Комментарий

КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ

«О КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ»


Принят Государственной Думой 7 июля 2010 г. Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 г.

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также – организация).

2. Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций – группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО).

Международные стандарты финансовой отчетности активно продвигаются на территории России. Еще реформирование бухгалтерского учета в 1998 г. и принятие нового плана счетов было направлено на приведение его в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Новый план счетов утвердили, как и новые положения по ведению бухгалтерского учета, а российские стандарты так и не соответствуют международным.

Первые консолидированные отчетности начали составляться в США еще в конце XIX в. Первая годовая финансовая отчетность компании General Electric была составлена в 1893 г., но она содержала информацию только о материнской компании. Вторая отчетность была консолидированной финансовой отчетностью. Отчет о прибылях и убытках содержал информацию обо всех компаниях группы и начинался цифрами о выручке. Такая практика используется в компании до сих пор. Компания U.S. Steel 12 марта 1903 г. опубликовала свою первую консолидированную финансовую отчетность по состоянию на 31 декабря 1902 г.

В марте 2002 г. была утверждена Директива Европейского союза, согласно которой все компании, чьи акции котируются на биржах Европы, обязаны готовить консолидированную отчетность по МСФО, начиная с 2005 г.

Понимая всю важность и необходимость для российских компаний выхода на зарубежные рынки, Правительство Российской Федерации 6 марта 1998 г. постановлением № 283 утвердило Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Именно поэтому всем бухгалтерам пришлось подстраиваться под новый план счетов бухгалтерского учета, принятый в рамках реформы.

Правда, предпринятые попытки «подогнать» бухгалтерский учет под МСФО не увенчались успехом. Россия еще не была готова следовать принципам составления отчетности, заложенным в МСФО. Кризис 1998 г. заставил организации искать пути выхода из него. Вся деятельность была сосредоточена на том, чтобы выжить, а не тратить деньги и усилия на трансформацию отчетности по МСФО, тем более, что тогда еще в ней не было особой необходимости.

Но чем стабильнее становилась экономика, тем чаще государственные органы возвращались к идее МСФО. Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивала в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивала возможности полезного использования этой информации.

В целях дальнейшего реформирования российского бухгалтерского учета и приведения его в соответствие с МСФО Министерство финансов Российской Федерации 1 июля 2004 г. утвердило Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее – Концепция), в которой были обозначены основные этапы перехода на обязательное составление отчетности по МСФО.

Примерно в это же время Банк России распространил официальное сообщение от 2 июня 2003 г. «О переходе банковского сектора Российской Федерации на Международные стандарты финансовой отчетности» (с 1 января 2004 г.).

Однако все указанные стремления перевести российский бухгалтерский учет на МСФО упирались в неснятые проблемы:

отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО. Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное значение имело законодательное признание. В частности, консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, необходимо было придать статус одного из видов официальной отчетности;

формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

значительное административное бремя хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишние затраты из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

слабость системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысокое качество аудита бухгалтерской отчетности;

недостаточность участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

низкий уровнь профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточность навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Большая проблема с трансформацией МСФО также заключается в отсутствии официального перевода стандартов. Для качественного и правильного применения МСФО бухгалтер должен не только обладать профессиональными навыками, но и владеть специальной бизнес-лексикой на иностранном языке.

Согласно Концепции были обозначены следующие этапы перехода России на МСФО:

2004–2007 гг. – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, к которым были отнесены хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и (или) публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации.

Загрузка...