Введение

Процессы децентрализации управления, передачи на муниципальный уровень прав собственности и ответственности за использование объектов хозяйственной деятельности изменили социально-экономический и организационно-управленческий статус муниципалитетов. Местное самоуправление теперь функционирует в качестве полноправного института власти. В особенности это проявляется в решении социальных проблем (в сфере обеспечения жильем, коммунальными услугами, в сфере образования, здравоохранения, культуры и др.).

Становление системы местного самоуправления сопровождается целым рядом проблем, связанных с недостаточностью финансово-экономической базы муниципалитетов, отсутствием четкого разграничения компетенции между органами власти различных уровней, нехваткой реальных прав и полномочий у местных властей, асимметрией в уровнях развития территорий. Наличие данных проблем особенно негативно сказывается на состоянии сферы образования. Несмотря на то что на местный уровень управления были переданы обширные полномочия по финансированию образования, около половины финансовых ресурсов консолидированного бюджета государства продолжает концентрироваться на уровне федерального бюджета, около одной трети – на уровне субъектов Федерации и лишь около одной пятой – на уровне местных бюджетов. Это порождает неравномерность в развитии муниципалитетов, в том числе и в сфере образования.

На важность создания условий для развития образования отдельных территорий не раз обращали внимание представители официальной власти. Так, Президент РФ Д. М. Медведев в выступлении на Совещании по вопросам законодательного обеспечения системы образования, проходившем 18 августа 2011 г. в г. Майкопе (Республика Адыгея), подчеркнул, что разрыв в уровне развития сферы образования на отдельных территориях «надо преодолевать и в деньгах, и в условиях жизни, и в методических возможностях» [9].

В связи с этим возникает настоятельная необходимость выработки и применения новых механизмов управления комплексной информацией, отражающей тенденции развития как традиционных для сферы образования показателей, так и новых процессов и явлений, с целью повышения результативности реализации государственной политики в сфере образования и эффективности управления процессами развития муниципальной системы образования.

Ответом на этот информационный запрос может стать система рейтинговой оценки, что и стало предметом настоящего исследования «Разработка системы показателей рейтингования муниципальных районов по оценке развития образовательной сферы», выполненного по договору с Департаментом образования Вологодской области от 6 июня 2011 г. № 301.

Целью исследования стала разработка системы показателей для проведения рейтинга муниципальных районов по показателям развития образования.

Задачи исследования:

– анализ теоретико-методологических основ комплексной статистической характеристики региональных систем образования;

– разработка ряда показателей, наиболее полно характеризующих уровень развития сферы образования в муниципальных районах области;

– группировка муниципальных районов по показателям развития образования.

Информационная база исследования: данные официальной (Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области) и ведомственной (данные Департамента образования Вологодской области, данные Управлений образования муниципальных районов Вологодской области) статистики. В исследовании были использованы методы многомерного сравнительного анализа, ранжирования объектов по определенному признаку.

Результаты исследования могут быть использованы органами власти и управления для определения стратегических направлений развития образования в регионе на среднесрочную перспективу.

Загрузка...