Бонсай – это миниатюрная копия небольшой части природы. Деревья с замшелыми корнями, камни, мох – все это в уменьшенном виде. Конечно, мы адаптируем древнюю китайскую и японскую культуру выращивания карликовых деревьев согласно нашим климатическим условиям и вкусу.
Российские любители привнесли много новшеств в классические композиции, но речь дет не о соответствии наших композиций оригинальным, а о создании нашего стиля, который и ближе нам, и больше соответствует нашим климатическим условиям и культурным традициям.
Занимаются у нас искусством бонсай, в сравнении с ее тысячелетней историей в Китае и затем в Японии, всего около 20 лет. Огромный выбор комнатных растений представляет неограниченные возможности выращивания миниатюрных композиций.
Для начинающих необходимо понять предназначение некоторых аксессуаров – контейнера, средств для декорирования бонсай, инструментов, необходимых для ухода. В книге вы найдете методы классического выращивания бонсай, но не только. Современные миниатюрные композиции отличаются большим разнообразием стилей и растений. Можно выделить:
● Пруд и фонтан в миниатюре
● Грот
● Латиноамериканский ландшафт
● Каменноугольный ландшафт с использованием папоротников и мхов
А также совершенно фантазийные композиции, например, кактус, увитый плющом или драцена, на которой расположилась цветущая фуксия, а внизу, вокруг ствола – лишайники, очитки или камнеломки. Идет речь только о стиле оформления, ландшафте в миниатюре.
И все-таки, следует знать главные принципы, заложенные в правилах – они разрабатывались в Японии для того, чтобы каждый мог руководствоваться ими в процессе выращивания в миниатюре естественно выглядящего дерева. И успеха можно быстрее добиться, придерживаясь какого-то определенного стиля. Это гораздо эффективнее, чем пытаться наугад представлять себе, каким образом то или иное дерево может расти в природных условиях. Придерживаясь предложенных рекомендаций, вы избежите многих ошибок.
Бонсай – идеальный элемент для таких композиций. Основное условие для того, чтобы начать это занятие – это ваша фантазия и чувство вкуса. А материалы для этого у нас уже имеются. Итак, что нужно, помимо желания и самих растений? Элементы любого ландшафта – это камни, земля, растения и вода. Создание ландшафтов в миниатюре может быть репетицией или созданием макета террасы или зимнего сада.
Типы ландшафтов мы уже описывали, помимо этого, имеют значение размер композиции и тот элемент из четырех, который будет главным – почва, камни, вода или растения.
Камни – это не обязательно скалы, на которых располагается растение. Это – голые вершины гор, русло потока, отдельно стоящий валун, уравновешивающий композицию из растений в другой части контейнера. Также обратите внимание на цвет и строение камней. Так, грубая поверхность несет на себе отпечаток разрушительной силы стихии, а вот полированный срез наводит на мысль, откуда такой камень появился. Можно подобрать камни, которые будут похожи на строительные блоки или кирпичики в миниатюре. Если вы будете использовать камни, собранные на морском берегу, их следует в течение нескольких месяцев отмывать в пресной воде до тех пор, пока не будет удалена морская соль, очень вредная для растений.
Желательно чтобы камни для ландшафта соответствовали назначению. Камни на дне ручья должны быть похожи на гальку, а скалы должны создавать впечатление горных разломов.
Задача растений в миниатюрной «экосистеме» – подходить к ландшафту. Это не обязательно должны быть бонсай. Вместо травы используйте мелкие растения, мох или лишайник. Лианы могут заменить плющи и фикусы с мелкими листьями. Пальмы заменит циперус, выращенный в мелком горшке, и так далее – вариантов настолько много, что только их описание займет не один том, гораздо превосходящий по объему эту книгу.
Земля, как один из важных компонентов всех ландшафтов, должна быть в максимальной степени приближенной к той, которая соответствует воспроизводимой на подносе среде. Если это невозможно, например, вы создаете миниатюрный тропический лес, то поверхность почвы должна как-то выглядеть похожей на естественное покрытие.
Можно попробовать воссоздать с помощью камней, гравия и песка иллюзию потока падающей воды. Вода, включенная в ландшафт в качестве элемента композиции, всегда вносит в бонсай ни с чем не сравнимый колорит. Настоящую воду достаточно трудно воссоздать в миниатюрном ландшафте, тем не менее, иллюзии ее присутствия можно попробовать достичь. Это может быть ручей с песчаным или гравийным дном, усеянным круглыми, обточенными водой камешками, берега, покрытые подходящей растительностью. Но возможны и более сложные варианты – с компрессором, гидроизоляцией, натуральными водоемами, мини-фонтанами и водными растениями.
Перед тем как взяться за миниатюрный ландшафт, можно «поиграть» с образцами почвы и камней, пока вы не будете довольны композицией, которую создали. Всегда должен быть художественный центр композиции. Это дерево, растение (или группа) и камни, вода и растение, то есть то главное, что вы хотите показать, должно быть определено.
Классика предполагает три растения, расположенные в форме тупого треугольника. Три главных дерева в посадке образуют тупоконечный треугольник, а наиболее зрелищное и большое растение располагается не в центре, а у края контейнера. Таким образом обеспечивается наилучший обзор, с первым и вторым планом, около скалы либо непосредственно из нее. В культуре бонсай это выглядит вполне естественно. Можно вводить элементы человеческого присутствия – изгороди, мосты, развалины и даже строения.
Композиция может не оставаться неизменной – вы можете менять ее, если захотите – убирать или добавлять растения, передвигать горы и русла рек, в общем, это весьма увлекательное и даже захватывающее занятие.
Для ухода за готовым ландшафтом необходимы такие условия, которые связаны с регулированием доступа солнечного света и обеспечения влагой.
Растения не очень нуждаются в подкормке удобрениями, зато маленькие деревья требуют периодической стрижки и подрезки для сохранения их небольшого размера.
Все наши рекомендации для того, чтобы помочь начинающему любителю бонсай разработать микросреду по своему усмотрению и в то же время избежать многих типичных ошибок. Успешное завершение работы над ландшафтом на подносе очень скоро вызовет у художника чувство большого удовлетворения.
«Рощица» относится к особому типу ландшафта на подносе, в котором передается неповторимое очарование лесного пейзажа. Такие пейзажные композиции можно составлять, имитируя ландшафты любого уголка планеты. Можно «вырастить» любой лес, причем если растения растут в группе, то мелкие промахи при их формировании не так бросаются в глаза. Тесно растущие растения легче поддаются миниатюризации.
Лес может быть густым, редким, после бури, с поваленными стволами или, наоборот, с молодой порослью. Преимущество выращивания «рощицы» в том, что нет нужды в возрастных деревьях, в придирчивой отборке тех или иных пород. Все деревья можно выращивать из семян и использовать как молодые деревца в возрасте одного-двух лет. Молодые деревца могут соседствовать с более старшими по возрасту. Причем те из них, которые развиваются плохо, можно тоже включать в композицию, но при этом надо стараться, чтобы оголенные участки скрывались стволами других деревьев.
Данный стиль очень хорошо подходит для тех любителей, которым хочется поскорее насладиться плодами своего труда, и которые не могут и не хотят годами ждать становления зрелого бонсай. В поиске абсолютно законченной композиции допустимы самые смелые эксперименты: деревья можно пересаживать с одного места на другое, умершие – заменять новыми видами.
В композиции можно включать и другие растения – папоротники, драцены, плющи и циперусы. Это зависит от вашего замысла. Из хвойных пород подходит можжевельник, кедр гималайский и ель. В перечень широколиственных деревьев для данного стиля входят многие виды шелковицы, различные акации. В целом, конечно, проще выращивать растения одного вида, хотя листопадное дерево среди хвойных может быть удивительно красиво.
Почва – такая же, как и для одиночных растений, но контейнер должен быть больше. Нужно следить, чтобы растениям хватало влаги и солнца. Не забывайте и об оформлении почвенного покрова.
Аналогично можно воссоздать оазис, горный пейзаж, тропический лес. Главное – наблюдайте за природой, чтобы композиция выглядела естественно, как миниатюрная копия природного ландшафта.
Их отличие от оригинальных заключается в том, что в композиции используются не миниатюризированные растения, а растения, которые «играют роль» таковых. Роль оригинальных бонсай выполняют комнатные растения с небольшими листьями и по фактуре сходные с прототипами. Например, роль пальм традиционно выполняют драцены и циперусы, Роль лиственных растений чаще всего достается карликовым фикусам, лианы и виноград представляют плющи и традесканции с мелкими листьями. Главное в таких композициях – увидеть одно растение в другом, приблизить сходство путем формирования растения и разместить все это в одном контейнере в виде выбранной ландшафтной композиции.
Рис. Композиция, имитирующая бонсай.
В виде бонсай можно выращивать очень многие растения. Если говорить о большинстве комнатных растений – обычно это выходцы из стран с тропическим и субтропическим климатом, многие произрастают в условиях высоких температур и обильных осадков. Это и фикусы, и некоторые пальмы, бегонии, филодендроны, пеперомии, марантовые. Также существуют и другие жители горных лесов тропиков, где более прохладный и влажный воздух (папоротники, орхидеи, многие бромелиевые и др.). А вот австралийские эвкалипты, акации живут в сезонных листопадных и полулистопадных лесах тропиков, там, где четкая ежегодная смена дождливого и засушливого периодов. Например, алоэ, молочаи, каланхоэ, гастерии, хавортии из очень засушливых областей Африки, где редко выпадают дожди. Ну а популярные у многих кактусы и агавы – с горных плато Мексики и Америки.
Следует обратить внимание и решить, почему вы выбираете данное растение. Поэтому мы разделили комнатные растения на некоторые группы в зависимости от декоративных свойств растений, их морфологических особенностей, экологии и возможностей использования в интерьере.
Это группа растений, которые выращиваются исключительно ради красивого цветения, продолжающегося от недели до нескольких месяцев. Длительно и обильно цветут пеларгонии, бегонии, сенполия.
Рис. Сенполия.
Кратковременное цветение у кливии, кринума, гиппеаструма.
Рис. Кливия. Рис. Гиппеаструм.
Одни цветут зимой (азалии, камелии, пуансеттия, цикламены), другие весной и летом (пеларгония, синнингия, ахименес, колокольчик).
Рис. Ахименес.
Каждое цветущее растение требует определенных условий содержания, и особого ухода для того, чтобы цветение было обильным и долгим.
К этой группе относится большинство комнатных растений. Они привлекают цветоводов либо формой листьев (пальмы, папоротники, филодендроны), либо необычной их окраской (бегонии, марантовые, кодиеумы, многие акантовые).
Рис. Бегония.
При выращивании пестролистных растений важно знать реакцию каждого из них на освещение.
Некоторые предпочитают затененные места и при избытке света листья у них становятся бледными, теряют пестрый рисунок (бегонии, марантовые, сциндапсус).
Рис. Сциндапсус.
У других, напротив, пестрая окраска листьев ярче проявляется при светлом солнечном содержании (кодиеумы).
Эти растения имеют длинные травянистые или одревесневающие стебли, снабженные разными приспособлениями для прикрепления к опоре. У одних растений стебли вьются вокруг опоры (аспарагус), у других – цепляются за нее усиками (пассифлора, глориоза).
Рис. Глориоза.
Многие взбираются вверх по стволам или вертикальным стенам с помощью придаточных корней (плющ, филодендроны).
Другие опираются на опоры, сохраняя таким образом вертикальное положение (бугенвиллия).
Лианы используют для озеленения стен и колонн в больших помещениях. Ими хорошо притенить солнечное окно или, установив цветочницу с обвитой ими решеткой, отгородить часть комнаты или уголок холла. При использовании лиан в оформлении интерьера нужно учитывать способ прикрепления растения к опоре. Для лиан с вьющимися стеблями и со стеблями, снабженными усиками, ставят деревянную решетку или протягивают бечевку. Виды, имеющие корни-присоски, легко закрепляются на вертикальной стене, отделанной туфом, на палке, куске коры или дерева.