Умение снимать начинается с умения видеть. Именно видеть, смотреть умеют все здоровые люди. А видеть, с точки зрения фотографа, – это умение отбирать в окружающем мире островки того, что будет интересно не только тебе, но и другим людям. Такого рода отбор, естественно, субъективен, но родственные души, а соответственно и потенциальные зрители есть даже у начинающего фотографа.
Однако современный зритель измучен визуальной информацией: на улице рекламой, дома телевизором, у многих есть фотоаппараты, почти все снимают мобильниками. Задержать взгляд человека на чужой фотографии можно только в течение первых секунд просмотра и только в том случае, если он сумеет мгновенно прочитать послание автора снимка или заметит его формалистическую необычность. Зритель словно обращается к фотографам с безмолвным вопросом: «Чем удивлять будете?» И если вам довелось испытать что-то вроде эстетического восторга в процессе съемки, а получившаяся картинка никого не тронула, значит, вы не смогли донести свои впечатления до зрителей, не смогли зафиксировать и перенести на плоскую поверхность фотографии то, что объемно воспринимали ваши глаза. Без труда ремесло фотографа освоить не удастся. Знания и навыки не падают с неба вместе с эмоциональной чувствительностью, однако грамотно выстроенная фотография, не гарантируя любви аудитории, даст надежду на понимание.
Если вы хотите, чтобы ваши снимки останавливали внимание зрителя, удивляли красотой и оставались в памяти, необходимо освоить специфический язык, который используется фотографами. Умение построить кадр так, чтобы все его элементы составляли единое гармоничное целое, – только часть знаний и навыков, необходимых фотографу, но это очень важная часть.