Преамбула

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.


Комментируемый Закон содержит преамбулу. Как предусмотрено в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленных письмом Аппарата Государственной Думы от 18 ноября 2003 г. № вн2-18/490[16], преамбула (введение) – это самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

В преамбуле комментируемого Закона определен предмет регулирования комментируемого Закона, т. е. определены общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого являются правовыми отношениями. В качестве элементов предмета регулирования комментируемого Закона данная норма называет определение правовых основ обращения с отходами производства и потребления.

Преамбула комментируемого Закона также определяет цели указанного правового регулирования – это, во-первых, предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду (до внесения Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ[17] изменения говорилось об окружающей природной среде), и, во-вторых, вовлечение отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Комментируемый Закон явился первым актом федерального законодателя, посвященным исключительно правовому регулированию в области обращения с отходами производства и потребления. До принятия данного Закона вопросы такого регулирования охватывались сферой действия Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды»[18] (утратил силу), в том числе содержавшего самостоятельную статью 54 «Охрана окружающей природной среды от производственных и бытовых отходов».

Правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления осуществлялось также отдельными из документов, изданных на основании данного Закона РСФСР, в том числе Постановлениями Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов»[19] (названный Порядок признан утратившим силу в части разработки и утверждения лимитов на размещение отходов Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»[20]) и от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»[21] (признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»[22]).

В развитие названных Закона РСФСР и постановлений Правительства РФ, а также ряда других нормативных правовых актов Минприроды России 15 июля 1994 г. были утверждены Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации[23]. Названные Правила согласно их п. 1.1 распространялись на предприятия, объединения, организации, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также на иностранных юридических и физических лиц (природопользователей), осуществляющих любые виды деятельности на территории России, в результате которых образуются, используются, обезвреживаются, складируются и захораниваются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов. Там же указывалось, что специализированные предприятия, осуществляющие производственную деятельность с целью размещения отходов, также являются природопользователями и на них распространяются требования Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», названных Правил, а также решений исполнительных органов власти субъектов РФ.

Названные Правила не признаны утратившими силу или недействительными, но с учетом нормы ч. 2 ст. 4 Конституции РФ (Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России) представляется очевидным, что они не могут применяться в части противоречащей комментируемому Закону, как и любому иному акту федерального законодателя.

Загрузка...