Объектами торгового права являются те ценности, по поводу ко-торых возникают отношения, регулируемые коммерческим правом:
1) товары;
2) товарораспорядительные документы;
3) средства индивидуализации товаров (товарный знак, наименование места происхождения товара).
Объектами коммерческого права являются не все товары, а лишь те, которые могут быть продвинуты от производителя к потребителю, т. е. такие товары, которые участвуют в торговом обороте. Мировой практикой ряд товаров не включается в число объектов коммерческого (торгового) права в связи со спецификой их транспортировки или же отсутствием возможности транспортировки такого товара:
1) электроэнергия;
2) тепло;
3) вода;
4) недвижимое имущество и др.
Порядок оборота вышеперечисленных товаров остался за пределами регулирования торговых кодексов ведущих мировых держав. Эти товары исключены их предмета регулирования ведущих международных документов в области торгового права.
В Российской Федерации ряд товаров изъят из торгового оборота и не является объектами торгового (коммерческого) права:
1) космическое оборудование;
2) военная техника;
3) яды;
4) лекарственные средства и др. Товарораспорядительные документы наряду с товарами являются объектами коммерческого права.
Владельцы товарораспорядительного документа имеют право на товар, указанный в данном документе. Продажа товарораспорядительных документов влечет переход прав на эти товары.
К товарораспорядительным документам относятся:
1) складские свидетельства;
2) коносамент;
3) накладные на перевозку грузов.
Средства индивидуализации товаров:
1) товарный знак;
2) знак обслуживания;
3) наименование места происхождения товара.
Товарный знак – обозначение, благодаря которому
товары одних хозяйствующих субъектов отличаются от однородных товаров других хозяйствующих субъектов.
Знак обслуживания – обозначение, благодаря которому услуги одних юридических либо физических лиц отличаются от однородных услуг других юридических или физических лиц.
Наименование места происхождения товара – указание в названии товара того места его производства, которое позволяет отличить данный товар отдру-гих товаров.