Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.
Комментируемая статья определяет арбитражные суды в России в качестве федеральных судов, а также указывает, что они входят в судебную систему России. В соответствии с нормой ч. 3 ст. 118 Конституции РФ, судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Там же предусмотрено, что создание чрезвычайных судов не допускается.
На основании данной конституционной нормы принят Закон 1996 года о судебной системе, в ч. 1 ст. 4 которого установлено, что правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и названным Законом, а также что создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных названным Законом, не допускается. Согласно ч. 2 указанной статьи, в России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему России.
Как установлено в ч. 3 указанной статьи, ст. 4 Закона 1996 года о судебной системе (здесь и далее в ред. Закона 2014 года № 4-ФКЗ), к федеральным судам относятся:
1) КС России. Как определено в ст. 1 Закона 1994 года о КС России и ч. 1 ст. 18 Закона 1996 года о судебной системе, КС России – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
2) ВС России. Согласно положениями ч. 1 ст. 2 Закона 2014 года о ВС России и ч. 1 ст. 19 Закона 1996 года о судебной системе, ВС России является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Законом 1996 года о судебной системе и федеральными законами;
3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции. Дублируя и частично детализируя эти положения, ч. 2 ст. 1 Закона 2011 года о судах общей юрисдикции (в ред. Закона 2014 года № 5-ФКЗ) предусматривает, что к федеральным судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; районные суды, городские суды, межрайонные суды; военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом; специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
4) арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Система арбитражных судов в России определена положениями ст. 3 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).
В соответствии с ч. 4 указанной статьи, к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.
2. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о судебной системе, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.
Порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
1. В комментируемой статье определены основа и состав законодательства об арбитражных судах в России. Статья 2 Закона 1991 года об арбитражном суде (в ред. Закона РФ от 24 июня 1992 г. № 3118-1) в рамках такой регламентации устанавливала лишь то, что организация, порядок деятельности и компетенция арбитражного суда определяются данным Законом, АПК РФ, другими законами РФ.
Определяя основы законодательства об арбитражных судах в России, п. 1 комментируемой статьи указывает, что данная законодательная отрасль, в соответствии с Конституцией РФ, находится в ведении России. Данная норма согласуется с положениями п. «г» и «о» ст. 71 Конституции РФ (в ред. Закона 2014 года № 2-ФКЗ), относящими к исключительному ведению России такие вопросы, как: установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти (п. «г»); судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовноисполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности (п. «о»).
Согласно части 1 ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Соответственно, в положениях п. 2 комментируемой статьи, определяющих состав законодательства об арбитражных судах в России, говорится только об актах федерального законодателя. Как установлено в ч. 3 указанной ст. 76 Конституции РФ, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
2. Положения п. 2 комментируемой статьи определяют состав законодательства об арбитражных судах в России. Законом 2014 года № 8-ФКЗ из этих положений исключено упоминание о Конституции РФ, поскольку Законом 2014 года № 2-ФКЗ из Конституции РФ исключены положения, касающиеся ВАС России, в т. ч. исключена ст. 127, определявшая компетенцию этого судебного органа.
Состав законодательства об арбитражных судах определен в п. 2 комментируемой статьи дифференцировано:
1) в отношении полномочий, порядка образования и деятельности арбитражных судов в России, ч. 1 данного пункта указывает на федеральный конституционный закон о судебной системе, комментируемый Законом, и другие федеральные конституционные законы.
Соответствующим актом является Закон 1996 года о судебной системе, в ст. 2 которого, определяющей состав законодательства о судебной системе, указано, что судебная система России устанавливается Конституцией РФ и данным Законом. «Другим» федеральным конституционным законом является, прежде всего, Закон 2014 года о ВС России, которым, согласно его ст. 1 в соответствии с Конституцией РФ и Законом 1996 года о судебной системе, определяются полномочия, порядок образования и деятельности ВС России;
2) в отношении порядка судопроизводства в арбитражных судах в России, ч. 2 данного пункта указывает на комментируемый Закон, АПК РФ и принимаемые, в соответствии с ними, другие федеральные законы.
В части 2 ст. 3 АПК РФ предусмотрено, что порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией РФ, Законом 1996 года о судебной системе и комментируемым Законом, данным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Согласно ч. 4 указанной ст. 3 АПК РФ, судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
арбитражные апелляционные суды;
арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
специализированные арбитражные суды.
Комментируемая статья определяет систему арбитражных судов в России. До принятия комментируемого Закона в рамках такой регламентации в ч. 1 ст. 10 Закона 1991 года об арбитражном суде устанавливалось, что в России действуют: ВАС России; высшие арбитражные суды республик в составе
России; краевые арбитражные суды; областные арбитражные суды; городские арбитражные суды; арбитражный суд автономной области; арбитражные суды автономных округов. При этом ч. 2 указанной статьи предусматривала, что Президиумом Верховного Совета РФ по предложению ВАС России могут быть образованы арбитражные суды, безотносительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству России.
Указание на ВАС России исключено из комментируемой статьи Законом 2014 года № 8-ФКЗ, принятым в целях реализации Закона 2014 года № 2-ФКЗ, которым предусмотрено объединение ВС России и ВАС России, а также передача вопросов осуществления правосудия, отнесенных к ведению ВАС России, в юрисдикцию ВС России. Этим же Законом 2014 года № 8-ФКЗ признана утратившей силу глава II комментируемого Закона, определявшая полномочия, порядок образования и деятельности ВАС России (см. ниже).
В отношении судов, составляющих, в соответствии с действующей редакцией комментируемой статьи, систему арбитражных судов в России, необходимо отметить следующие:
1) арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды). Образование таких судов являлось нововведением комментируемого Закона. То, что такие суды являются арбитражными кассационными судами, закреплено в результате внесения изменений Законом 2003 года № 4-ФКЗ, которым предусмотрено образование арбитражных апелляционных судов (см. ниже). В прежней редакции комментируемой статьи такие суды именовались федеральными арбитражными судами округов, а не арбитражными судами округов. Изменение внесено упомянутым выше Законом 2014 года № 8-ФКЗ, принятым в целях реализации Закона 2014 года № 2-ФКЗ, которым предусмотрено объединение ВС России и ВАС России.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов округов определены положениями главы III комментируемого Закона, в ч. 1 ст. 24 которой установлено, что арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено данным Законом. Там же предусмотрено, что арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами;
2) арбитражные апелляционные суды. Указание на такие суды введено Законом 2003 года № 4-ФКЗ, которым в комментируемый Закон включена глава III1, определяющая полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов. Согласно ч. 1 ст. 331 указанной новой главы, арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. Соответствующие изменения внесены Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. № 3-ФКЗ[28] в Закон 1996 года о судебной системе. Как отмечалось в пояснительной записке к законопроектам, принятым в качестве указанных Законов, образование арбитражных апелляционных судов позволит отделить апелляционную судебную инстанцию от первой судебной инстанции и, тем самым, исключить положение, при котором в арбитражном суде субъекта РФ принимается решение и осуществляется его проверка. Арбитражные апелляционные суды образуются по принципу, который ранее был использован при образовании арбитражных судов кассационной инстанции;
3) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «арбитражные суды субъектов Российской Федерации»). То, что такие суды являются судами первой инстанции, закреплено в результате внесения изменений упомянутым выше Законом 2003 года № 4-ФКЗ, которым предусмотрено образование арбитражных апелляционных судов. Соответственно, также упомянутым выше Законом 2003 года № 3-ФКЗ, из ч. 1 ст. 25 Закона 1996 года о судебной системе исключено указание на то, что арбитражный суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции. Согласно действующей редакции указанной нормы (т. е. в ред. Закона 2014 года № 4-ФКЗ), арбитражный суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов субъектов РФ определены положениями главы IV комментируемого Закона, в ч. 1 ст. 34 которой установлено, что в субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;
4) специализированные арбитражные суды. Указание на такие суды введено Законом 2011 года № 4-ФКЗ, которым в комментируемый Закон включена глава IV1, определяющая полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам (соответствующие изменения внесены указанным Законом и в Закон 1996 года о судебной системе). Соответственно, именно данный суд и подразумевается в рассматриваемом положении комментируемой статьи. В статье 432 указанной новой главы определено, что Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.
Как отмечалось авторами законопроекта, принятого в качестве Закона 2011 года № 4-ФКЗ, создание в России специализированного арбитражного суда по разрешению споров, связанных с защитой интеллектуальных прав, направлено на реализацию положений Конституции РФ и ч. 4 ГК РФ.
Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
В комментируемой статье закреплены общие положения об осуществлении правосудия арбитражными судами в России. Основой данных положений является норма ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, устанавливающая, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эта норма продублирована в ч. 3 ст. 1 Закона 1996 года о судебной системе.
Ранее ст. 4 Закона 1991 года об арбитражном суде (в ред. Закона РФ от 24 июня 1992 г. № 3118-1) непосредственно содержала общие положения о подведомственности дел арбитражному суду. Так, наряду с прочим, устанавливалось, что: арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления (споры в сфере управления) (ч. 1); арбитражный суд разрешает споры между предприятиями, учреждениями, организациями (включая колхозы), являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ч. 2).
В комментируемой же статье содержится отсылочная норма, устанавливающая, что арбитражные суды в России осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции комментируемым Законом, АПК РФ и принимаемыми, в соответствии с ними, другими федеральными законами. Законом 2014 года № 8-ФКЗ из данной нормы исключена отсылка к Конституции РФ, поскольку Законом 2014 года № 2-ФКЗ, которым предусмотрено объединение ВС России и ВАС России, а также передача вопросов осуществления правосудия, отнесенных к ведению ВАС России, в юрисдикцию ВС России, исключена ст. 127 Конституции РФ, определявшая компетенцию ВАС России.
Общие положения о подведомственности дел арбитражному суду закреплены в ст. 27 АПК РФ, которой, наряду с прочим, предусмотрено следующее:
– арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1);
– арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (обозначаются в данном Кодексе «индивидуальные предприниматели»), а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, с участием России, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (обозначаются в данном Кодексе «организации и граждане») (ч. 2);
– к подведомственности арбитражных судов Федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (ч. 3).
Вопросы подведомственности дел арбитражному суду решаются также в соответствии с положениями ст. 28 «Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений», ст. 29 «Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений», ст. 30 «Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение», ст. 31 «Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов», ст. 32 «Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений» и ст. 33 «Специальная подведомственность дел арбитражным судам» АПК РФ.
Общие положения об осуществлении правосудия судами общей юрисдикции закреплены в ст. 4 Закона 2011 года о судах общей юрисдикции, в ч. 1 которой, соответственно приведенной выше норме ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, предусмотрено, что суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В соответствии с ч. 2 указанной ст. 4 Закона 2011 года о судах общей юрисдикции, суды общей юрисдикции рассматривают:
1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые, в соответствии с законодательством РФ, рассматриваются другими судами;
2) все уголовные дела;
3) иные дела, отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.
Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:
защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее – организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Комментируемая статья определяет основные задачи арбитражных судов в России. В статье 3 Закона 1991 года об арбитражном суде в качестве задач арбитражного суда были названы:
– защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан;
– единообразное и правильное применение законодательства;
– содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.
Положения комментируемой статьи воспроизведены и детализированы в ст. 2 АПК РФ, устанавливающей (в ред. Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 69-ФЗ[29]), что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;
4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
5) формирование уважительного отношения к закону и суду;
6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
Следует также отметить, что Закон 2011 года о судах общей юрисдикции не формулирует задачи судов общей юрисдикции. Процессуальное же законодательство определяет только задачи гражданского судопроизводства. Так, в соответствии со ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Там же установлено, что гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.
В комментируемой статье определены основные принципы деятельности арбитражных судов в России. Ранее ст. 4 Закона 1991 года об арбитражном суде (в ред. Закона РФ от 24 июня 1992 г. № 3118-1) в качестве таких принципов называла коллегиальность разрешения споров, независимость арбитражного суда и его судей и подчинение их только закону, равенство сторон, гласность разрешения споров, законченность и обоснованность решения.
Комментируемая статья указывает на принципы, которые являются общими для судебной системы России. Эти принципы закреплены в Конституции РФ и воспроизведены с детализацией в актах федерального законодателя, в т. ч. в Законе 1996 года о судебной системе, Законе 1992 года о статусе судей, а также в процессуальных законах – АПК РФ и КоАП РФ (речь идет об актах законодательства об арбитражных судах в России). Причем, можно говорить о том, что в комментируемую статью вошли не все соответствующие принципы. Так, представляется, что к принципам деятельности арбитражных судов в России можно отнести такие, как язык судопроизводства (ст. 10 Закона 1996 года о судебной системе, ст. 12 АПК РФ), разумные сроки судопроизводства в арбитражных судах и исполнение судебного акта (ст. 61 АПК РФ введена Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. № 69-ФЗ).
Принципы судебной системы России соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права, которые, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, являются составной частью правовой системы России. Эти общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся, прежде всего, в таких международных документах, как: Всеобщая декларация прав человека[30], принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5)[31], заключенная 4 ноября 1950 г. в г. Риме (Конвенция с изменениями, внесенными в нее рядом Протоколов, ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ[32]); Международный пакт о гражданских и политических правах[33], принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. (Пакт подписан от имени СССР 18 марта 1968 г. и ратифицирован Постановлением Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. № 4812-VIII[34]).
В отношении перечисленных в комментируемой статье принципов, на основе которых строится деятельность арбитражных судов в России, необходимо отметить следующее:
1) законность. Принцип законности при рассмотрении дел арбитражным судом закреплен и определен в рамках регламентации судопроизводства в арбитражных судах в ст. 6 АПК РФ. Согласно указанной статье, законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах;
2) независимость судей. В основе данного принципа лежат положения ст. 120 Конституции РФ: судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. 1); суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2).
Эти и другие конституционные положения воспроизведены и детализированы в ст. 5 Закона 1996 года о судебной системе (в ред. Федерального конституционного закона от 3 февраля 2014 г. № 1-ФКЗ[35]), закрепляющей и определяющей принцип самостоятельности судов и независимости судей: суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ч. 1); судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону; гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и Федеральным законом (ч. 2); суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу (ч. 3); в России не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4); лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом; присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом (ч. 5).