1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением заемщику займа или кредита несколькими займодавцами (кредиторами), действующими совместно, а также отношения между указанными займодавцами (кредиторами) (далее – кредиторы).
2. В части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, к указанным в части 1 настоящей статьи отношениям подлежат применению положения Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов.
1. Часть 1 комментируемой статьи определяет предмет регулирования данного Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.
В качестве отношений, регулируемых комментируемым Законом (элементов предмета регулирования Закона) в ч. 1 комментируемой статьи названы, во-первых, отношения, возникающие в связи с предоставлением заемщику займа или кредита несколькими займодавцами (кредиторами), действующими совместно, и, во-вторых, отношения между указанными займодавцами (кредиторами) (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «кредиторы»).
Содержание ряда статей комментируемого Закона (ст. 11–19) выходит за рамки непосредственно предмета регулирования данного Закона – этими положениями вносятся изменения в ряд федеральных законодательных актов. В то же время соединение в одном законодательном акте статей, устанавливающих новое правовое регулирование, и статей, содержащих внесение изменений в законодательные акты, не совсем характерно для федерального законодателя и противоречит Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленным письмом Аппарата Государственной Думы от 18 ноября 2003 г. № вн2–18/490[8].
2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи в части, не урегулированной комментируемым Законом, к указанным в ч. 1 данной статьи отношениям подлежат применению положения Гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов.
Гражданский кодекс РФ является центральным, системообразующим актом гражданского законодательства, что следует из нормы п. 2 ст. 3 части первой данного Кодекса, согласно которой гражданское законодательство состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 данного Кодекса. В первом из указанных пунктов, к которым сделана отсылка, установлено (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ[9]), что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Иными федеральными законами, о которых идет речь в ч. 2 комментируемой статьи, являются, прежде всего, те акты, в которые комментируемым Законом вносятся изменения. В частности, это Основы законодательства РФ о нотариате, Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об инвестиционных фондах», «Об исполнительном производстве», «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», «О промышленной политике в Российской Федерации» и «О государственной регистрации недвижимости».