Введение

Эффективность общественного производства в условиях рыночных отношений немыслима без активного участия в этом процессе энергичных людей, творчески решающих проблемы в предпринимательской деятельности, при этом не только получая прибыль для себя, но и принося пользу государству и обществу. Научные исследования показывают, а зарубежная и отечественная практика подтверждает, что во всех видах хозяйственной деятельности во все времена и во всех странах людей с такими психофизиологическими характеристиками насчитывается, как правило, не более 10 %.

Успех в деятельности предпринимателей обеспечивают такие качества, как инновационный образ мышления, уверенность в себе и своих силах, целеустремленность, работоспособность, оптимизм, способность к быстрому обучению и переобучению и др. Однако одаренные такими качествами люди вряд ли сумеют достичь высоких результатов, не обладая глубокими профессиональными знаниями. Вместе с тем люди, не обладающие поразительными талантами, но овладевшие знаниями, изучившие опыт других людей и поколений в предпринимательстве, могут прийти к значительным достижениям.

Основная цель учебника – обеспечить читателей знаниями, которые бы способствовали оптимальной организации коммерческой деятельности для достижения ими высоких результатов. Вашему вниманию предлагается теоретический и практический материал, способствующий приобретению масштабности мышления и навыков рациональной практической деятельности потенциального коммерсанта.

В учебнике рассматривается соотношение понятий предпринимательской и коммерческой деятельности, их место в общественном производстве. Здесь же представлена характеристика существующих двух концепций рынка: монетаристской и кейнсианской. В настоящее время у нас в стране действует монетаристская концепция, завезенная в Россию «чикагскими мальчиками», занявшими ключевые посты в руководстве экономикой нашей страны. Результаты использования этой концепции мы ощущаем на себе. Концепция рынка Дж. Кейнса предполагает постоянное наблюдение со стороны государственных органов за рыночными процессами и при возникновении дисбалансов, негативных явлений в экономике внесение ими коррективов в виде изменения размеров налогов, таможенных пошлин, субсидий и использования другого инструментария воздействия.

После Второй мировой войны Франция в кратчайшие сроки восстановила свою экономику благодаря использованию средств «дирижизма». Государство как дирижер постоянно использовало все экономические инструменты регулирования рынка, при необходимости временно усиливая или ослабляя некоторые из них для воздействия на экономические процессы. Такая система регулирования развития рынка и экономики в целом требует полной информации о результатах происходящих процессов на рынке. Государственное регулирование также требует высокого профессионализма в деле постоянного анализа и своевременного принятия решений по оптимизации этих процессов.

Следует отметить, что концепция Кейнса, дирижизм не представляют собой «социалистическое» суперцентрализованое управление экономикой страны со стороны государства, когда оно указывает каждому предприятию, каких показателей они должны достигнуть, наказывает директоров за невыполнение поставленного им сверху плана. Вместе с тем многие страны использовали немало положительного из опыта СССР, например пятилетние планы, государственные программы развития экономики и отдельных ее отраслей.

В учебнике приводится характеристика всех составных элементов коммерческой деятельности и приводится их взаимосвязь, а именно: изучение спроса, формирование ассортимента, поиск поставщиков и заключение с ними договоров, определение оптимальных размеров товарных запасов, продажа товаров и др. Дисциплина «Коммерческая деятельность» тесно переплетается с такими дисциплинами, как «Маркетинг», «Экономика предприятия», «Финансы», правовые дисциплины, и рядом других.

Коммерческая деятельность в розничных и коммерческая деятельность в оптовых предприятиях имеют свою специфику, но в принципе они идентичны. В связи с этим некоторые операции коммерческой деятельности в описании работы оптовых предприятий не повторяются (например, работа с поставщиками, заключение договоров и т. д.).

Немаловажное место в учебнике занимают вопросы оказания услуг покупателям в розничных и оптовых предприятиях, финансовых расчетов, связанных с коммерческой деятельностью, коммерческих рисков и средств их нейтрализации, защиты коммерческой информации, использования средств индивидуализации предприятий в целях повышения конкурентоспособности торгового предприятия.

Учебник предназначен для бакалавров, магистров, преподавателей учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, для практических работников в области предпринимательской деятельности. Он может быть достаточно полезен и для начинающих предпринимателей, желающих серьезно заняться коммерческой деятельностью.

Загрузка...