Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности – порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее – экспедиционные услуги).

Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.

1. Пункт 1 комментируемой статьи очерчивает сферу применения – область правового регулирования Закона № 87-ФЗ. Он определяет и регулирует правила транспортно-экспедиционной деятельности как экспедиционные услуги и включает в них:

1) порядок оказания услуг по организации перевозок грузов;

2) порядок оформления перевозочных документов;

3) порядок оформления документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Одновременно комментируемый пункт в обобщенном виде дает легальное определение транспортно-экспедиционной деятельности, которое в отличие от ГК РФ не конкретизирует данный вид предпринимательской деятельности и не содержит перечень видов экспедиторских услуг.

Согласно ГОСТу Р 52298-2004[8] к экспедиторским услугам относятся: а) участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров; б) оформление документов, прием и выдача грузов; в) завоз-вывоз грузов; г) погрузочно-разгрузочные и складские услуги; д) информационные услуги; е) подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств; ж) страхование грузов; з) платежно-финансовые услуги; и) таможенное оформление грузов и транспортных средств и др.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[9] относит ГОСТы к нормативно-техническим документам, которые подлежат применению (п. 2 ст. 15 Закона № 87-ФЗ).

Экспедиционная деятельность имеет элементы посреднических услуг.

Минфин России в письме от 16 октября 2000 г. № 04-02-05/2[10] в классификаторе ОКВЭД (ч. III, разд. D, подгруппа 633) лишь отдельные операции (по таможенной очистке грузов, фрахту грузового места на судне или в самолете, фрахту судов и т. п.), выполняемые транспортно-экспедиторскими организациями, относит к посреднической деятельности.

Экспедитор по договору имеет право совершать юридически значимые действия с товарами от своего имени, например выступать в качестве отправителя, организатора их перевозки, помещать на склад и т. п. Для выполнения таможенных и иных формальностей в целях осуществления функций таможенного посредника экспедитор должен иметь статус таможенного брокера (представителя).

Самостоятельным участником таможенных правоотношений экспедитор может быть в операциях, связанных с применением внутреннего или международного таможенного транзита. В связи с этим договор транспортной экспедиции, предусматривающий оказание российским экспедитором услуг по оформлению документов для таможенных целей, не может рассматриваться в качестве достаточного основания для наделения его статусом декларанта (письмо ФТС России от 31 августа 2004 г. № 01—06/192 «О декларанте товара»).[11]

Пунктом 3 ст. 801 ГК РФ определение условий выполнения договора транспортной экспедиции отнесено к соглашению сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. В настоящее время помимо комментируемого Закона действуют, например, утвержденные МПС России и Минтрансом России Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями (см. письмо МПС России от 14 мая 1993 № С-405у/АК-7/ЦМ-180).[12]

Следует учесть, что Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» – акт гражданского законодательства, поскольку принят на основании норм Гражданского кодекса РФ[13]. Поэтому в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ его положения не должны противоречить Кодексу. Основная регулятивная цель комментируемого Закона – развить и дополнить положения норм гражданского законодательства о транспортной экспедиции.

Однако Закон № 87-ФЗ, как следует из его содержания, не является полностью процедурным актом, т. е. направленным на упорядочение действий сторон, и во многом устанавливает статус участников транспортно-экспедиционного обязательства.

Абзац 2 комментируемого пункта предусматривает важное правило – схему регулирования обязательств из транспортной экспедиции и соответственно формирования содержания условий договора. Законодатель в данном случае исходит из принципа гражданского права, закрепленного в ст. 421 ГК РФ. Согласно п. 4 указанной нормы условия договора определяются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Поэтому одновременно договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

Таким образом, суть регулирования обязательств в области транспортной экспедиции сводится к следующему: стороны применяют обязательные (императивные) нормы законодательства к условиям договора. Все, что остается за «рамками» нормативных актов, определяется сторонами самостоятельно.

2. Пункт 2 комментируемой статьи императивно определяет, что Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» не распространяется на транспортно-экспедиционную деятельность в области почтовой связи(почтовые услуги, связанные с аналогичным видом деятельности, регулируются иными нормативными актами). В частности, Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»[14] установлены специальные требования к подобного рода услугам. Например, субъекты деятельности по оказанию услуг почтовой связи определены как операторы почтовой связи (ст. 17), организации почтовой связи вправе использовать транспортные средства для перевозки почтовых отправлений и денежных средств (ст. 32), за ненадлежащее исполнение обязательств операторы несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи (ст. 34).

Тем самым законодатель четко разграничивает транспортную экспедицию и почтовую связь.

Загрузка...