Коммерческое право – это комплексный институт гражданского права, состоящий из правовых норм, регулирующих торговые отношения.
Коммерческое право основывается на единых с гражданским правом методах и принципах.
Гражданское и коммерческое право имеют однородный предмет регулирования. Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Предметом регулирования коммерческого права является более узкий спектр отношений, связанных с переходом прав на товары на возмездной основе от одних лиц к другим.
Предметом регулирования коммерческого права является торговая деятельность (товародвижение) как вид предпринимательской деятельности по продвижению товаров от изготовителей через организации оптовой и розничной торговли к потребителям на основе гражданско-правовых сделок. Товародвижение включает поставку, перевозку товаров, погрузочно-разгрузочные работы, хранение товаров, комплектование торгового ассортимента, сортировку, фасовку, подготовку товаров к продаже, реализацию в розницу. Эти операции в своей совокупности образуют взаимосвязанные звенья технологической цепи товародвижения.
Движение товаров из сферы производства в розничную торговую сеть проходит в двух формах: транзитной и складской. Под транзитом понимается такая форма товародвижения, когда товары из сферы производства направляются в розничные организации, минуя склады оптовых организаций. Складская форма товародвижения характеризуется различной звенностью, включая оптовое складское звено, посреднические организации, торговый зал магазина и т. д.
Таким образом, товарный рынок – это совокупность отношений, образованных товародвижением.
Методом правового регулирования любой отрасли права является совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.
Для гражданского и коммерческого права едиными являются методы правового регулирования, представляющие собой свойственную данной отрасли права совокупность приемов, способов правового воздействия на регулируемые общественные отношения. Методы правового регулирования должны соответствовать, быть адекватными предмету регулирования[1].
Предмет и метод правового регулирования являются классификационными признаками деления системы права на отрасли. Именно эти признаки не позволяют выделить коммерческое право в самостоятельную отрасль права.
Коммерческое право строится на единых началах основополагающего характера, т. е. принципах, которые имеют всеобщее распространение на данную подотрасль гражданского права. Данные принципы – это платформа бизнес-отношений.
Для коммерческого права характерны следующие принципы.
1. Принцип экономической свободы, получивший свое обоснование в ст. 8, 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
С социологической точки зрения в нашей стране идет активный процесс формирования предпринимателей как особого социального слоя, снижается разобщенность между людьми, занимающимися бизнесом, возрастает потребность в профессионализме и интеграции.
Вместе с тем в общественном сознании предприниматель – фигура загадочная, непредсказуемая, что связано с неопределенностью квалифицирующих признаков. Ошибочно к нему причисляют и участников хозяйственных обществ и менеджеров, находящихся на высоких должностях в коммерческих структурах. Поскольку в ГК содержатся признаки предпринимательской деятельности, то, следовательно, лица, ведущие предпринимательскую деятельность, являются предпринимателями.
Предпринимателями можно стать, пройдя регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Для отдельных видов деятельности предпринимателя законодательство предусматривает получение специального разрешения (лицензии) соответствующего органа.
2. Принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Частная собственность может принадлежать гражданам и юридическим лицам. Государственная – Российской Федерации в целом и ее отдельным субъектам (республикам, краям, областям, автономным округам и т. д.). Муниципальная собственность принадлежит городам (за исключением городов федерального значения) и сельским поселениям.
3. Принцип единого экономического пространства закреплен в ст. 8 Конституции РФ: «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ. Также следование этому принципу подтверждается в ФЗ от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Встречаются случаи, когда субъекты Российской Федерации принимают решения, противоречащие Конституции РФ (например, введение ограничений вывоза зерна за пределы территории области для сельскохозяйственных производителей, принуждение коммерческих организаций к обслуживанию только в определенных банках и т. п.).
4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный конституционный принцип получил развитие в целом ряде законодательных актов о защите конкуренции на товарном и финансовом рынках, о естественных монополиях. Нарушителями антимонопольного законодательства могут быть не только предприниматели, но и государственные органы (например, если они устанавливают запреты на ввоз определенных потребительских товаров и создают искусственную монополию в лице местного производителя данного товара).
5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Очевидно, что в той или иной мере государственное регулирование экономики осуществляется в любой стране мира. Но при этом есть системы регулирования более либеральные (например, в странах, объявленных оффшорными зонами), и наоборот, с приоритетом административных мер воздействия (например, Северная Корея).
Собственно, достижение баланса интересов возможно различными приемами и способами. Поскольку государственное регулирование экономической деятельности может совмещать прямые и косвенные методы регулирования, то в этом смысле показателен проводимый в отечественной экономике существенный сдвиг от прямого директивного воздействия (которое свойственно административной системе управления) к экономическим методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов, к которым относятся предоставление льготных кредитов, дотаций, субсидий, участие в конкурсах на получение заказов по госзакупкам, льготный режим налогообложения и т. п.
Интересны и поучительны примеры применения экономических методов из исторического опыта России, когда лучшим купцам Елисееву, Филиппову, Сытину за высокое качество товаров принадлежащих им предприятий, император предоставлял право стать поставщиками Императорского двора и устанавливать государственную символику на своей продукции, чем купцы гордились.
6. Принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Установление данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики. Предприниматель вправе использовать в своей деятельности свои знания, опыт, любое имущество (как собственное, так и арендованное, и заемное) для получения прибыли.
На практике есть примеры коммерческих сделок, в которых можно обнаружить нарушение этого принципа, по той причине, что сделка совершается с другой целью, т. е. относится к мнимым или притворным сделкам. Предприниматели, скрывая свои реальные намерения, упускают из виду, что их фиктивные сделки зачастую безвозмездны, значит одна из сторон не планирует получение прибыли, а следовательно, сделка не связана с их коммерческой деятельностью.
7. Принцип законности. Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм и точного их исполнения всеми участниками коммерческих отношений.
Безусловно, данный принцип лежит в основе построения правового государства. Важно заметить, что принцип законности обязателен как для предпринимателей, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность. Законность обеспечивает стабильность экономики и особенно ее финансовой системы. Во исполнение данного принципа действуют правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу. Регистрация должна проходить лишь в случае соответствия нормативного акта законам, президентским указам и правительственным постановлениям. Данный принцип указывает: предприниматель должен подчиняться закону, а не чиновнику.
Например, в Германии, если пивоваренная компания указывает на этикетке – «Reinheitsgebot», то это означает, что напиток сварен в соответствии с Баварским законом о чистоте пива 1516 года, предписывающим не использовать для его производства никаких других ингредиентов, кроме ячменя, хмеля и воды. Это показатель уважения немецкими производителями своих законов и поддержания старинных традиций качества[2].
8. Принцип инициативности и добросовестности предпринимателя лежит в основе его подхода к делу и к отношениям с партнерами, конкурентами и потребителями, а также этот принцип определяет качество этих отношений.
9. Принцип свободы договора. Участники предпринимательских правоотношений свободны в выборе партнера при заключении договора, в определении вида договора, в формулировании условий договора, в установлении для регулирования своих взаимоотношений определенных правил (например, претензионного порядка).
10. Принцип информационной безопасности означает наличие общего для предпринимателей информационного пространства, включающего установленные правила операций с информационными продуктами, единую информационную систему (сведения о добросовестных и недобросовестных производителях, продавцах, кредиторах и заемщиках, а также сведения о некачественной продукции), наличие коммерческой тайны. Хотя информационная безопасность для многих предпринимателей России – это сохранность информации от посторонних.
К примеру, система информационной безопасности успешно применяется в Финляндии – стране, которая в последние годы признается одной из самых безопасных стран в ЕС.
11. Принцип защиты прав и интересов предпринимателя. Предприниматель может использовать как юрисдикционные, так и неюрисдикционные способы защиты. Этому посвящены специальные федеральные законы. Причем, можно обращаться в суд с иском о возмещении убытков к государственным и муниципальным органам, если незаконными действиями этих органов ему был причинен ущерб.
Интенсивное развитие рыночных отношений невозможно без адекватной, регулярно обновляющейся правовой базы, отвечающей интересам отдельной личности, бизнеса и общества в целом.
Коммерческое право строится на совокупности норм (нормативном массиве) и иных средств частного права, регулирующих товарное обращение.
Торговое законодательство базируется на конституционных гарантиях ведения коммерческой деятельности, содержит положения гражданского права об индивидуальных предпринимателях, коммерческих организациях и их участниках, о товаре как объекте гражданских правоотношений, о вещных правах (например, право собственности) предпринимателей, о коммерческих обязательствах (например, товарный кредит), сделках (в т. ч. договорах).
Торговое законодательство состоит из совокупности общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти, в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, в которых содержатся нормы о товародвижении от производителя к потребителю.
Основным законом Российской Федерации, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. В Конституции содержатся принципиальные для рыночной экономики установления, ставшие принципами коммерческого права, например, о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ.
Законы и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Вторым по значению нормативно-правовым актом, регулирующим торговые отношения, является Гражданский кодекс РФ, вступивший в правовую силу в 1995 году.
Гражданское и торговое законодательство находятся в соотношении общего и специального разделов. Это означает, что нормы первой части Гражданского кодекса применимы к торговым отношениям по тем вопросам, которые не урегулированы во второй части Гражданского кодекса и в специальном законодательстве.
Причем согласно ст. 3 Гражданского кодекса РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.
За развитием законодательного процесса удобно проследить, если провести условную классификацию федеральных законов, регулирующих коммерческую деятельность:
1) законы, устанавливающие правовые требования к предпринимателю и его бизнесу: Гражданский кодекс РФ, ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании», ФЗ от 2 декабря 1996 г. «О бухгалтерском учете», ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт», Закон РФ от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей», ФЗ от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
2) законы, формирующие основные правила устройства и функционирования товарного рынка: ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции», ФЗ от 30 декабря 2006 года «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», Закон РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле», ФЗ от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
3) законы, устанавливающие правовое положение и функционирование коммерческих организаций: ФЗ от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», ФЗ от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах», ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и т. д.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов урегулирован ФЗ от 14июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания». Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», если в самом законе не установлен иной порядок вступления его в силу.
Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, как двусторонние (например, о торговле), так и многосторонние (например, Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г., Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге).
Гражданский кодекс РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального российского законодательства, решая вопрос в пользу международного.
В состав торгового законодательства входят подзаконные нормативные акты, среди которых приоритетно применяются указы Президента РФ, затем Постановления Правительства РФ и, наконец, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
Например, действует Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 25 января 2005 г. № 101 «О порядке проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок». В приказе определяются правила проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и обследований, а также испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, проводимых Роспотребнадзором, федеральными государственными учреждениями здравоохранения, а также другими аккредитованными организациями. Основаниями для проведения всех этих мероприятий служат предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, заявления, поданные гражданами и юридическими лицами.
Указанные акты принимаются в целях наиболее детального, а зачастую оперативного регулирования отношений в определенных отраслях экономики и не должны противоречить Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ и иным законам. Их вступление в силу определено Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
В течение десяти дней после дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература». Дата официального опубликования и является датой вступления в силу указанных нормативных актов.
Как известно, в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов РФ. Иерархия их по юридической силе аналогична федеральной системе.
Право издавать хозяйственно-правовые акты имеют органы местного самоуправления, в основном это касается реализации права собственности на принадлежащие им имущественные фонды.
В связи с образованием многих крупных компаний в рыночной экономике возрастает роль корпоративного права, которое формируется из нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами (в основном хозяйственными обществами) в целях регулирования собственного организационного устройства и предпринимательской деятельности. К корпоративным актам относятся: Устав, положения об общем собрании участников (акционеров), о совете директоров, об исполнительном органе хозяйственного общества; положения о филиале и об отделе и т. д. Например, во внутренних актах фирмы могут быть распределены полномочия менеджеров по заключению коммерческих договоров; установлен правовой режим коммерческой тайны и т. д.
В тех случаях, где предпринимательская деятельность субъектов не урегулирована нормативно-правовыми актами и договором, может применяться еще один источник права – обычай делового оборота. Согласно ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай делового оборота не должен вступать в противоречие с условиями заключенного между сторонами договора». Отсюда следует, что обычай делового оборота может рассматриваться предпринимателями в качестве источника права, регулирующего их отношения лишь при наличии пробелов в законодательстве и отсутствия условий в договоре.
Заключая коммерческий договор, стороны договора могут сделать в нем ссылку на применение ими уже официально отмененного нормативно-правового акта. Именно таким образом, в качестве обычая делового оборота, предприниматели используют Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР при Совете министров СССР от 25.04.1966 г.).
Обычаи делового оборота, зачастую формулируются в документах авторитетных общественных организаций. Таковы, например, издаваемые Международной торговой палатой различные типовые договоры, правила расчетов, правила ИНКОТЕРМС.
По мнению таких авторов как Вилкова Н. Г. и Розенберг М. Г., ИНКОТЕРМС отвечает признакам обычая делового оборота. С вступлением в силу ч. 3 ГК РФ действует следующее правило (п. 6 ст. 1211 ГК РФ): если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами. Как видно из данной нормы Гражданского кодекса, в новых условиях прямая отсылка к ИНКОТЕРМС не обязательна. ИНКОТЕРМС признается правовым обычаем и, следовательно, основанием для применения ИНКОТЕРМС будет не ссылка на этот документ в контракте, а положения ст. 5 ГК РФ, согласно которой Международные правила толкования торговых терминов как сложившееся и широко применяемые в области международной торговли правила поведения признаются обычаем делового оборота.
Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ в ряде своих решений зачастую применяет ИНКОТЕРМС даже в отсутствии ссылки на них в контракте.
Рекомендации. Если исходить из понимания того, что законодательство интенсивно изменяется, и в любом случае не в состоянии регулировать все аспекты коммерческих отношений, их участникам следует тщательно вырабатывать корпоративные нормы внутри компаний и документировать внешние отношения с партнерами по бизнесу в договорах, где обычай делового оборота должен становиться условием договора.
Стоит обратить внимание на наличие в правовой системе России таких актов как Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ, которые не являются источниками права. Это объясняется тем, что исторически Россия принадлежит к континентальной, а именно, романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие, например, от США и Великобритании) источниками права не являются. Но выраженная в Постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых решений, судебная практика по делам, связанная с применением норм коммерческого права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения коммерческого законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.
Положение предпринимателя на рынке станет более устойчивым и выигрышным, если он научится действовать по существующим правилам и создавать для партнеров взаимовыгодные договорные правила. Именно на это направлены новые тенденции в правовом регулировании товарного рынка современной России.
Во-первых, это усиление роли гражданско-правового договора в оформлении коммерческих связей, что влечет новые подходы к выработке условий коммерческих контактов, построению связей, и главное, увеличивает требования к правовой грамотности участников коммерческой деятельности.
Во-вторых, это формирование инфраструктурных связей товарного рынка за счет создания биржевых, аукционных, ярмарочно-выставочных и Интернет-площадок; развития складских и консигнационных услуг; увеличения роли финансовых организаций в обслуживании товарного оборота, расширении диапазона бизнес-услуг аудита, оценки, логистики, маркетинга, рекламы, патентования, консалтинга, аутсорсинга.
В-третьих, это распространение на товарном рынке ценных бумаг (например, облигаций, инвестиционных паев, складских свидетельств, варрантов, фьючерсных и опционных контрактов, векселей и т. д.), что увеличивает взаимный интерес участников товарного и финансового рынка к совместному легитимному партнерству.
В-четвертых, либерализация валютного и инвестиционного законодательства и рост конкуренции со стороны иностранных компаний.
В-пятых, это создание особых экономических зон для развития инновационного бизнеса.
Вместе с тем, остается нерешенными проблемы систематизации и стабилизации российского торгового законодательства, которую закон о государственном регулировании торговой деятельности не решил. Например, в таких экономически развитых странах как Германия, Франция, Япония в отличие от России действуют торговые кодифицированные законы; а также проблемы увеличения законности в сфере торговли.
В настоящее время государственная политика экономического развития России ориентирована на создание системы рыночных механизмов управления, хотя переход к новому качеству управления экономикой сопряжен со значительными трудностями, связанными как с низким уровнем правосознания абсолютного большинства российского общества, так и с объективными условиями экономического и государственного развития.
В этом смысле достаточно актуальны слова бывшего Президента Российской Федерации В. В. Путина: «…Предприятия в значительной степени приватизированы, но прежние привычки командования – остались. Министерства продолжают направлять усилия на то, чтобы подчинить себе – финансово и административно – предприятия и организации. В результате таких административных издержек вести цивилизованный бизнес в стране чрезвычайно сложно.
Между тем прямая обязанность государства – создавать условия для развития экономических свобод…»[3].
Когда-то княжество Монако выживало от продажи соли и таможенных пошлин для въезда во Францию. Принц Чарльз Грималди построил казино. Проложил железнодорожный путь в Монако. Местность была переименована в Монте-Карло (в переводе с финикийского «бухта отдыха»). Несколько лет экономического развития привели к отмене военной службы и прямого налогообложения.
Особенность государственного регулирования коммерческой деятельности сводится к тому, чтобы предотвращать столкновение частных интересов предпринимателей и публичных интересов общества в целом.
Общими усилиями государства, общества и бизнес-сообщества должен быть найден баланс интересов между всеми участниками коммерческих отношений, что возможно в рамках административного и экономического методов регулирования.
Для реализации данной цели необходима разработка совершенного механизма правового взаимодействия предпринимателя и общества. В настоящее время в отечественной экономике идет активный поиск способов применения различных экономических рычагов и стимулов с уменьшением доли административного давления со стороны властных структур. Это означает, что обманывать потребителя предпринимателю должно быть невыгодно под риском потери спроса.
Есть популярный анекдот об отношениях продавцов и покупателей. К продавцу подходит покупатель и просит взвесить сверток. Продавец:
– Ровно кило двести. А что у вас там?
– Два килограмма мяса, которые я купил у вас пять минут назад.
Государственное регулирование коммерческой деятельности строится на совмещении прямых (административных) и косвенных (экономических) формах регулирования.
К формам прямого государственного регулирования экономической деятельности относятся государственная регистрация, исполнение обязательств по уплате налогов и неналоговых платежей; лицензирование, порядок согласования с региональными исполнительными органами размещения предприятий и характера избранных видов предпринимательской деятельности с учетом экологических, демографических и иных последствий, соблюдение норм природопользования, санитарии и гигиены, соблюдение требований по формированию себестоимости выпускаемой продукции, ведению бухгалтерского учета, стандартов, сертификации продукции и услуг, единства измерений, обеспечение качества и безопасности товаров, работ и услуг, природопользования, экологического законодательства; единообразной бухгалтерской, статистической и иной информационной отчетности; законодательства о защите прав потребителей; порядка ценообразования; противопожарной безопасности и т. д.
Много примеров успешных действия антимонопольных органов.
Ставропольское управление ФАС (УФАС) обвинило дочернюю компанию ЛУКОЙЛа – «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» в картельном сговоре с другими нефтяными компаниями, результатом которого стало единовременное повышение цен на бензин до одного уровня, и вынесло предписание прекратить согласованные действия и перечислить в федеральный бюджет доход, полученный путем нарушения антимонопольного законодательства.
«ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» обжаловал это решение в суде, однако претензии ФАС были оставлены без изменений. В 2005 г. апелляционная инстанция подтвердила это решение. Тем не менее, по утверждениям «ЛУКОЙЛА», компания не вступала и не будет вступать в картельные соглашения[4].
Косвенные формы государственного регулирования направлены на стимулирование бизнеса и предполагают всяческую поддержку со стороны государства наиболее приоритетных направлений и форм развития экономики путем создания особых экономических зон, размещения государственных заказов, проведения конкурсов и аукционов для наиболее успешных компаний, предоставления специальных кредитов, дотаций, субсидий, льготный режим малого предпринимательства, особый режим инновационных предприятий и т. п.
В ст.17 ФЗ РФ от 28 декабря 2009 г. N 381‑ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» прямо указаны мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности и, в частности, предусматривающие:
1) стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;
2) поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
3) стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок в области торговой деятельности, ярмарок.
Безусловно, сами экономические методы государственного регулирования – не панацея. Все зависит от того, как, с какой эффективностью и в каких целях они реализуются.
Достаточно яркие примеры приватизационных афер произошли в Украине. При приватизации крупных промышленных предприятий (металлургический комбинат «Криворожсталь», Никопольский завод ферросплавов, ГХК «Павлоградуголь» и т. д.) органы исполнительной власти разрабатывали такие условия конкурса, по которым в конкурсе вместо 5-10 участвовали – 2–3 национальных инвестора (в частности, один из мировых лидеров металлургического рынка компания LMN-U.S.Steel не была допущена к конкурсу по «Криворожстали»), и в итоге предприятия переходили в частные руки не самых крупных и авторитетных инвесторов, а в бюджет поступало значительно меньше денежных средств, чем следовало.
Обозревая в целом государственные подходы к регулированию коммерческой деятельности, необходимо отметить, что в основном эти отношения входят в предмет других отраслей права. К таковым отношениям следует отнести налоговый, валютный и бюджетный контроль, государственный контроль на финансовом рынке, транспортный контроль (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах Российской Федерации), государственный контроль (надзор) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов, таможенный контроль, иммиграционный контроль, лицензионный контроль, государственный метрологический контроль и т. д.
Проблема государственного регулирования торговли состоит в поиске тех механизмов, которые сделают для предпринимателя невыгодным нарушать закон и обычай делового оборота.
Приведем примеры, демонстрирующие, что проблема в розничной торговле нерешена.
Примеры типичных нарушений в розничной торговле.
1. Подмена ценников либо неправильное их размещение, неверная либо неполная информация на ценниках. Причины подобных нарушений связаны с желанием ввести покупателя в заблуждение либо с тривиальной халатностью.
2. На полке магазина стоит товар с одним и тем же названием, но по разным ценам. Например, водка «Столичная» в подарочной упаковке стоит 150 руб., а без таковой – 80. Покупатель приобретает простую бутылку, а по кассовому чеку товар оплачивается как подарочный, но на чеке в графе «наименование товара» и в том и в другом случае указывается просто «водка «Столичная».
3. «Программная ошибка» в электронной системе кассовых аппаратов. В торговом зале ценник на товаре стоит один, а на кассе при автоматическом считывании штрихкода сканером оказывается, что товар имеет другую цену, гораздо большую, чем указано в ценнике.
4. Акция с лозунгом на вывеске «Дарим 50 % от стоимости». Покупатель не замечает, что где-то на этой вывеске написано маленькими буквами о том, что в результате акции предоставляются только купоны на скидку на последующие покупки, и эта скидка не может достигать больше 20 %. Т. е. человеку для того чтобы получить скидку в 50 %, на которую он рассчитывал, приходится накупить огромное количество товаров и принести большую прибыль магазину. Поэтому, к сожалению вот эти не совсем честные подходы к распродажам и акциям магазинов не только ущемляют права наших покупателей, но и приводят к потере к ним доверия.
5. Товар стоит на полке магазина под другим наименованием, чем на его упаковке.
6. Ценник на товар выставлен с одной ценой, а на кассовом чеке цена на этот же товар пробивается дороже.
Например, в супермаркете одной известной сети проводят акцию продажи ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ ПО СНИЖЕННЫМ ЦЕНАМ, определяя период СКИДКИ до 01 июня текущего года. По истечении срока акции объявления не снимают, и покупатель берет товар с ценником ПО АКЦИИ. А на кассе – другая цена. Если покупатель обнаружил несоответствие, ему напоминают, какое число календаря. А ценники просто «ЗАБЫЛИ» снять.
7. Товар выпущен под названием, измененным в целях введения покупателя в заблуждение.
Например,
Вместо сметаны – сметанка, сметаночка, сметанушка.
Вместо йогурта – йогуртер, йогуртик и т. п.
Вместо сгущенного молока – сгущенка, молочный продукт.
8. Надпись: «Товары во время акций возврату и обмену не подлежат». На самом деле – это миф. По закону на все товары, купленные во время распродаж, распространяются те же правила, которые оговорены в законе о защите прав потребителей.
9. Под яркой рекламой продукта по сниженной цене лежит товар в похожей упаковке, но существенно дороже. Разница обнаруживается покупателем только при просмотре кассового чека. Протесты покупателя бессмысленны, он купил не тот товар, на который уменьшили цену. А ценник был «случайно» сдвинут.
10. Цена на товар сначала выставляется завышенная, а потом делается «скидка» с указанием старой цены, которая решительно перечеркнута. При этом вполне возможно нахождение рядом продукта аналогичного качества, но дешевле. Расчет здесь на то, что покупатели не сравнивают цены, а смотрят прежде всего на броские объявления.
11. СКИДКИ, РАСПРОДАЖА, 30 %, 50 %, 70 % и т. д. уже используются как дизайнерские решения на стадии оформления магазина.
Впервые методы государственного регулирования именно торговой деятельности установлены в ФЗ РФ от 28 декабря 2009 г. N 381‑ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»:
1) установление требований к ее организации и осуществлению;
2) антимонопольное регулирование в этой области;
3) информационное обеспечение в этой области;
4) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в этой области.
Очевидно, что в данных методах недостает конкретики, например, о создании единых информационных систем, о поощрении «прозрачности» компаний, о каналах привлечения предпринимателей к участию в государственных проектах и т. д.
Защиту прав и законных интересов предпринимателя обеспечивает государство. Защита прав предпринимателя основана на конституционных гарантиях ведения бизнеса.
Правовая защита – это совокупность мер, способов и действий, имеющих юридическое значение и направленных на предотвращение и пресечение правонарушений, восстановление и обеспечение нарушенных прав и применение ответственности.
Каждый предприниматель имеет право на защиту своих прав и законных интересов определенным путем, установленным либо допускаемым законодательством как самозащита (например, признания наличия или отсутствия прав, возмещения убытков; применения штрафных санкций; прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т. д).
Все способы защиты можно разделить на юрисдикционные (обращение в компетентные органы) и неюрисдикционные (без обращения в какие-либо инстанции). ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»(2001 г.) в ст. 2, 3, 7 определяет государственный контроль (надзор) и принципы защиты прав.
1. Государственный контроль (надзор) – это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных законодательством;
2. Основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора):
– презумпция добросовестности предпринимателя;
– соблюдение международных договоров РФ;
– открытость и доступность для предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
– соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
– устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
– недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований и т. д.
Очень важно, что в гл. 2 и 3 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» детально регулируются требования к организации и проведению мероприятий по контролю, а также права и обязанности участников этих мероприятий.
В частности, ст. 8. вводятся ограничения при проведении мероприятий по контролю для должностных лиц, которые не вправе:
– проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
– осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых предпринимателей либо их представителей;
– требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, не относящихся к предмету проверки;
– требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
– распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
– превышать установленные сроки мероприятий по контролю.
Среди основных обязанностей должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю, согласно ст. 11 можно указать следующие:
– своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
– соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы предпринимателей;
– проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном ст. 8;
– посещать объекты (территории и помещения) предпринимателей в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;
– не препятствовать представителям предпринимателя присутствовать при проведении мероприятий по контролю, предоставлять необходимую информацию, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки и знакомить с результатами проверки;
– доказывать законность своих действий при их обжаловании предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ.
По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах, один из которых вручается проверяемому предпринимателю.
К существенным правам предпринимателей при проведении мероприятий по контролю (надзору) нормы ст. 12–13 относят следующие:
– непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
– получать информацию, предоставление которой предусмотрено законодательством;
– знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
– обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;
– возмещать убытки, понесенные при проведении государственного контроля (надзора), если действия проверяющих оказались неправомерными.
По оценкам Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ процесс хозяйственной деятельности является объектом внимания примерно трех десятков контролирующих инстанций, которые действуют в большей степени по своим внутриведомственным инструкциям, чем по законам[5].
Ведомственные интересы не должны иметь приоритет над общественными, иначе на практике это приводит к двум негативным явлениям: во-первых, к увеличению бюрократических препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности; во-вторых, к искусственному созданию льготных условий для отдельных коммерческих структур, так или иначе аффилированных с должностными лицами государственных и муниципальных органов. Очевидно, что государство должно реализовать планы дерегулирования экономики – т. е. перехода на рыночные рычаги управления экономикой (упрощение процедур регистрации, лицензирования, сертификации и т. д.), поддержки деятельности и авторитета саморегулируемых организаций.
Роль данных организаций состоит в том, чтобы объединять предпринимателей на общих принципах этики бизнеса.
В частности, Ассоциация прямых продаж (Россия) публикует на своем сайте КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ОБЛАСТИ ПРЯМЫХ ПРОДАЖ и указывает, как подать жалобу на ту компанию, которая нарушила правила кодекса. Конечно, данный кодекс не является законодательным актом, но среди членов Ассоциации он должен соблюдаться. Более того, вполне возможна конкуренция между различными ассоциациями за предпринимателей и в том числе путем создания более качественных кодексов профессиональной этики.