодаря поддержке руководства института нам удалось провести 20-летний эксперимент и убедиться в правильности нашего выбора. Ни в одном программном бухгалтерском комплексе новые отчетные формы не делались с такой скоростью, как в среде ВИК. Совсем неспроста наш программный комплекс в одно время оказался лучшим в Академии наук. Результаты нашего длительного эксперимента дают нам надежду, что его результаты могут оказаться интересными и сегодня. В этой книге мы старались в популярной форме изложить те простые идеи, которые сделали ВИК на практике «системой выживания» прикладных управленческих задач.
Наша работа не была бы успешной без активного и доброжелательного участия коллектива бухгалтерии. Мы выражаем искреннюю благодарность ее работникам, и особенно главному бухгалтеру Елене Николаевне Бизюк, которая не только проявила заинтересованность в наших результатах, но была постановщиком большинства задач. Мы благодарим сотрудников нашей группы Рыбину Татьяну Александровну, Парини Ирину Евгеньевну, чей труд был важным вкладом в наш успех.
Хочется поблагодарить всех, кто так или иначе причастны к появлению этой книги, в том числе руководство института которое было временами очень требовательно к нам, но всегда оказывало необходимую поддержку,