В условиях формирования рыночных отношений, конкурентного рынка существенно повышается роль коммерческой деятельности в обеспечении эффективной работы субъектов хозяйствования. Коммерческая деятельность рассматривается не только как процесс выполнения торгово-организационных операций, обслуживающих совершение актов купли-продажи, но и как важнейшая функция торговой организации, оказывающая существенное влияние на конечные результаты работы.
Коммерческая деятельность субъектов хозяйствования требует смещения акцентов с технологических аспектов выполнения коммерческих операций на инновационный, творческий подход к решению стратегических и текущих задач. В современных условиях уже недостаточно четко следовать предписаниям инструкций, владеть технологией выполнения коммерческих операций, знать теорию и опыт работы коммерческих организаций. Прошлые успехи и навыки выполнения коммерческих операций еще не гарантируют успех в будущем. Теорию и накопленный опыт специалисты коммерческих служб должны творчески осмыслить и адаптировать к конкретным рыночным условиям. В этом заключается особенность и сложность коммерческой деятельности в новых условиях, что предопределило подход автора к содержанию и структуре данного учебника. Этот подход базируется на системном изложении функций, процессов и операций коммерческой деятельности, повышающих ее эффективность в конкурентной экономике.
Главная цель учебника состоит в том, чтобы дать не только объем знаний и умений, необходимых для выполнения коммерческих операций, но и сформировать навыки преодоления разрыва между теорией и практическим их применением в реальной ситуации для обеспечения эффективной работы торговой организации в условиях рыночной конкуренции. Ставится задача развить инновационное, стратегическое мышление, способность гибко реагировать на рыночные условия, творчески адаптировать инструменты и методы коммерческой деятельности к условиям конкретного рынка, привить способность к непрерывному обучению, умению приумножать успехи торговой организации.
В новых условиях хозяйствования появляется потребность в специалистах высокой квалификации, которые могли бы успешно работать на рынке. К ним относятся специалисты по коммерческой деятельности. Коммерсант – особая профессия, предполагающая наряду с наличием специфических личных качеств владение знаниями многих смежных дисциплин, формирование широкого кругозора и рыночного менталитета. Решению этих задач будет способствовать предлагаемое издание.
Учебник написан в соответствии с программой дисциплины «Коммерческая деятельность» для учащихся средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности «Коммерческая деятельность», с учетом ее места во взаимосвязи с другими дисциплинами, предусмотренными для изучения учебным планом данной специальности.
«Коммерческая деятельность» как научная дисциплина изучает инновационное, творческое использование инструментов и методов при организации коммерческой деятельности с целью обеспечения рентабельной работы и конкурентного преимущества на рынке.
Объектом дисциплины являются процессы, совершаемые при обмене (купле-продаже). Предмет изучения – товары и услуги, с которыми работают хозяйствующие субъекты на рынке, осуществляя управление коммерческими процессами.
Структура учебника обеспечивает логическое изложение материала. В нем коммерческая деятельность рассматривается как экономическая категория, процесс и функция субъектов хозяйствования, представлены цели, задачи, содержание, принципы ее организации. Охарактеризованы субъекты правоотношений и объекты коммерческой деятельности. Обращается особое внимание на информационное обеспечение коммерческой деятельности, повышающее экономическую обоснованность любого коммерческого решения.
Представлена коммерческая деятельность на оптовом и розничном рынках, выделены их особенности. Делается акцент на специфике коммерческой деятельности на биржах, аукционах, ярмарках, при организации закупок на конкурсной основе и использовании других рыночных форм.
Подчеркивается особая значимость коммерческой деятельности для обеспечения полного ее цикла до смены формы стоимости. Товар превращается в деньги, компенсируются все затраты, формируется прибыль, происходит наращивание капитала, который инвестируется в развитие торговых организаций.
В учебнике используется общепринятая в деловом мире терминология. Его содержание направлено на подготовку творческого, квалифицированного специалиста, способного работать в условиях конкуренции и меняющейся конъюнктуры рынка.