С 1 апреля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «Об электроэнергетике» за исключением отдельных норм. Его принятие связано с коренными изменениями в политической, социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими решение таких важнейших задач, какими являются обеспечение надежного и бесперебойного снабжения электрической энергией потребителей на территории Российской Федерации.
Впервые в российской истории предпринята попытка создать единые правовые основы регулирования отношений в сфере электроснабжения, причем основы универсальные, распространяющиеся на все отношения по снабжению потребителей электрической энергией, независимо от их гражданско-правовой природы, на субъектов оптового и розничных рынков, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, а также определяющие полномочия регулирующих органов, как государственных, так и муниципальных.
На протяжении всей истории нашей страны энергетические рынки постоянно растут и совершенствуются, усложняются и развиваются договорные отношения их участников, изменяются форматы самих рынков, корректируются их функции. В то же время отчетливо прослеживается тенденция к интеграции таких рынков, как рынок электрической и рынок тепловой энергии, которые вследствие своей общей технологической направленности нуждаются в специфическом регулировании. Отношения, складывающиеся на рынках электрической и тепловой энергии, обладают рядом экономических особенностей, обусловленных технологической спецификой функционирования производственных объектов электро– и теплоэнергетики, что предопределяет общую правовую модель регулирования этих отношений.
Существенной особенностью российского рынка электрической энергии является его тесная связь с рынком тепловой энергии. Анализируя ситуацию на этих рынках, можно констатировать, что общие особенности проистекают из технологической специфики функционирования производственных объектов энергетического хозяйства. На российском рынке определенная доля электрической и тепловой энергии вырабатывается в теплофикационном (комбинированном) цикле, и, как следствие, одни и те же объекты энергетики обеспечивают функционирование как рынка электрической, так и рынка тепловой энергии. Кроме того, в целях снижения вредного воздействия на окружающую среду в 2007 г. Россия присоединилась к декларации лидеров стран G8 по расширению использования технологий по комбинированной выработке тепловой и электрической энергии (когенерации) в национальных энергетических системах. В нашей стране рынок когенерации находится на этапе становления, но необходимо учитывать, что он является составной частью рынков электрической и тепловой энергии.
Одной из главных целей правового регулирования в сфере электроэнергетики является содействие в обеспечении беспрепятственного и бесперебойного энергоснабжения отечественных потребителей. Успех в достижении этих целей во многом зависит от решения ряда проблем, в том числе и правового характера. В последние годы принят целый блок нормативных правовых актов, которые упорядочивают отношения, складывающиеся на рынках электрической и тепловой энергии. Однако стройной системы в этой сфере еще не сложилось. Более того, многие из принятых нормативных правовых актов не лишены недостатков как юридико-технического, так и концептуального характера. Очевидным препятствием развития когенерации в России являются различия в подходе законодателей к регулированию отношений по электро– и теплоснабжению: в сфере электроэнергетики создана новая система организации торговли электроэнергией на конкурентной основе, а деятельность в сфере теплоснабжения является естественно-монопольной.
Комментарий носит научно-практический характер. Его основная цель – разъяснение норм Федерального закона «Об электроэнергетике» для их правильного толкования и применения на практике. Автор не претендует на бесспорность своих суждений, но надеется, что, несмотря на дискуссионность ряда разъяснений, комментарий даст читателям ориентир в сложных вопросах применения Федерального закона «Об электроэнергетике».