«Смогу перепрыгнуть через канаву или нет?», «Решусь забраться на горку или останусь внизу?» Как чувствует себя ребенок: сильным или слабым, насколько он доверяет своим способностям, отступает перед трудностями или они, напротив, лишь подзадоривают его, – все это зависит от его представления о самом себе. В образе «Я» снова и снова отражается опыт, который ребенок приобрел во взаимодействии с окружающим миром, отражаются и преломляются ожидания взрослых по отношению к нему.
Таким же образом происходит изменение образа «Я» на протяжении всей жизни. Человек не раз задает себе вопрос: «Кто я такой?» и ищет на него ответ. В первые годы жизни представление о себе в значительной мере основывается на достижениях в двигательной сфере, открытии своих физических возможностей (см. Zimmer, 2009b).
Итак, ребенок составляет представление о своих способностях, изучая возможности собственного тела. Он узнает, что можно и чего нельзя, что получается и что не удается, что он в состоянии сделать и где находится предел его возможностей.